1. В чем заключается проблема свободы в контексте биополитической модели власти и индивидуализации человека? Соотнесите, пожалуйста, тезисы Агамбена и Баумана с эволюцией противопоставления приватного и публичного в исторической перспективе по Арендт. (До 200 слов.)
2. В чем заключается задача Бенхабиб разработать “демократически-эгалитарное представление о политике в сфере культуры”?
3. Среди не самых образованных избирателей маргинальных политиков Западной Европы достаточно популярным становится тезис о том, что “мультикультурализм проиграл”. Что политика последних 20 лет по максимальному вовлечению других культур без их жесткой адаптации результировалась в том, что понятие Европы больше не означает вообще ничего. Что бы вы возразили посетителям немецких, венгерских и польских пивных?
Вопрос №1.
Проблема свободы интересовала исследователей еще с древних времен. В настоящее время проблема свободы рассматривается в контексте способности и возможности личности осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на поведение и деятельность людей используя свой авторитет, право, насилие и другие средства с целю достижения собственных целей. Биополитическая модель власти предполагает рациональное принятие политических решений в рамках демократической организации общества. Биополитические взгляды связаны с представлениями о государстве как о живом организме, где люди выражают свою индивидуальность посредством борьбы интересов, идей и взглядов. Проблема заключается в том, что обладающий властью свободен всегда, но свобода ограничена рамками прав и законов определенного общества. Следовательно, абсолютной свободы не существует как для властвующего, так и для подчиненного, так как свобода всегда ограничена определенными рамками или границами.
Вопрос № 2.
Согласно С. Бенхабиб, право обеспечивает рамки, в которых работает культура и разбивается политика. Механизмы, обеспечивающие мультикультурный плюрализм, должны учитывать следующие принципы:
1) Эгалитарная взаимность: представители культурных, религиозных, языковых и иных меньшинств не должны по причине своей принадлежности к этим меньшинствам ущемляться в гражданских, политических, экономических и культурных правах по сравнению с представителями большинства;
2) Добровольное самопричисление: в странах, где институционализирована множественность юридических систем правления, человек не должен автоматически причисляться к какой-то культурной, религиозной или языковой группе лишь по факту своего рождения. Членство человека в группе должно обеспечивать более широкие формы самопричисления и самоидентификации.
Вопрос № 3.
Политика мультикультурализма в Европе была связана с признанием гражданских прав и культурной идентичности этнических и конфессиональных меньшинств, с идеями толерантности, мирного сосуществования различных культур иммигрантов, проживающих на ее территории. Сторонники этой политики действовали в соответствии с изменившимися условиями существования западного общества, вынужденным и необходимым существованием иммигрантов на их территории.