Введение
3 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕТОВ МЕРЧАНДАЙЗИНГА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
3.1 Организационно-экономическая характеристика Климовичского райпо и магазина №16 «Веста»
3.2 Характеристика использования инструментов мерчендайзинга в магазине №16 «Веста» Климовичского райпо
3.3 Направления совершенствования используемых мерчендайзинговых подходов в розничной торговле
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Рыба, а также любые виды рыбных товаров являются немаловажной составляющей рациона питания человека благодаря своей полезности (наличие ОМЕГА-3 и других жирных кислот, витаминов, микро- и макроэлементов), а также присущим ей вкусовым качествам. Благодаря своей полезности, рыбу можно использовать в рационе взрослых, детей, в диетическом питании.
Рыбные консервы являются одной из самых популярных разновидностей рыбных товаров, имеющих длительный срок хранения. Изготавливают их путем термической обработки различных видов рыб с добавлением различных ингредиентов либо в собственном соку. Обычно рыбные консервы производят в герметичной таре и подвергают процессу стерилизации. Консервы из рыбы можно употреблять как самостоятельное блюдо, либо использовать для приготовления супов и салатов. В настоящее время ассортимент рыбных консервов довольно широк и разнообразен.
В последние годы, как торговый ассортимент, так и объемы продаж различных видов рыбных консервов в торговых предприятиях Беларуси значительно увеличились. На прилавках магазинов присутствуют рыбные консервы самых различных видов, производителей, уровня цены и качества.
Из-за широты представленного ассортимента консервов, очень сильно затруднен покупательский выбор. Ведь среди всего многообразия марок и брендов выбрать подходящий продукт. Также, торговым предприятиям становится все сложнее сфокусировать внимание потребителей на той или иной позиции консервов. И тут на помощь приходит мерчендайзинг. Необходимость использования мерчендайзинга обусловлена ростом применения такого метода продажи, как самообслуживание – при нем покупатели выбирают понравившиеся товары самостоятельно. Он помогает повлиять на выбор покупателя, узнать его предпочтения. Цель мерчендайзинга – максимальное удовлетворение потребностей покупателя.
Актуальность темы данной дипломной работы заключена в том, что на рынке рыбопродуктов Беларуси рыбные консервы обладают высоким спросом и видовым разнообразием.
Производство рыбных консервов – это медленно развивающаяся отрасль. Белорусские предприятия показывают очень неустойчивую положительную динамику производства консервов. Кроме того, производимый ассортимент консервов характеризуется отсутствием видового разнообразия.
3 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ МЕРЧАНДАЙЗИНГА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
3.1 Организационно-экономическая характеристика Климовичского райпо и магазина №16 «Веста»
Климовичское районное потребительское общество (Климовичское райпо) – это добровольное объединение граждан (граждан и юридических лиц), проживающих и работающих на территории Климовичского района. Создано Климовичское райпо 7 апреля 1994 года согласно решению общего собрания уполномоченных, на основании объединения имущественных паевых взносов. Климовичское райпо было создано с целью осуществления торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности, а также в целях удовлетворения потребностей населения. Организация зарегистрирована решением Могилевского исполнительного комитета №25-15 от 30.09.1999 г. в Едином реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с присвоенным номером №700102626. Юридический адрес Климовичского райпо: Могилевская обл., Климовичский р-н, г. Климовичи, ул. Советская, д.47.
Климовичское районное потребительское общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией – имеет собственный баланс, расчетный и другие банковские счета, собственную фирменную печать и штампы. При осуществлении своей деятельности райпо руководствуется законодательством Республики Беларусь, решениями Белорусского республиканского союза потребительских обществ, Могилевского областного союза потребительских обществ, а также Уставом общества. Климовичское районное потребительское общество на добровольной основе является членом Могилевского областного союза потребительских обществ и Белорусского республиканского союза потребительских обществ.
Климовичское райпо играет довольно важную роль в жизни района. Это выражается, в первую очередь, в обслуживании сельского населения. Посредством своих торговых предприятий, автомагазинов и точек общественного питания Климовичское райпо занимается обслуживанием населения 8 сельских советов – а это 130 населенных пунктов. Таким образом, основными покупателями зоны деятельности Климовичского райпо является, в первую очередь, население города Климовичи и района – а это 24,2 тыс. человек. Торговое обслуживание района осуществляет на данный момент более 200 объектов торговли. Райпо является одной из основных организаций, осуществляющих торговую деятельность.
3.2 Характеристика использования инструментов мерчендайзинга в магазине №16 «Веста» Климовичского райпо
Проведем анализ тех инструментов мерчендайзинга, которые используются в магазине №16 «Веста» Климовичского райпо Основной целью применения мерчендайзинга в магазине «Веста» является увеличение продаж товаров, привлечение новых покупателей и удерживание постоянных.
В магазине №16 «Веста» Климовичского райпо используются следующие инструменты мерчендайзинга:
1) Планировочное решение торгового зала магазина №16 «Веста». Данный инструмент является основным инструментом мерчендайзинга. Планировка магазина «Веста» представлена на рисунке 3.1.
Стоит отметить, что торговый зал является основным помещением магазина. В нем размещаются товары, предназначенные для реализации потребителю, производится их непосредственный отбор покупателями, расчетные операции, оказывается помощь в выборе и дополнительные услуги.
При этом в торговом зале магазина «Веста» соблюдены следующие требования: свободное перемещение и выкладка товаров, движение покупательского потока, обеспечены условия хорошего обзора и все удобства для того, чтобы покупатель как можно лучше ориентировался в торговом зале.
3.3 Направления совершенствования используемых мерчендайзинговых подходов в розничной торговле
Далее разработаем основные направления совершенствования используемых мерчендайзинговых подходов в магазине №16 «Веста» Климовичского райпо.
При анализе инструментов мерчендайзинга, используемых в анализируемом торговом объекте, были выявлены основные недостатки внедрения данных подходов:
– не полное применение при планировке торгового зала принципа «золотого треугольника», который является довольно эффективным в мерчендайзинге;
– недостатки в выкладке товаров в магазине: неправильное расположение соков (вдали от других безалкогольных напитков), беспорядочная выкладка безалкогольных напитков, неправильная выкладка алкогольных напитков;
– практически не используются никакие виды POS-материалов, кроме акционных ценников;
– недостаточно выдержан фирменный стиль брендбука «Родны кут» в торговом зале и в торговом оборудовании.
Рассмотрев состояние мерчандайзинга в магазине №16 «Веста» Климовичского райпо были предложены следующие мероприятия по его совершенствованию с целью повышения эффективности его применения в торговом зале магазина:
1) Совершенствование планировки магазина «Веста». Создание оптимальной планировки торгового зала характеризуется такими типами задач, которые решаются в рамках мерчендайзинга: расположение торговых марок, оформление товаров, их продвижение, грамотное расположение для увеличения товарооборота.
Таким образом, рекомендуется планировку торгового зала магазина №16 «Родны кут» привести в соответствие с правилом «золотого мерчендайзинга» - во главе треугольника разместить самые ходовые товары, товары первой необходимости.
1 Памбухчиянц, В. К. Коммерция и технология торговли: Учебник / В.К. Памбухчиянц, Л.П. Дашков, – 5-е изд. – М.: Информационно- внедренческий центр «Маркетинг», 2007. – 448 с.
2 Шиповских, И. Ю. Основы маркетинга. Краткий курс: учебное пособие / И. Ю. Шиповских. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 176 с.
3 Васильев, Г.А. Рекламный маркетинг: учеб. пособие / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. – М.: Вуз. Учеб., 2010. – 276 с.
4 Басовский, Л.Е. Маркетинг: Курс лекций / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 219 с.
5 Факторы, влияющие на выбор потребителя [Электронный ресурс] – 2016. – Режим доступа: http://rutvet.ru.
6 Багиев, Г.Л. Основы современного маркетинга / Г.Л. Багиев. – СПб.: 2011. – 208 с.
7 Андреев, А. Г. Лояльный потребитель – основа долгосрочного конкурентного преимущества компании / А. Г. Андреев // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2016. – № 2. – С. 15-20.
8 POS-матералы [Электронный ресурс] – 15 августа 2016. – Режим доступа: http://apg-btl.com.