Задача 1.
Задача 2.
Задача 3.
Список использованных источников.
Задача 1
Решите и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:
Гражданин, назвавшийся Курочкиным, возле магазина "Спорттовары" продавал с рук вязаные спортивные шапки. На требования сотрудника милиции предъявить паспорт для составления протокола о правонарушении гр-н Курочкин заявил, что паспорта при себе не имеет, и попытался скрыться с места правонарушения. Но сотрудником милиции он был доставлен в райотдел внутренних дел, где содержался до установления личности и составления протокола о правонарушении.
1. Проведите юридический анализ состава административного правонарушения.
2. Определите, под признаки какого правонарушения подпадает данное деяние, какое наказание предусмотрено законодательством.
3. Раскройте порядок привлечения виновных лиц к административной ответственности.
4. Какие меры административного принуждения, согласно существующей классификации, применены к гр-ну Курочкину?
5. Правомерны ли действия сотрудника милиции?
Решение
1. Продажа Курочкиным вязаных шапок является ремесленной деятельностью. В соответствии с пп. 1.2 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16 мая 2005 года № 225 «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2016 года № 319) к ремесленной деятельности относится изготовление физическими лицами без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя изделий ручного вязания спицами, крючком и их реализация. Следовательно, продажа Крючковым таких шапок является законной.
Однако следует учитывать, что такая реализация товара осуществлялась вне мест, где такая реализация запрещена (вне рынка). Данное деяние посягает на общественные отношения в области предпринимательской деятельности. Объективная сторона данного деяния выражается в нарушении правил торговли, а именно в осуществлении лицом реализации товара вне установленных для такой реализации мест.
Задача 2
Решите и обоснуйте решение практической ситуации:
В 1968 г. МИД Чехословакии обратился к правительству США с требованием о выдаче Шейны, бывшего генерала чехословацкой армии, который преследуется в Чехословакии за преступную деятельность и который, как установлено, находится на территории США. Преступление Шейны было доказано. США направили ответную ноту, в которой требование о выдаче было отклонено. МИД Чехословакии заявил, что американские власти предоставили Шейне разрешение на постоянное проживание с правом получения американского гражданства.
Имело ли место нарушение норм международного права властями США?
Какие принудительные меры могут быть предприняты со стороны Чехословакии?
Решение
П. 3 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Выдача и наказание военных преступников» от 13 февраля 1946 года установлено, что членами Организации Объединенных Наций принимаются все меры для того, чтобы военные преступники, которые несут ответственность за указанные преступления или приняли в них непосредственное участие, были арестованы и высланы в те страны, где они совершили свои деяния, для суда и наказания согласно законам этих стран.
При этом ст. 1 Конвенции ООН о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 года отмечает, что никакие сроки давности не применяются к военным преступлениям, независимо от времени их совершения.
Основополагающим принципом института выдачи является принцип неотвратимости наказания, устанавливающий, что государство, на территории которого оказывается преступник, должно либо выдать его, либо передать дело соответствующим органам для уголовного преследования.
Принцип невозвращения нашел закрепление во многих международных актах и, прежде всего, в Конвенции о статусе беженцев 1951 года. Однако положения данной Конвенции не распространяют свое действие на тех лиц, которые совершили военное преступление.
Следовательно, в приведенной ситуации имеется нарушение норм международного права властями США, так как в соответствии с п. 2 ст. 1 Декларации ООН о территориальном убежище, принятой Генеральной Ассамблеей 14 декабря 1967 года, на право искать убежища и пользоваться им не может ссылаться лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военные преступления и преступления против человечности.
Задача 3
24 сентября 2015 года за назначением пенсии по инвалидности обратился гражданин Петрович, 10.10.1983 г.р. Его трудовой стаж работы равен 5 годам. Инвалидность наступила вследствие общего заболевания. Имеет ли он право на пенсию по инвалидности?
Решение
На момент обращения за назначением пенсии по инвалидности Петрову было 32 года.
В соответствии со ст. 27 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» для назначения пенсии по инвалидности для лиц в возрасте от 31 года до 36 лет необходим стаж работы 5 лет. При этом пенсии по инвалидности назначаются независимо от причины инвалидности. Соответственно, у Петрова достаточно трудового стажа для назначения ему пенсии по инвалидности.
1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: 21 апр. 2003 г. № 194-З: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г.: в Кодекс с 24 января 2016 г. изм. и доп. не вносились. – Минск: Академия МВД, 2015. – 239 с.
2. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: 20 дек. 2006 г. № 194-З: принят Палатой представителей 9 нояб. 2006 г.: одобр. Советом Респ. 1 дек. 2006 г.: в Кодекс с 24 января 2015 г. изм. и доп. не вносились. – Минск:Амкадемия МВД, 2015. – 155 с.
3. Резолюция ООН от 13 февраля 1946 года «Выдача и наказание военных преступников» [Электронный ресурс] / Организация объединенных наций. – Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/034/60/IMG/NR003460.pdf?OpenElement. ‒ Дата доступа: 09.11.2016.
4. Конвенции ООН о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 года [Электронный ресурс] / Организация объединенных наций. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/warcrimes_limit.shtml. ‒ Дата доступа: 09.11.2016.
5. Декларация ООН о территориальном убежище от 14 декабря 1967 года [Электронный ресурс] / Организация объединенных наций. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/territorial_asylum.shtml. ‒ Дата доступа: 09.11.2016.