1. Как реализуются равноправие и солидарность в контексте трех нормативных моделей демократии? Соотнесите, пожалуйста, интерпретации Юргена Хабермаса с концепциями Руссо (“Об общественном договоре, или Принципы политического права”) и Канта (“Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?”).
2. Стэндинг сообщает нам о том, что в результате “мобильностей” и “текучей современности” появился новый взрывоопасный класс, “прекариат”, с незащищенным будущим и неясным настоящим. В то же самое время, в постсоветских странах возник “свой” новый класс, численность которого в Беларуси Олег Манаев приближает к 1 млн. человек . Это -- номенклатура, имеющая доступ к лучшему медицинскому обеспечению, образованию, лучше социально защищенная, имеющая больше прав. Впервые этот класс был описан еще в 1957-м году в книге Милована Джиласа, набирающей сейчас популярность на постсоветском пространстве, “Новый класс: анализ коммунистической системы”. Стэндинг обещает социальный взрыв из-за своего “нового класса”, Джилас намекает на то, что источником социальной нестабильности является доминирование его “нового класса”. А на ваш взгляд, какой из этих “новых классов” создает большую социальную напряженность?
Вопрос №1.
Нормативные модели демократии основаны на идеальных представлениях о демократических процессах и их приоритете над другими формами государственного управления. В этих моделях демократии равноправие и солидарность становятся высшими нравственными идеалами этического взаимного согласия всех представителей государства, благодаря уравновешиванию их различных интересов и достижения компромисса, консенсуса в ходе коммуникации во всех взглядах и убеждениях. Теория общественного договора Жан Жака Руссо, философа эпохи Просвещения, основана на представлениях о том, что люди, обладающие естественными правами с момента своего рождения (право на жизнь, свободу, собственность) заключают с государством общественный договор в результате которого часть своих естественных прав передают государству. Государство несет ответственность за своих граждан, обеспечивая реализацию их прав и свобод, а также безопасность. Общественный договор заключается потому, что людям, живущим в гражданском мире необходим порядок, но все невозможно без свободной воли и личной свободы каждого гражданина государства. Воля и свобода – это абсолютные идеалы данной теории.
Вопрос №2.
Одной из главных отличительных особенностей современного общества является его мобильность, где каждый человек имеет возможность изменить свой социальный статус, социальную роль. В современном мире также появляется слишком много возможностей, где каждая последующая становится более привлекательной, поэтому сложно остановиться на какой-то из них надолго. Текучая современность – это эпоха абсолютной свободы передвижения, но и вместе с тем неопределенности, непостоянности, разъединённости людей, их постоянного бегства от реальности. В результате в неолиберальном (западном) обществе появляется социальный класс работников – прекариат. Это люди с временной или частичной занятостью, не имеющие социальной страховки, постоянной заработной оплаты труда, медицинского обслуживания, желающие что-либо изменить в своей жизни, приспособиться к современным реалиям, но зачастую живущие в данном состоянии неопределенности долгое время.