Глоссарий в дипломе или курсовой
Глоссарий терминов составляют для дипломных и курсовых работ, в текстах которых встречается специальная лексика и устойчивые выражения, употребляемые в узкой профессиональной среде. Наши авторы объясняют, как составить глоссарий, когда это – необходимость и как его правильно оформить.
Содержание:
- Когда и зачем нужен глоссарий
- Отличия от словаря понятий и списка сокращений
- Как составить и оформить глоссарий
Когда и зачем нужен глоссарий
Глоссарии в дипломных и курсовых – это справочники, к которым обращаются люди, далекие от отрасли и незнакомые со спецификой дисциплины, темы. Они составляются к любой работе, в которой автор оперирует специализированной терминологией, например, на юридических, медицинских, технических программах.
Что включают в глоссарий:
- Слова и термины. Автор приводит объясняет понятие, если оно не знакомо широкому кругу читателей, или имеет несколько значений в зависимости от сферы, в которой употребляется.
- Специфические и устойчивые словосочетания. Когда в тексте употребляются метафорические и терминологические устойчивые фразы, которыми пользуются в обиходе люди одной профобласти. В зависимости от контекста, значение выражения может меняться.
- Термины без перевода и иностранную лексику. Если студент пишет об иностранном понятии, которое не имеет точного перевода, или употребляет слово на инязе.
- Аббревиатуры и сокращения. Иногда их выносят в отдельный список, но чаще включают в понятия глоссария. Тогда дается полная расшифровка сложносокращенного слова, которое может быть у всех на слуху, но сама интерпретация букв знакома немногим.
Пример: Апелляция (из юриспруденции) – процессуальная жалоба на не вступившее в законную силу решение суда первой инстанции, подаваемая в вышестоящий суд с целью его отмены или изменения.
Пример: Багровый вал (в медицине) – вид краев язвы, окруженной ярко-красной инфильтрированной кожей, наблюдается при бубновой форме чумы.
Пример: Hugge (датский язык) – ощущение комфорта и уюта в компании близких и друзей.
Пример: СНиП – строительные нормы и правила.
Создание глоссария обязательно, когда в дипломе или курсовой встречаются незнакомые термины и слова, которые используются в специфическом значении. Обращаясь к справочной информации, читателям легче уловить суть текста и вникнуть в его содержание. Особенно это выручает, если автор использует слова и словосочетания, которые употребляются в разных значениях в зависимости от контекста или дисциплины.
Отличия от словаря понятий и списка сокращений
И словарь, и глоссарий, и список сокращений – это справочные материалы, которые можно использовать в курсовых и дипломных работах. Между всеми ними есть отличия.
Глоссарий – это алфавитный список ключевых слов, аббревиатур, фраз или понятий, которые используются в работе и требуют дополнительного толкования для полного понимания текста. В него включают узкоспециализированные или неочевидные термины, не знакомые читателю без специального образования в конкретной области. Каждое понятие сопровождается кратким, точным и однозначным определением, которое объясняет его значение в контексте работы. Глоссарий составляется, когда в исследовании присутствует значительное количество специфической или новой терминологии, которая трудна для понимания.
Словарь понятий – это более широкое перечисление обозначений, которое иногда используется как синоним глоссария, но чаще подразумевает перечень концепций, идей, теорий, важных для понимания работы. Это не столько узкие термины, сколько понятия, и явления, известные читателю, но требуют уточнения их использования в контексте. Определения могут быть более развернутыми, включать ссылки на авторов, школы мысли или описывать явление в конкретный временной период.
Список сокращений (или перечень условных обозначений) – это алфавитный или тематический перечень аббревиатур, акронимов, символов и других обозначений, которые используются в тексте для краткости. И если глоссарий помогает разобраться в смысле и сути излагаемых идей и терминов, то список сокращений – это справочник для быстрой расшифровки и понимания «технического» языка работы.
Как составить и оформить глоссарий
Чтобы составить глоссарий понятий и терминов, нужно выбрать самые специфичные слова и выражения в тексте. Если трудно определить их самостоятельно, попросите прочитать диплом или курсовую друга, а лучше – отберите терминологию с научным руководителем.
Важно, чтобы в глоссарии приводилось точное определение терминов и понятий. Поэтому за пояснением лучше обращаться к толковым словарям и энциклопедиям, нормативно-правовым актам, научной и учебной литературе. При этом, если понятие имеет несколько значений, указывать нужно то определение, которое подходит под контекст вашей работы.
Поскольку это отдельный структурный элемент исследования, его выносят в конец работы, перед или после списка использованной литературы, и дают заголовок «Глоссарий» или «Список терминов и определений». Если правилами вуза не запрещено, сюда же включают сокращения и условные обозначения, в противном случае их выносят в отдельную главу.
Обычно глоссарий курсовой или дипломной состоит из 25-30 слов, расположенных по алфавиту или в том порядке, в котором термины встречаются в тексте. Список может быть как пронумерован, так и нет. Перечень определений размещается столбцом без каких-либо знаков препинания в конце. Слева без абзацного отступа приводятся термины, а справа, через тире, – их определения.
Каждое определение, вынесенное в глоссарий, должно сопровождаться ссылкой в тексте. Обычно это оформляется в виде сноски внизу страницы.
Шрифт, размер гарнитуры, параметры полей, абзацных отступов и междустрочных интервалов настраиваются точно так, как и по всему тексту.
Нужна помощь с подготовкой или оформлением курсовых и дипломов? Скажите, что нужно, возьмемся и поможем!