ВОПРОС №1 СОСТАВ КОМПЕТЕНЦИЯ И ПОРЯДОК РАБОТЫ ПРЕЗИДИУМА И СУДЕБНЫХ КОЛЛЕГИЙ ВЕРХОВНОГО СУДА РБ
ВОПРОС №2 ОРГАНЫ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РБ
ВОПРОС №3 ЮСТИЦИЯ США
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВОПРОС №1 СОСТАВ КОМПЕТЕНЦИЯ И ПОРЯДОК РАБОТЫ ПРЕЗИДИУМА И СУДЕБНЫХ КОЛЛЕГИЙ ВЕРХОВНОГО СУДА РБ
Президиум Верховного Суда РБ образуется в составе Председателя Верховного Суда РБ, первого зам., зам. Председателя Верховного Суда РБ и судей Верховного Суда РБ в количестве, установленном Президентом РБ по представлению Председателя Верховного Суда РБ.
КонсультантПлюс: примечание.
Указом Президента РБ от 29.12.2006 N 747 утвержден состав Президиума Верховного Суда РБ.
Персональный состав Президиума Верховного Суда РБ утверждается Президентом РБ по представлению Председателя Верховного Суда РБ.
По приглашению Председателя Верховного Суда РБ в заседании Президиума Верховного Суда РБ могут принимать участие судьи и работники аппаратов общих судов, а также иные лица.
Статья 54. Компетенция Президиума Верховного Суда РБ
Президиум Верховного Суда РБ:
рассматривает в пределах своей компетенции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела;
рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также проекты постановлений, вносимые на рассмотрение Пленума Верховного Суда РБ;
рассматривает ходатайства о проверке конст-ности нормативных правовых актов и в случае признания их обоснованными в десятидневный срок обращается в Конст-ный Суд РБ с предложениями о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции РБ;
рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Верховного Суда РБ, предс-лей и судей нижестоящих общих судов;
заслушивает предс-лей судебных коллегий Верховного Суда РБ и предс-лей нижестоящих общих судов о деятельности соответственно судебных коллегий Верховного Суда РБ, судов;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
По вопросам, отнесенным к его компетенции, Президиум Верховного Суда РБ принимает постановления.
Статья 55. Порядок работы Президиума Верховного Суда РБ
Президиум Верховного Суда РБ созывается Председателем Верховного Суда РБ (в его отсутствие - первым зам. Председателя Верховного Суда РБ) по мере необходимости.
ВОПРОС №2 ОРГАНЫ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РБ
Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Беларусь предоставляется оперативным подразделениям:
• органов внутренних дел;
• органов государственной безопасности;
• органов пограничной службы;
• службы безопасности Президента Республики Беларусь;
• органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
• таможенных органов;
• органов внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные Законом задачи исключительно в пределах своей компетенции, установленной законодательными актами Республики Беларусь, во взаимодействии между собой.[3]
Перечень оперативных подразделений, наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их компетенцию и организацию работы определяют соответственно Министр внутренних дел Республики Беларусь, Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Председатель Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, начальник Службы безопасности Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Министр обороны Республики Беларусь.
При решении задач оперативно-розыскной деятельности, определенных Законом Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности», органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны:
• принимать в соответствии со своей компетенцией необходимые меры по защите конституционных прав и свобод граждан, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;
• исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа уголовного преследования и определения суда (постановления судьи) о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым этим органом или судом (судьей) к производству;
• выполнять в соответствии с международными договорами Республики Беларусь запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;
• информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Беларусь, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать им необходимую помощь;
• соблюдать требования конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
• обеспечивать безопасность и сохранность имущества должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их близких, а также лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и их близких от преступных и иных противоправных посягательств.
ВОПРО№3 ЮСТИЦИЯ США
США – одна из ведущих стран мира, демократическая республика с президентской формой правления, с устойчивой и развитой правовой системой и юстицией, которые в основном построены по английскому образцу, но вместе с тем имеется и своя специфика, обусловленная местными и историческими условиями и традициями, а также государственным устройством. Поскольку США федеративное государство судебная система, как и юстиция в целом, организационно раздвоены, характеризуются дуализмом.
Судебная система США включает систему федеральных судов и судебные системы 50 штатов, отличающиеся большим разнообразием. Это дало основание профессору права Джону Мидору в своей книге “Американские суды” (М., 1991) характеризовать американскую судебную систему “исключительно сложной, самой сложной в мире”.
Федеральные суды в США действуют на основе акта Конгресса 1789 г., изданного на основе Конституции США 1787 г., а штаты имеют свои законы о судоустройстве. В настоящее время в США законодательство о судебной организации включено в Свод законов США: раздел 28 “Судоустройство и судебный процесс”.
Федеральная судебная система состоит из трех уровней:
1. Районные федеральные суды, которые размещены по судебным округам. Их 94. Состоят из 1-18 профессиональных постоянных судей, рассматривающих отнесенные к их подсудности дела по первой инстанции единолично и с участием 12 присяжных заседателей. Они рассматривают в основном гражданские дела по искам, предъявляемым от имени правительства США, между гражданами разных штатов, иностранцами; споры о несостоятельности, об авторском и патентном праве, все дела адмиралтейства и морской юрисдикции; уголовные дела о преступлениях, караемых федеральным законом (измена, заговор, подрывная деятельность, неуважение к федеральному суду, наркобизнес, тяжкие убийства (при захвате автомашины или другого транспортного средства, убийство федерального должностного лица высокого ранга и др.).
Районные федеральные суды выдают также запрещающие приказы по ходатайству Генерал-атторнея, касающиеся забастовок, а в случае нарушения запрета налагают высокие штрафы на профсоюзы и лидеров профсоюзного движения. В их компетенцию входит и осуществление конституционного контроля при рассмотрении конкретных дел.
2. Второе звено федеральной судебной системы – это окружные апелляционные суды, которых насчитывается 13. Число судей от 10 до 15. Апелляционные жалобы на решения районных судов рассматривают в составе трех судей; по спорным делам в принятии решения принимает участие весь состав суда.
3. Венчает пирамиду федеральных судов и судов всей страны Верховный Суд США, состоящий из 9 судей и многочисленного обслуживающего персонала. Его штаб-квартира находится в Вашингтоне (штат Колумбия). Действует в качестве суда первой инстанции по делам особой важности (не более 1-2-х дел в год). Наделен исключительным правом рассмотрения споров, в которых субъектами выступают штаты или официальные представители иностранных государств.
1. Конституция Республики Беларусь, 1994, с изм. и доп. от 24.11.1996; от 17.10.2004, Минск, 2004.
2. Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» от 29.06.2006, с изменениями и дополнениями, 2017.
3. Бибило. В.Н. Судоустройство: Учебник. Минск: «Право и экономика», 2001.
4. Борико. С.В. Судоустройство: Учебник. Минск: Амалфея, 2000.
5. Бибило. В.Н. Судоустройство в Республике Беларусь: Учебное пособие. Минск. «Право и экономика», 2000.
6. Гавриленко В.Г. Судоустройство. Учебник. Минск: «Право и экономика», 2006.
7. Данилевич А.А., Мартинович И.М. Судоустройство. Учебник. Минск: Амалфея, 2002.
8. Максимов Л.Г. Судоустройство. ОО МНО: Минск, 2001.
9. Сенько А.С. Судоустройство. Учебное пособие. Минск. «Тетралит», 2014.
10. Курак, А.И. Конституционное право Республики Беларусь (в таблицах, схемах, определениях): Справочное пособие / А.И. Курак. - Минск: Амалфея, 2011. - 477 с.