Задача.
Список использованных источников.
Задача
При заключении годового договора на перевозку грузов автомобильным транспортом между автотранспортным предприятием и грузоотправителем возникли разногласия по условиям договора.
Автотранспортное предприятие включило в проект следующие условия:
1. Грузоотправитель несет ответственность за все последствия неправильной погрузки груза, в том числе за повреждение перевозочных средств и безопасность перевозки. Грузоотправитель не соглашался с этим условием, поскольку согласно Правилам перевозок грузов их погрузка на автомашину производится под наблюдением шофера автопредприятия.
2. Автотранспортное предприятие освобождается от ответственности за неподачу перевозочных средств, если по решению руководящих органов автотранспортные средства будут привлечены к выполнению государственных заданий. Грузоотправитель указывал на незаконность и этого условия.
В свою очередь грузоотправитель настаивал на включении в договор следующих условий:
1. Автотранспортное предприятие возмещает грузоотправителю убытки, вызванные просрочкой доставки грузов получателям.
2. Грузоотправитель не несет ответственности за непредъявление груза к перевозке, если он предупредит об этом автопредприятие за два часа до подачи перевозочных средств.
Против этих условий возражало автопредприятие.
Как должен быть решен этот спор?
Решение.
Перевозка — это перемещение определенного объекта в пространстве, которое осуществляется при помощи движущихся транспортных средств и документально оформляется договором перевозки [2, c. 56].
Договор перевозки является самостоятельным гражданско-правовым договором, хотя и имеет некоторые фактические сходства и близость правовой конструкции с договором подряда, возмездного оказания услуг, поручения. Однако договор перевозки на законодательном уровне выделен в качестве самостоятельного в связи со спецификой функционирования транспорта и его ролью в экономической деятельности и жизни обществ [7, c. 20].
Основу правового регулирования договора перевозки в Республики Беларусь составляют следующие акты:
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК) [1];
2. Закон Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 278-З) [5];
3. Закон Республики Беларусь от 13 июня 2006 г. № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности»;
4. Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970 (далее – Правила) [6];
5. Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2006 г. № 1766;
6. Инструкция о порядке оформления транспортных документов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 ноября 2010 г. № 138;
7. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24 октября 2012 г. № 9 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров автомобильной перевозки грузов и транспортной экспедиции» и другие.
В ст. 739 ГК закреплено легальное понятие договора автомобильной перевозки. Договором автомобильной перевозки является соглашение сторон, согласно которому перевозчик обязуется доставить с использованием автомобильного транспорта вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату [1]. Аналогичное понятие содержится в ст. 37 Закона № 278-З [5].
Согласно ст. 37 Закона № 278-З по договору автомобильной перевозки груза автомобильный перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его лицу, уполномоченному на получение груза, а заказчик автомобильной перевозки груза обязуется уплатить за автомобильную перевозку груза установленную плату [5].
Предметом данного договора является оказание услуг перевозчика (автомобильного) по доставке вверенного ему по договору груза в пункт назначения.
Сторонами договора выступают автомобильный перевозчик и заказчик. Автомобильным перевозчиком может быть только субъект предпринимательской деятельности, т.е. коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке [3, c. 74].
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г., одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : текст Кодекса по состоянию на 5 янв. 2016 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск : [б. и.], 2016.
2. Каменков, В. С. Договор перевозки (понятие, виды и система) / В. С. Каменков, А. В. Каменков // Веснік Вышэйшага Гаспадарчага Суда Рэсп. Беларусь. — 2007. — № 13. — С. 56–70.
3. Каменков, В. С. Существенные условия договора перевозки / В. С. Каменков, А. В. Каменков // Веснік Вышэйшага Гаспадарчага Суда Рэсп. Беларусь. — 2007. — № 16. — С. 71–80.
4. Крят, С. А. Правила автомобильных перевозок грузов / С. А. Крят // Вестник Министерства по налогам и сборам Респ. Беларусь. — 2007. — № 59. — С. 19–54.
5. Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках : Закон Респ. Беларусь, 14 авг. 2007 г., № 278-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск : [б. и.], 2016.
6. Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 июня 2008 г., № 970 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск : [б. и.], 2016.
7. Тютрина, Н. Н. Понятие договора перевозки грузов / Н. Н. Тютрина // Транспортное право. — 2005. —№ 2. — С. 20–22.