Тема 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАМЯТИ И ЕЕ ФУНКЦИИ
Тема 2 ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ
Тема 3 ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Тема 4 ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Тема 5 МЕХАНИЗМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Тема 6 МЕХАНИЗМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Тема 7 ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Тема 8 ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Тема 9 АКМЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Тема 10 САМОСОВЕРШЕНТВОВАНИЕ КАК ЦЕЛЬ И ОСНОВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (по работе Э. Фромма «Человек для себя»)
Тема 11 АКМЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Тема 12 АКМЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Тема 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАМЯТИ И ЕЕ ФУНКЦИИ
Сформулируйте практические приемы запоминания, основываясь на следующих законах памяти: закон Д. Миллера, эффект края, закон забывания г. Эббингауза, реминисценция, эффект Зейгарник (дайте краткое описание законов)
Закон Дж. Миллера. «Повсюду меня преследует один знак... – писал американский психолог Дж. Миллер. – Это число буквально следует за мной по пятам, я непрерывно сталкиваюсь с ним в своих делах, оно встает передо мной со страниц самых распространенных наших журналов. Оно принимает множество обличий, иногда оно немного больше, иногда меньше, но оно никогда не меняется настолько, чтобы его нельзя было узнать». Этими словами Миллер начал свою известную статью «Магия числа 7±2». Он пришел к выводу, что человек способен с одного раза удержать в оперативной памяти в среднем семь «кусков» информации
Тема 2 ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ
Предложите способы управления эмоциями, опираясь на теоретический материал. Выполняя задание, используйте следующие теоретические понятия: эмоция, чувство, психическое эмоциональное состояние, оптимальное рабочее состояние, релаксация, сон, стресс
Важнейшими детерминантами поведения и деятельности человека выступают чувства и воля.
Чувства – одна из форм отражения мира. В отличие от познавательных процессов, в чувствах объективная реальность отражается в форме переживаний.
Тема 3 ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Посмотрев фильм «Цветы для Алджернона» (2006, реж. Давид Дельрие) или прочитав одноименное произведение Д. Киза, ответьте, можно ли назвать личностью главного героя Шарля (Чарли). Выполняя задание, дайте краткое описание следующих теоретических понятий: личность, механизмы формирования личности, интеллект, эмоциональный интеллект
Роман «Цветы для Элджернона» Д. Киза.
Главный герой Чарли Гордон. Если исходить из определения, что личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность, то несомненно Чарли – уникальная личность. На протяжении всего повествования из его отчетов читатель видит, как эта личность формируется – осваивает сферу общественного опыта, в результате чего происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение
Тема 4 ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Посмотрев фильм «Повелитель мух» (Lord of the Flies) (1963, реж. П. Брук) или прочитав одноименное произведение У. Голдинга (William Golding), объясните, почему в группе детей, попавших на остров, была затруднена совместная деятельность. Выполняя задание, используйте следующие теоретические понятия: групповые процессы, групповая динамика, статус, роль, система групповых ожиданий, групповые нормы, конформизм
Герои фильма, мальчики-хористы, попав на необитаемый остров, поначалу ведут себя обычно. Автору было необходимо показать на ярком контрасте изменения в человеческой душе, в поведении детей.
Главный герой Ральф – спортивный, харизматичный, ответственный мальчик, он избран лидером в начале фильма. Ральф является основным представителем порядка, цивилизации, и продуктивной деятельности на острове. Ральф думает о строительстве хижин, о разведении и поддержании огня, о том, что бы увеличило их шансы на спасение.
Тема 5 МЕХАНИЗМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Предложите приемы взаимодействия для эффективного межличностного общения
Эффективное открытое общение возможно только в атмосфере доверия, которому способствуют установки субъекта:
1) на понимающее неоценочное реагирование на мысли, чувства, представления и высказывания партнера, которое не означает согласия с высказываемым, а является лишь проявлением желания непредвзято понять его;
2) на положительное принятие личности собеседника в независимости от его достоинств и недостатков, формирующее климат безопасности, открытости и доверительности;
Тема 6 МЕХАНИЗМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Перечислите сигналы, которые свидетельствуют о том, что человек говорит неправду
1. Микровыражения – человек, который лжет, подсознательно проявляется эмоция бедствия (поднятие бровей, ассиметрия – разное проявление эмоций на правой и левой частях лица).
2. Нос и рот. Лжец гораздо чаще дотрагивается до носа, чем человек, который говорит правду. Указывать на ложь так же может желание человека прикрыть рот рукой или поджатые губы.
Тема 7 ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Выполните в таблице сравнительную характеристику основных направлений исследования лидерства в психологии, предложив самостоятельно критерии сравнения. Приведите примеры лидерства по книге Дж. Ландрама «14 гениев, которые ломали правила».
|
Теория лидерства
|
Критерии
|
|
Теория «великих
людей»
|
Врожденные
качества
Уровень
интеллекта лидера
Высокоморальная/исключительно
аморальная личность
Наполеон Бонапарт
|
Тема 8 ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Приведите примеры перечисленных ниже способов властного воздействия:
1. Власть принуждения
Самый простой и самый древний инструмент. Орудия труда дали первобытному человеку власть над природой, а орудия войны – власть над другим человеком. Конкретное воплощение этого инструмента власти – каменный топор вождя племени. В чьих руках топор – у того и власть. Замечено, что найденные в могильниках изящные, нередко великолепно орнаментированные и украшенные каменные топоры, которые являлись всего лишь символом власти, нередко использовались по своему назначению
Тема 9 АКМЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Сформулируйте факторы, обусловливающие эффективное обучение студентов в вузе, опираясь на теоретические положения психологии и педагогики и собственный опыт. При выполнении задания опирайтесь на определение эффективности (от лат. effectus – исполнение, действие) как степени соизмерения результатов с затратами, т е. получение максимального результата при минимальных затратах.
Успеваемость студентов зависит не только от общего интеллектуального развития и специальных способностей, что вполне понятно даже с точки зрения здравого смысла, но также от интересов и мотивов, черт характера, темперамента, направленности личности, ее самосознания и т. д.
Тема 10 САМОСОВЕРШЕНТВОВАНИЕ КАК ЦЕЛЬ И ОСНОВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
(по работе Э. Фромма «Человек для себя»)
Что значит «плодотворное существование» с точки зрения Э. Фромма?
Плодотворность – это человеческая способность использовать свои силы и реализовать заложенные в человеке возможности; означает, что человек воспринимает себя как воплощение своих сил и как «творца»; что он ощущает себя единым со своими силами и в то же время что они не скрыты и не отчуждены от него.
Силой своего разума человек построил материальный мир, реальность которого превосходила даже мечты и образы волшебных сказок и утопий. Человек подчиняет себе физические энергии,
Тема 11 АКМЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Назовите общие акмеологические факторы развития профессионализма
В акмеологии дается определение конкурентоспособного специалиста как специалиста, обладающего:
– комплексной личностной потребностью в соединении узкого профессионализма и универсализма,
Тема 12 АКМЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Назовите объективные факторы, позволяющие взрослому человеку достигать уровня «акме»
Под акме в профессиональной деятельности подразумевается устойчиво успешный по получаемым результатам высокий уровень решения задач, составляющих содержание деятельности специалиста в той или иной области.