1.Роль этических постулатов в поиске новых знаний: возможности и ограничения.
2.Укажите основные черты философской мысли Беларуси
3.Раскройте роль социализации в формировании личности
4.Кто сформулировал диалектику как философскую теорию развития? Раскройте значение трех законов диалектики в философии (законы перечислить)
5.Перечислите и раскройте типы научной рациональности
6.Чем обусловлено деление философии на классическую и неклассическую?
7.Какой статус занимала философия как наука в средние века? Раскройте причины такого положения
8.Основная функция выполняемая философией по отношению к научному познанию
9.Раскройте роль методологии философии в научном знании
10.Почему в современной науке доминирует линейный (формационный) подход к изучению истории человечества? В чем заключаются ограничения нелинейного (цивилизационного) подхода?
11.Раскройте возможности применения синергетики в философии
12.Раскройте понимание понятия «общество» в социальной философии
13.Раскройте роль коммуникации в формировании личности и построения взаимосвязей в современном обществе
14.Проанализируйте понятия «бытие» и «небытие». Дайте краткую характеристику. Раскройте взаимосвязь данных понятий
15.Укажите роль воображения и интуиции в формировании нового научного знания. На чем базируется интуиция?
16.Раскройте роль философии в жизни человека
17.Изложите основные ограничения чувственного познания в философии
18.Кратко изложите основные глобальные проблемы человечества и пути их решения
19.Перечислите предпосылки, которые позволили сформировать философское мировоззрение
20.Перечислите и раскройте основные отличия философии Античной цивилизации и Древнего Востока
21.Какие темы поднимались в философской мысли Беларуси до эпохи Возрождения?
22.Кто был первым профессиональным философом Беларуси? Опишите его вклад в становление философской мысли Беларуси
23.Раскройте роль антропологического аспекта философии в формировании понятия «субъект исторического процесса»
24.Изложите суть концепции «гражданское общество». Как соотносятся понятия «гражданское общество» и «государство»?
25.Какие черты философия заимствовала из мифологического и религиозного мировоззрения?
26.Перечислите и раскройте основные пути формирования ценностных ориентаций личности в условиях глобализации
1.Роль этических постулатов в поиске новых знаний: возможности и ограничения.
Занятия наукой вырабатывают определенное ценностное отношение к миру. Превыше всего в науке ценится истина и все, что к ней ведет, различного рода эмпирические и теоретические методы. Истина – это главная ценность ученого, но далеко не единственная. В сообществе ученых высоко ценятся непротиворечивость суждений, теоретическое и экспериментальное обоснование достоверности знания, а также критическое отношение к догмам и всякого рода авторитетам, честность, порядочность, мужество в отстаивании своих воззрений.
2.Укажите основные черты философской мысли Беларуси
Существенной чертой отечественной философии является то, что она всегда живо реагировала на ключевые события в жизни народа и поэтому своеобразно отражает культурно-политическую историю Беларуси. В почти тысячелетней истории белорусской философской мысли можно выделить пять периодов: философская мысль Беларуси периода Киевской Руси; философская мысль Беларуси периода Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского; философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой; философская мысль Беларуси периода Российской империи; философская мысль Беларуси в XX веке.
3.Раскройте роль социализации в формировании личности
Социализация – включение человека в жизнь общества посредством усвоения ценностей и норм данного общества, а также овладения навыками общественного поведения. Понятия «социализация» и «формирование личности» близки по значению, но не идентичны. Если формирование личности устанавливает базовые ценности личности, создает мотивацию и определяет
4.Кто сформулировал диалектику как философскую теорию развития? Раскройте значение трех законов диалектики в философии (законы перечислить)
Целостную диалектическую концепцию развития разработал немецкий философ XIX в. Г. В. Ф. Гегель. В настоящее время диалектика рассматривается как теория развития, которая основывается на противоречивом характере отношений всех форм бытия.
5.Перечислите и раскройте типы научной рациональности
Типы научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.
Первый тип – классическая рациональность – соответствует классической науке в ее додисциплинарном и дисциплинарно организованном состоянии и сформировалась в ходе первых двух глобальных научных революций. Классическую рациональность характеризует то, что она центрирует внимание на объекте, исключая все то, что относится к субъекту, средствам и операциям его познавательной деятельности; это
6.Чем обусловлено деление философии на классическую и неклассическую?
С наступлением новой, современной эпохи формируется и новая, современная духовная культура, а вместе с ней и современная философия, противостоящая прежней, традиционной философии.
Во второй половине XIX века постепенно подготавливается, а на рубеже XX столетия начинает осуществляться переход к новой, неклассической науке. И вовсе не случайно, что примерно в то же время и в философии происходит отход от классики и даже назревает бунт против нее. Это выражается в смене принципов, парадигм философствования. Наиболее наглядным примером такой смены является отношение к разуму, который выступает сердцевиной философии Нового времени.
7.Какой статус занимала философия как наука в средние века? Раскройте причины такого положения
В средние века статус философии заметно снизился, ибо ей отводилась вспомогательная роль – служить теологии в «доказательстве» существования трансцендентного разума (Бога). Средневековая философия зарождается на основе античного наследия в связи с распространением христианской веры (I-II вв.) по всему Средиземноморью. В узком смысле слова под средневековой философией понимают учения, относящиеся к тому времени
8.Основная функция выполняемая философией по отношению к научному познанию
Это формирование представления людей о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем, тем самым формируя его мировоззрение. Философия проясняет взгляды человека, его цели, интересы и потребности и их связь с окружающей действительностью
9.Раскройте роль методологии философии в научном знании
Методологическая функция философии характеризуется формированием общих принципов и норм познавательной деятельности, а также содействует приросту научных знаний и созданию предпосылок для научных открытий.
10.Почему в современной науке доминирует линейный (формационный) подход к изучению истории человечества? В чем заключаются ограничения нелинейного (цивилизационного) подхода?
Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право
11.Раскройте возможности применения синергетики в философии
Под синергетикой современная наука понимает совокупность знаний о самоорганизации, кооперативных процессах, о нелинейности, о порядке и хаосе, а также особое мировоззрение и междисциплинарное знание. Синергетика занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем самой различной природы: электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, животные, люди. Исходя из этого, синергетику можно определить как научное направление, изучающее общие явления самоорганизации, присущие живым и неживым формам организации материи.
12.Раскройте понимание понятия «общество» в социальной философии
Общество – ключевая категория социальной философии и теоретической социологии, имеющая несколько связанных, но не совпадающих значений.
В наиболее широком значении обществом называют ту часть окружающего и охватывающего нас мира, которая выделена из неживой и живой природы и отличается от нее специфическим способом существования. Иными словами, обществом называют мир людей и продуктов их совместной деятельности, обладающий неприродными
13.Раскройте роль коммуникации в формировании личности и построения взаимосвязей в современном обществе
Личность человека складывается в процессе общения, воспитания, получения образования; именно поэтому его значение так велико. Общение помогает организовать совместную работу, построить личную жизнь человека. Человечество стало прогрессировать вместе с развитием речи.
14.Проанализируйте понятия «бытие» и «небытие». Дайте краткую характеристику. Раскройте взаимосвязь данных понятий
Бытие – философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего в отличие от его сущности. То, что реально существует. Это понятие фиксирует наиболее общее в вещах – их простое наличие. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом
15.Укажите роль воображения и интуиции в формировании нового научного знания. На чем базируется интуиция?
В процессе творческого мышления важная роль принадлежит воображению и интуиции. Интуиция связана с рождением новой идеи. История культуры знает немало случаев, когда ученый, конструктор, художник, музыкант достигали принципиально нового результата в своей области как бы путем «озарения», «откровения».
16.Раскройте роль философии в жизни человека
Философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания.
17.Изложите основные ограничения чувственного познания в философии
Возможности чувственного познания определяются нашими органами чувств и наиболее очевидны для каждого, т. к. мы получаем информацию с помощью наших органов чувств. Различают три формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – это исходный элемент чувственного опыта. Оно возникает в результате непосредственного воздействия предметов на наши органы чувств. Мы ощущаем форму, цвет, запах, т. е. отдельные свойства предмета. Его целостный образ дает нам восприятие. Оно позволяет выделить предмет из окружающего фона, отображая его форму, положение в пространстве.
18.Кратко изложите основные глобальные проблемы человечества и пути их решения
К глобальным проблемам современности относятся: проблема мира и разоружения; экологическая; демографическая; энергетическая; сырьевая; продовольственная; использование ресурсов Мирового океана; мирное освоение космоса; преодоление отсталости развивающихся стран.
Проблема мира и разоружения – проблема предотвращения третьей мировой войны остается важнейшей, самой приоритетной проблемой человечества. Во второй половине XX в. появилось ядерное оружие и возникла реальная угроза уничтожения целых стран и даже континентов, т.е. практически всей современной жизни. Пути решения
19.Перечислите предпосылки, которые позволили сформировать философское мировоззрение
Философия является одной из форм мировоззрения, составляющей его теоретический уровень. Ей предшествовали дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия.
Мифология – это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития. Мифы – это архаические повествования о деяниях богов и героев, за которыми стоят фантастические представления о мире, об управляющих ими богах и духах. Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры человечества объединял в себе зачатки знаний
20.Перечислите и раскройте основные отличия философии Античной цивилизации и Древнего Востока
1.Отличие от философии Античной цивилизации философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, причем рассматривает проблему человека с точки зрения практики. Философия Античной цивилизации является многопроблемной: она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы. Философия Античной цивилизации обращается к человеку чаще не через его практическое бытие или этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и познания.
21.Какие темы поднимались в философской мысли Беларуси до эпохи Возрождения?
Формирование условий, подготовивших возможность возникновения философии Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Начало процессу христианского просвещения было положено полоцкой княжной Рогнедой, принявшей христианство и постригшейся в монахини под именем Анастасии. Своей христианско-просветительской деятельностью широко известна также полоцкая княжна Предслава, принявшая монашество под именем Ефросиньи (Полоцкой)
22.Кто был первым профессиональным философом Беларуси? Опишите его вклад в становление философской мысли Беларуси
Становление профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины.
Ф. Скорина – выдающийся восточнославянский мыслитель-гуманист эпохи Возрождения
23.Раскройте роль антропологического аспекта философии в формировании понятия «субъект исторического процесса»
Философская антропология исходит из того, что человек – это субъект истории, т.е. деятель, творец, автор всех происходящих в ней событий и изменений. Деятельность человека – это и есть то, что «запускает» исторический процесс, приводит его в динамичное состояние. Без активных действий человека история угасает, она не сможет состояться.
24.Изложите суть концепции «гражданское общество». Как соотносятся понятия «гражданское общество» и «государство»?
Гражданское общество – термин, которым, начиная с XVIII в., обозначали общественные, а в узком смысле – имущественные отношения. Недостаток теории гражданского общества у английских и французских материалистов проявлялся в непонимании его зависимости от развития способов производства. Они объясняли его формирование естественными свойствами человека, политическими задачами, формами правления и законодательства, нравственностью и т. д. Гражданское общество, т. е. совокупность общественных связей, рассматривалось ими как среда, в которой развертывается деятельность индивидов.
25.Какие черты философия заимствовала из мифологического и религиозного мировоззрения?
Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.
Мифология – система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой. В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов: как возник мир
26.Перечислите и раскройте основные пути формирования ценностных ориентаций личности в условиях глобализации
Ценностные ориентации – система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей. Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций