Повышение эффективности маркетинговой деятельности предприятия
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Диплом
на тему: «Повышение эффективности маркетинговой деятельности предприятия»
по дисциплине: «Экономика и управление»
2021
251.00 BYN
Повышение эффективности маркетинговой деятельности предприятия
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Экономика и управление
Организация: Дзержинский, Агрокомбинат, ОАО
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 87.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия
1.1 Сущность и основные концепции маркетинга
1.2 Сущность, формирование и управление ассортиментом предприятия
1.3 Зарубежный опыт организации маркетинга
2 Анализ маркетинговой деятельности на предприятии (ОАО «Агрокомбинат Дзержинский»)
2.1 Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия
2.2 Анализ конкурентной среды предприятия с использованием метода SWOT-анализ
2.3 Анализ сбытовой сети и определение целевых сегментов рынка
2.4 Организация управления маркетингом на предприятии
3 Направления повышения эффективности маркетинговой деятельности (ОАО «Агрокомбинат Дзержинский»)
3.1 Совершенствование работы отдела продаж и системы сбыта продукции
3.2 Организация дополнительной рекламы для повышения узнаваемости продукции предприятия
3.3 Повышение конкурентоспособности продукции предприятия
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Маркетинг — это философия бизнеса, которая стремится выявить потребности потребителей и целевые рынки, которые организация может наилучшим образом удовлетворить, выпуская соответствующие продукты. С другой стороны, он также обладает социальным звучанием, которое объединяет социальные потребности и экономические реакции общества и направлено на их удовлетворение. Процесс управления маркетингом направлен на изучение и учет спроса и требований рынка с целью рационализации компаний для производства конкурентоспособных видов продукции в заранее определенных количествах и для удовлетворения конкретных технических и экономических характеристик. В жесткой конкуренции современного рынка маркетинг играет важную роль в деятельности компании, так как он устанавливает оптимальные отношения между организацией и средой, к которой она принадлежит.
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период маркетинг является одной из важнейших экономических дисциплин. От того, насколько правильно построена система маркетинга и организована маркетинговая деятельность на предприятие, зависит эффективное функционирование всего предприятия.
Маркетинговая деятельность организации направлена на разумное стимулирование, исходя из потребностей рынка, определение конкретных текущих и преимущественно долгосрочных (стратегических) целей, достижение этих целей и реальных ресурсов для экономической деятельности. Это комплексное исследование спроса, потребностей и учета с целью более точного ориентирования производства и определения основной цели маркетинговой деятельности в системе управления производством.
Маркетинг является разноплановой концепцией. Прежде всего он известен как философия бизнеса, направленная на выявление потребностей потребителей, целевых рынков, которые организация может удовлетворить наилучшим образом путем производства соответствующих продуктов, на то, чтобы каждый сотрудник организации мыслил категориями «потребитель», «рынок». С другой стороны, маркетинг имеет и общественное звучание, связывая общественные потребности и экономическую реакцию общества, направленную на их удовлетворение. Таким образом, маркетинг используется как на уровне отдельных предприятий и организаций коммерческого и некоммерческого характера, так и на региональном и государственном уровнях.
1 Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия
1.1 Сущность и основные концепции маркетинга
В современном экономическом мире происходит постепенная переоценка принципов и модельных характеристик экономического развития: производители действуют в условиях жесткой конкуренции, небывалого роста влияния научно-технического прогресса на все сферы жизни человека, что и вызывает необходимость кардинально изменить подходы к управлению предприятием. В связи с этим Н.И. Добредчак выделяет маркетинговую деятельность как основу управления производственно-сбытовой деятельностью организации [12, c. 45].
Сегодня невозможно представить успешное коммерческое предприятие, которое бы развивалось без применения маркетинговых принципов, инструментов, концепций в деятельности любого современного предприятия. Маркетинг стал той отраслью экономической науки, которая занимается решением проблем не только методом рационализации бизнеса путем разработки соответствующего инструментария в широком смысле, но и мощнейшим инструментом стратегического развития компании на рынке.
Говоря о современной теории маркетинга, стоит сказать, что она отличается от своих истоков так же сильно, как и современная рыночная экономика – от рыночного хозяйства доиндустриальной и индустриальной эпохи XIX–XX вв. Для определения сущности современного маркетинга обратимся к его истокам.
Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, являлась идея удовлетворения человеческих нужд и потребностей. Так, по определению основоположника данной науки и американского ученого Ф. Котлера, маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Американская ассоциация маркетинга (American Marketing Association – АМА) определяет маркетинг как «процесс планирования и осуществления замысла, ценообразование, продвижение и реализация идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций» [13, c. 29].
О.В. Телегина характеризует маркетинг как функцию и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления товара или услуги потребителям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации [4, c. 62]. А.А. Старостина характеризует маркетинг через «систему управления предприятием, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных видов продукции, отвечающих определенным технико-экономическим характеристикам, в заранее установленных объемах» [30, c. 42].
Объединяет данные определения лишь одно – все они характеризуют маркетинг как основной способом удовлетворения нужд потребителей. Во многом это объясняется тем, что своим происхождением маркетинг обязан экономике и развивался как форма прикладной экономической науки. Маркетинг тесно связан с базовыми категориями экономики, такими как нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка и рынок.
Согласно пирамиде потребностей А. Маслоу нужда заложена в природе человека. Нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида, превращается в потребность. С целью получения прибыли компании выпускают товар, который способен удовлетворить потребность человека. Однако выпустить товар недостаточно, на него необходимо сформировать спрос со стороны покупателей, иначе – потребность, подкрепленную покупательной способностью, которая выражается не столько в желании купить, сколько в финансовой возможности приобрести. Спрос в свою очередь удовлетворяется за счёт обмена, являющегося актом получения желаемого объекта взамен другого. Коммерческая форма обмена ценностями между двумя и более сторонами – сделка (трансакция).
В итоге рынок представляет собой совокупность существующих и потенциальных продавцов, где существуют покупатели и продавцы одного и того же товара. В итоге из этого можно сформулировать главную особенность маркетинга, которая отличает его от других экономических наук – ориентация деятельности предприятия на потребности. Именно потребность потребителей является основным объектом внимания производителей товаров и услуг. Через выявленные потребности реализуется конечная цель – получение прибыли.
При этом целью маркетинга на предприятии является не просто обеспечение прибыли от удовлетворения спроса потребителей, а обеспечение рентабельности в определенных временных промежутках. Таким образом, направленность на перспективу, целевая ориентация и комплексность являются наиболее важными сторонами маркетинга [28-32].
Но данная специфика маркетинга сформировалась не сразу. Если рассматривать историю появления и развития маркетинга, то сначала вся маркетинговая деятельность сводилась до эпизодической корректировки производства и сбыта в соответствии с изменениями рыночной ситуации. Позже к маркетинговым проблемам добавилось прогнозирование и планирование длительных изменений объемов продаж, уровня затрат и др. И лишь в 1970-х годах сформировалась стратегия управления производством и сбытом с ориентацией на рынок, в результате чего маркетинг превратился в активное комплексное средство решения долгосрочных коммерческих проблем [2, с. 198].
2 Анализ маркетинговой деятельности на предприятии (ОАО «Агрокомбинат Дзержинский»)
2.1 Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия
Открытое акционерное общество создано в 2004 году путем присоединения к Дзержинской бройлерной птицефабрике неэффективно работающих хозяйств сельскохозяйственного производственного кооператива «Пятигорье». В 2005 году к ОАО были присоединены ОАО «Рыбное хозяйство «Хотово» и ОАО «Фанипольагротранс», в 2007 году – сельхозкооперативы «Правда-Агро», в январе 2008 года «Фалько-Агро», «Искра-Агро», а также ОАО «Негорельский комбинат хлебопродуктов» и ОАО «Молочник». Идея объединения принадлежит бывшему министру сельского хозяйства и продовольствия страны Семену Шапиро, который возглавлял общество с 2004 по 2008 год. Ныне генеральным директором является Иосиф Николаевич Полочанин.
ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» – крупный интегрированный агропромышленный холдинг. Особенность агрокомбината сегодня в его многопрофильности.
Основными направлениями агрокомбината являются:
- замкнутый цикл производства мяса птицы от производства родительских форм бройлеров и получения инкубационного яйца до производства и реализации продукции глубокой переработки и полуфабрикатов в своей торговой сети;
- выпуск комбикормов, премиксов и белково-витаминных добавок;
- разведение крупнорогатого скота, прудовой рыбы, растениеводство.
Основной вид деятельности – промышленное производство мяса птицы, переработка и его реализация. Агрокомбинат производит 20% всей выпускаемой в республике «птичьей» продукции. Птицефабрика агрокомбината является закрытым предприятием, работающим в условиях строжайшего ветеринарно-санитарного контроля, исключающего занос любых инфекций на ее территорию.
В настоящее время бройлеры выращиваются при напольном и клеточном содержании в 40 птичниках и моноблоках с единовременной вместимостью 2,7 млн голов. Внедрение передовых и высокоэффективных технологий, использование нового оборудования и полноценных кормов позволили превзойти европейский уровень среднесуточного привеса птицы. Сегодня этот показатель составляет 63,2 грамма в сутки при сохранности 96,4 процентов поголовья птицы.
Производственная мощность инкубационного цеха – 20 миллионов яиц в год. Для экономической эффективности предприятия создана собственная товаропроводящая сеть – более 60 фирменных магазинов «Фабрика здоровья». Такая экономическая независимость способствует финансовой независимости.
Также ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» принадлежат несколько ресторанов («Дзержинский», «Графскi маентак»), а также Центр экологического туризма «Станьково» – это универсальный комплекс.
В 2008 году ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» получило право маркировать мясо цыплят-бройлеров знаком «Натуральный продукт». Сегодня изделия предприятия высшего качества в современной фирменной упаковке отвечают запросам самых изысканных покупателей. Они включены в меню престижных ресторанов и правительственных столовых, представлены в ассортименте супермаркетов, столов заказов и других учреждений.
В 2006 году ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» первым среди птицеводческих предприятий Республиканского объединения «Белптицепром» получило сертификаты на соответствие внедренных систем менеджмента качества стандартам СТБ ИСО 9001-2001, СТБ 1470-2004, СТБ ИСО 1401-2005 и СТБ 18001-2005. Сейчас внедряется самая современная система – ИСО 22000.
За достижения высоких показателей в производстве ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» неоднократно признавалось лучшим в Беларуси и заносилось на Республиканскую Доску почета. Признанием высокого качества изделий стали многочисленные престижные республиканские и международные награды. ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» – неоднократный победитель конкурсов «Лучшая продукция года», «Продукт года», «Выбор года», «Густ», «Агрорусь», лауреат премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества.
Таким образом, ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» объединяет птицефабрику, три сельхозпредприятия, охотничье и рыбное хозяйства. Получаемая прибыль позволяет технически переоснащать присоединенные предприятия и развивать их. По сути, это настоящий агропромышленный холдинг, структура которого способствует повышению эффективности производства в каждом подразделении.
3 Направления повышения эффективности маркетинговой деятельности (ОАО «Агрокомбинат Дзержинский»)
3.1 Совершенствование работы отдела продаж и системы сбыта продукции
В предыдущей главе было выявлено снижение экспорта продукции предприятия, что связано с недостаточно эффективной работой отдела продаж. Поэтому для решения данной проблемы предлагается ввести в структуру службы ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» менеджера по логистике. Внедрение данного специалиста позволит перераспределить часть обязанностей отдела продаж и позволит организовать более эффективную систему сбыта продукции.
Менеджер по логистике несет ответственность за систему логистики в организации.
Типичные задачи менеджера по логистике:
- наблюдение и анализ рынка;
- планирование и контроль распределения продукта;
- контроль за движением продукта;
- предложения по улучшению продукта, инновации;
- проверка комплекса инструментов логистики.
Помимо этого, к должностным обязанностям менеджера по логистике будет относится:
1. обеспечение составление логистических прогнозов и планов; координация проведения работ по проектированию логистических систем и внедрению их на предприятии; расчет затраты на логистику, разработка бюджета на логистику и обеспечение его соблюдение; организация работы по созданию и внедрению логистических информационных систем).
2. Управление материально-техническим снабжением и закупками (разрабатывает планы закупок; координирует поиск поставщиков; руководит анализом условий договоров поставок и надежности поставок; обеспечивает составление и своевременное размещение заказов у поставщиков; координирует заключение договоров с поставщиками; принимает участие в определении видов и сроков платежей по заключенным договорам; организует взаимодействие с поставщиками; обеспечивает составление отчетов; анализирует выполнение заказов и результаты поставок).
3. Принятие участия: в планировании производства продукции; в управлении производственными процессами; в обеспечении качественного и своевременного производства продукции; в разработке и внедрении мер по сокращению производственного цикла и оптимизации затрат на производство; в проведении организационных мероприятий по сертификации и регистрации продукции.
4. Управление запасами (анализ планов производства и отчетов по их выполнению; планирование объемов запасов, необходимых для непрерывного производства с увязкой с затратной базой на хранение и обслуживание запасов; координация работы по расчетам затрат на формирование и хранение запасов, расходов на приобретение, на эксплуатацию мест хранения (аренда, платежи за энергоснабжение, пр.))
6. Управление распределением продукции (разработка и организация каналов распределения; организация расчетов эффективности использования каналов распределения; определение условий отгрузки продукции (из цехов, с производственных складов, складов готовой продукции, пр.); управление продажами (координация работы по составлению прогнозов и планов продаж, принятие заказов на поставки, пр.);
7. Управление транспортировкой товаров, определение перевозчика грузов, исходя из наиболее эффективных схем работы транспортных организаций и наиболее оптимальных видов транспорта (в соответствии со стандартами на условия транспортировки отдельных видов грузов), транспортных тарифов, технико-эксплутационных, экономических и стоимостных показателей перевозки; определение методов и схем оптимизации транспортно-технологических схем доставки грузов; обеспечение заключения договоров на перевозку, транспортно-экспедиционное и иное обслуживание, связанное с транспортировкой грузов; разработка планов перевозок; организация технологического процесса перевозки (передача грузов перевозчикам, контроль за доставкой грузов грузополучателям, координация погрузочно-разгрузочных работ); обеспечение документооборота транспортно-технологического процесса; анализ качества перевозки и своевременности доставки грузов).
9. Управление рисками в логистике (обеспечение страхование оборудования, товаров, сырья, материалов, грузов, ответственности перевозчиков; организация мероприятия по обеспечению сохранности грузов при транспортировке, продукции при хранении и внутреннем перемещении).
10. Управление логистическим персоналом (организация подбора и обучения персонала; постановка задачи перед персоналом по отдельным направлениям; оценка работы персонала).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» – крупный интегрированный агропромышленный холдинг. Особенность агрокомбината сегодня в его многопрофильности.
Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» показал неоднозначную тенденцию. Несмотря на увеличение прибыли предприятия в анализируемом периоде и увеличение рентабельности продажи ликвидности, наблюдается отрицательная тенденция по показателям эффективности использования основных и оборотных средств, что говорит о недостаточно эффективной деятельности предприятия в 2019 году.
Анализ конкурентной среды ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» позволил выявить позицию предприятия среди основных конкурентов, а также влияние внутренних и внешних факторов на конкурентоспособность предприятия. В исследуемой отрасли конкуренция находится на уровне выше среднего значения. К основным фактором, оказывающим наибольшее влияние на деятельность предприятия можно отнести технологический и экономический.
Анализ рыночной ситуации свидетельствует о наличии негативных макроэкономических тенденций, которые могут обусловить снижение платежеспособного спроса населения и обострение конкуренции. Однако, учитывая емкость рынка и наличие резерва роста ее освоения, ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» имеет высокий потенциал роста.
Анализ сбытовой сети ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» показал, что предприятие поставляет продукцию оптовым покупателям, в розничную торговую сеть, а также непосредственно производственным предприятиям. Основная доля продукции отгружается на внутренний рынок Республики Беларусь, незначительная часть продукции отгружается на экспорт. При этом доля экспорта в структуре сбыта продукции снизилась в 2019 году, что связано с недостаточно эффективной работой отдела продаж и недостаточным освоением рынков сбыта.
1. Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учеб. для вузов / Генри Ассэль; [Пер. с англ. Штернгарца М.З.]. изд. М.: Инфра-М: НФПК NTF, 2013. XII, 803 с.
2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн X. Маркетинг: учебник для вузов / под общ. ред. Г.Л. Багиева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Изд-во “Экономика”», 2017. 718 с.
3. Бест Р. Маркетинг о потребителя. М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2013 256 c.
4. Герасименко, В.В. Маркетинг: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2018. 512 с.
5. Дж. Скотт Армстронг методы прогнозирования в маркетинге: эмпирические исследования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/256506986_Forecasting_Methods_for_Marketing_Review_of_Empirical_Research.
6. Дмитриев, С.С. Планирование и прогнозирование продаж / С. С. Дмитриев // Продажи. – 2009. – №2. – С. 60-95.
7. Дмитриченко М.И. Управление ассортиментом товаров на торговых предприятиях современного формата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie–assortimentom–tovarov–na–torgovyh–predpriyatiyah–sovremennogoformata.
8. Е.В. Чмышенко. О.С. Лазарева. Е.Г. Чмышенко [и др.]. – Оренбург: Агентство «Пресса», 2013. – 150 с.
9. Егоров В.Ф. Организация, технология и проектирование предприятий торговли: для высш. учебных заведений. СПб.: Первый класс, – 2012. – 415 с.
10. Елкин С.Е. Вопросы теории управления товарным ассортиментом // Сибирский торгово–экономический журнал. – 2009. – № 9. – С. 48–55
11. Койкова Т.Л. Экономическое содержание понятия «ассортиментная политика» / Т.Л. Койкова // Научно–методический электронный журнал «Концепт» [Электронный ресурс]. – 2018 – №9 (сентябрь) – С. 168–173. – Режим доступа: http://e–koncept.ru/2018/16201.htm.
12. Коробейников А.Г., Гришенцев А.Ю., Кутузов И.М., Пирожникова О.И., Соколов К.О., Литвинов Д.Ю. Разработка математической и имитационной моделей для расчета оценки защищенности объекта Забайкин Ю.В. Совершенствование организации производства на текстильных предприятиях // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2018. 226 с.
13. Котлер Ф. Основы маркетинга Краткий курс пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2017. 656 с.
14. Мацуро, Ю. Стимулирование сбыта /Ю. Мацуро // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2009. – №1. –С. 56.
15. Методы прогнозирования в маркетинге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.techfunnel.com/martech/forecasting-methods-in-marketing/.
16. Новикова Н. Г. Логистический подход к управлению торговым ассортиментом и конкурентная стратегия розничной торговой организации / Н. Г. Новикова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). – 2011. – № 5. – Режим доступа: http://brj–bguep.ru/reader/ article.aspx?id=9709.
17. Новикова Н.Г. Анализ результатов управления ассортиментом в сфере услуг розничной торговли в контексте конкурентной стратегии торговой организации / Н.Г. Новикова // Научно–методический электронный журнал «Известия Иркутской государственной экономической академии» [Электронный ресурс]. – 2020 – 6 (25) – С. 947–955. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24989685.
18. О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 8 янв. 2019 г., № 128–З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
19. ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» / Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://akd.by/.
20. Отечественный и зарубежный опыт организации маркетинговой деятельности [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://student.zoomru.ru/market/otechestvennyj-i-zarubezhnyj-opyt-organizacii/185176.1505502.s1.html.
21. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
22. Пирадова, Н. Оценка конкурентоспособности продукции / Н. Пирадова, Е. Табачный // Маркетинг. – 2017. – № 1. – С.133-141.
23. Портер, М.Э. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / М.Э Портер. – М.: Альпина, 2017. – 454 с.
24. Портер, М.Э. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М.Э Портер. – М.: Альпина, 2018. – 716 с.
25. Производство в бутоне [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://andruserra.com/article/read/Proizvodstvo-v-butone.html.
26. Раицкий К.А. Экономика предприятия. М.: ЮНИТИ, 2008.
27. Рябова О.Н. Поведение потребителей как основа принятия решений на предприятиях сферы услуг / О.Н.Рябова, А.Б.Федяшин // Научный поиск. 2020. № 1.1. С. 61–63.
28. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. пособие / Г.В. Савицкая. – 6-е изд., испр. и доп. – Минск: Новое знание, 2006. – 652 с.
29. Савчук Г.А. Управление маркетингом на предприятии: учеб. пособие / Г. А, Савчук, Ю. В. Мокерова. – М., 2014. – 220 с.
30. Сафронова Н.Б., Корнеева И.Е. Маркетинговые исследования: учебное пособие. Дашков И.К, 2017. 254 с.
31. Состояние птицеводства в РБ / Агропродмаш-2021 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.agroprodmash-expo.ru/ru/articles/sovremennoe-sostoyanie-pticevodstva-v-rb/.
32. Тарануха, Ю. В. Конкуренция и конкурентоспособность / Ю.В. Тарануха. – М.: Русайнс, 2017. – 336 с.
33. Теория и практика оценки конкурентоспособности: учеб. пособие /
34. Трясцин М.М., Оборин М.С. Значение принципов и методов управления АПК в современных условиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24074536.
35. Хабибов М.А. Особенности маркетинга различных стран [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://files.school-science.ru/pdf/4/1032.pdf.
36. Циунчик, О. В. Формирование товарного ассортимента торговой организации / О. В. Циунчик, А. Н. Зоткина // Менеджмент и маркетинг: опыт и проблемы: сборник научных трудов / [под общ. ред. И.Л. Акулича]; Белорус. гос. экон. ун–т [и др.]. – Минск: А.Н. Вараксин, 2019. – С. 98–101.
37. Экономика и управление на предприятии АПК: учеб. для бакалавров / А.П. Агарков и др.; под ред. А.П. Агаркова, Р.С. Голова. – М.: Дашков и К, 2016. – 400 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 87.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты