Исторические и современные формы авторитарных режимов
БИП - Университет права и социально-информационных технологий
Диплом
на тему: «Исторические и современные формы авторитарных режимов»
по дисциплине: «Политология»
2022
251.00 BYN
Исторические и современные формы авторитарных режимов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Политология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ КАК МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
1.1. Понятие, качественные характеристики и типы политических режимов
1.2. Характеристика авторитарного режима и его исторические формы
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ АВТОРИТАРНЫХ РЕЖИМОВ
2.1. Разновидности современного авторитаризма
2.2. Военные режимы
2.3. Теократический авторитарный режим
2.4. Монархические авторитарные режимы
2.5. Неоавторитаризм
2.6. «Мягкий» авторитаризм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Политический режим представляет собой способ организации отношений между обществом и государством и характеризуется совокупностью методов и способов осуществления государственной власти, степенью защищенности политических прав и свобод личности в обществе и степенью соблюдения норм политического поведения, содержащихся в правовых актах, фактически разрешенных государством.
Смена политического режима влияет на форму правления и государственное устройство. В некоторых случаях при смене политического режима форма власти может меняться. Например, во время военных переворотов федеративные государства иногда становятся унитарными, и наоборот. В некоторых случаях при смене политического режима форма правления формально не меняется, но как бы то ни было, она имеет другой смысл, другое содержание.
На разных этапах становления человеческого общества существовали авторитарные, тоталитарные и демократические политические режимы. В большинстве развитых стран общество стремится к установлению демократии, хотя есть страны с авторитарными режимами, как и прежде, в то время как тоталитарный государственно-политический режим практически покончил с собой. Главную характеристику авторитарного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений.
Авторитарный режим характеризуется деформацией и разнообразием форм авторитарной власти, а также тем фактом, что авторитарные режимы часто складываются при трансформации государственного политического режима в период перехода к демократии. Исследование авторитарных режимов, организации власти, а также их видов актуально как с практической так и с теоретической точек зрения. Не смотря на их длительное существование и исследование, до сих пор в науке не существует однозначного мнения на такие вопросы, как классификация авторитарных режимов, особенностей их возникновения и трансформации. Все это, безусловно, требует осмысления на основе современных научных взглядов, что обуславливает актуальность темы настоящей дипломной работы.
Объект исследования – авторитарные режимы.
Предмет исследования – формы авторитарных режимов в историческом аспекте.
Цель исследования – комплексное исследование исторических и современных форм авторитарных режимов.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Охарактеризовать понятие «политический режим», установить его качественные характеристики и типы;
2. Выявить ключевые особенности авторитарного режима и его исторических форм;
3. Рассмотреть современные формы авторитарных режимов (современный авторитаризм, военные режимы, теоретические и монархические авторитарные режимы, неоавторитаризм, «мягкий» авторитаризм).
Методы исследования: общенаучные методы (диалектический, формально-логический, структурно-функциональный, анализа, синтеза, дедукции, индукции) и специальные (историко-правовой, сравнительно-правовой) методы познания.
Структура исследования. Дипломная работы состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ КАК МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
1.1. Понятие, качественные характеристики и типы политических режимов
Политические режимы, а также их классификация представляет большой интерес и имеют большой значение для теории государства и права. Вопрос классификации политических режимов имеет большое значение при характеристике государства и определения его формы.
Политический режим – «совокупность средств и методов, с помощью которых правящие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это совокупность партийной системы, методов голосования и принципов принятия решений, составляющих в определенный период конкретный политический порядок в данной стране» [21, с. 71].
Термин «политический режим» стал применяться в научном обороте в 60-е гг. XX в., а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140-160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно [26]. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов. Само понятие произошло от латинского regimen – управление [16].
В европейской политической науке наиболее широко распространено определение политического режима, данное Ж.-Л. Кермонном: «совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политического управления этой страной на определенный период» [45, c. 12].
В американской политологии, в отличие от европейской, предпочтение отдается понятию «политическая система», которая считается более емким, нежели политический режим. Сторонники системного подхода достаточно часто расширяют понятие «политический режим», практически отождествляя его с «политической системой». Критики такого подхода подчеркивают, что политический режим является более гибким и динамичным явлением, чем система власти, и в течение эволюции политической системы может измениться несколько политических режимов [1].
В узком смысле слова под политическим режимом иногда понимают «государственный режим, который представляет собой совокупность способов и способов осуществления государственной власти. Такая идентификация может быть оправдана только в том случае, если политический режим практически полностью определяется государством, и он в значительной степени зависит от функционирования институтов гражданского общества» [21, с. 31].
Политический режим подразумевает широкий и узкий подходы, поскольку каждый из них соответствует современному пониманию политических процессов в обществе, основанному на характере политической системы, включающей в себя две основные сферы – государственную и общественно-политическую, а также государственную и негосударственную, общественно-политическую организацию.
Специалисты в области теории государства и права и политологии предлагают самые разнообразные дефиниции понятия «политический режим».
Дискуссии об определении дефиниции «политического режима» по-прежнему актуальны. Однако ученые в разное время наполняли термин «политический режим» различным содержанием. Это обусловлено сложностью построения рассматриваемого понятия как с позиции теории, так и с позиции практики.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ АВТОРИТАРНЫХ РЕЖИМОВ
2.1. Разновидности современного авторитаризма
Типологизация политических режимов продолжает оставаться важной научной задачей. Здесь часто используются дихотомия (авторитаризм – демократия) и трихотомия – подразделение режимов на три типа [17].
Гибридные режимы сочетают авторитарные и демократические институты и практики и представляют «оптическую иллюзию», так как могут одновременно классифицироваться как «демократии с прилагательными» и как «авторитаризмы с прилагательными».
Гибридные режимы («соревновательный авторитаризм» у Стивена Левицкого и Люкана Уэя или «электоральный авторитаризм» у Андреаса Шедлера) представляют собой полудемократии разного типа, от приближающихся к электоральным демократиям по уровню плюрализма и соревновательности систем с доминирующей партией, в которых правящая партия широко использует любые средства для превращения оппозиции во второстепенную силу, до персоналистских режимов, организующих выборы, но нарушающих гражданские права своих граждан.
Главное отличие подобных режимов от настоящих автократий – это готовность толерантно относится к существованию (но не победе) оппозиционных партий, независимых СМИ и неправительственных организаций. Гибридный режим представляет собой наиболее концептуально размытую категорию, так как является результатом определенных сочетаний полуоткрытости, полусоревновательности, полурепрессий.
Такие характеристики делают эти режимы уязвимыми перед протестными действиями, восстаниями и другими формами гражданского неповиновения и насилия, в том числе вооруженными конфликтами. Вследствие этого институционального противоречия гибридные режимы наименее стабильны [40] и несут в себе самые высокие риски режимных изменений. Диверсификация свойственна и негибридным режимам.
По классическому утверждению Б. Геддес, «авторитарные режимы отличаются друг от друга не меньше, чем они отличаются от демократии» [42, с. 121].
Многие авторы выделяют такие отдельные типы авторитарных режимов, как однопартийные, военные и персоналистские. Эти режимы не ранжируются и представляют собой отдельные категориальные (номинальные) переменные.
В военных режимах все решения принимаются армией – институтом, регулирующим доступ ко всем ключевым властным постам. Военные режимы обычно имеют коллективное руководство в форме военной хунты, в которую входит высшее руководство разных родов войск, причем каждый член хунты опирается на поддержку стоящих за ним частей. Самую большую угрозу для лидера режима такого типа представляют другие военные группы, обладающие возможностями провести контрпереворот. Получая власть нелегальным и нелегитимным способом, «военные режимы несут в себе источник своего разрушения» [42, с. 131].
Основной характеристикой однопартийных режимов у Геддес является несменяемость власти, которую обеспечивает получение партией на выборах более двух третей голосов избирателей [42]. Под это расширенное определение подпадают не только режимы с одной партией, но и формально многопартийные режимы, в которых доминирует одна партия или коалиция.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведение исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Термин «политический режим» восходит ко второй половине XX в. и насчитывает на современном этапе более 150 инвариантов политических режимов. Это определяет полифонию мнению исследователей в аспекте изучаемого понятия, а также его классификации. В рамках настоящей работы мы рассматрвиаем как политический режим как «совокупность способов, способов, способов и форм осуществления политической власти». По мнению автора, нельзя отождествлять понятия «политический режим» и «государственный режим». Политический режим – более широкое понятие, включающее в себя не только способы, приемы, способы и формы осуществления государственной власти, однако и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций [10, c. 107].
2. Классификация политических режимов достаточно различна. Более широкое распространение получило деление политического режима на демократический и антидемократический режимы. Демократические режимы включают либерально-демократический и консервативно-демократический, антидемократический тоталитарный, фашистский, авторитарный и деспотический режимы. Любой режим – результат явных и скрытых разнонаправленных тенденций, поэтому всегда представляет собой смешанную форму. Тем не менее близость к той или иной форме всегда имеется. В этом смысле в рамки типологии трудно точно поместить даже какую-то одну страну в каждый конкретный момент. Ученые предпринимали попытки классифицировать независимые государства в соответствии с некоторыми операционными критериями. Из-за политических изменений, особенно в неустойчивых странах «третьего мира», эти классификации быстро устаревают.
3. Формы государства дают представление о внешнем выражении государственности, однако, зная форму правления и форму государственного устройства, нельзя точно представить реальный политический статус социальных, национальных и религиозных групп, фактическую роль государственной власти
4. Авторитаризм — это форма государственной власти, которая основана на безусловном или мнимом авторитете правящего субъекта (правителя, вождя, политического лидера, группы, организации) и обусловлена соответствующей формой политического сознания на основе отношения к авторитету вообще и к авторитету власти в частности. Такие режимы характеризуют отсутствие реальных прав и свобод, огосударствление общественных организаций, господство государства над правом, милитаризацию общественной жизни, репрессии против инакомыслящих.
5. В политологии функционируют следующие виды авторитаризма: традиционные абсолютистские монархии (Эфиопия до 1947 года, Непал до 2007 года, Марокко, Саудовская Аравия и др.); традиционные абсолютистские монархии (власть сосредоточена в руках узкой группы лиц); традиционные авторитарные режимы олигархического типа (Гватемала, Никарагуа до 1979 года и др.); гегемонистский авторитаризм новой олигархии (выражает интересы господствующей буржуазии); страны «социалистической ориентации» со всеми характеристиками восприятия социализма (Алжир, Бирма, Гвинея, Мозамбик, Венесуэла, Танзания и др.); военные режимы (режим Г. А. Насера в Египте, Г. Перона в Аргентине; Ираке, Перу и др.); теократические режимы.
6. Выделение отдельных типов авторитаризма оправдано, так как каждому из них свойственны свои правила игры и свои акторы (военная хунта, политическая партия или лидер), которые принимают основные решения и регулируют доступ к ключевым постам. Существующие правила определяют поведение игроков и влияют на логику сохранения, распада или реформирования авторитарного режима.
1. Абрамович, В.А. Общая теория права / В.А. Абрамович и др. – Минск: БГУ, 2013. – 415 с.
2. Авдеев, Г. Шиитское духовенство и ирано-американские противоречия / Г. Авдеев // Азия и Африка сегодня. 2007, № 1. – С. 28–32.
3. Агаев, С. Л. Иран: рождение республики / Предисл. и общ. ред. Р. А. Ульяновского. – М.: Политиздат, 1984. – 336 с.
4. Арендт, Х. Истоки тоталитаризма / Х. Арендт. – М.: Центрком, 1996. 672 с.
5. Берг-Шлоссер, Д. Авторитаризм и демократия в Европе / Д. Берг-Шлоссер. – М.: Наука, 2016. – 404 с.
6. Бердяев, Н.А. О современном национализме / Н. А. Бердяев // Русские заметки. – Ч. 3. – Шанхай, – 1938.
7. Бирюков, С. В. Ю. [и др.]. Авторитаризм [Электронный ресурс] // Гуманитарный портал. – Режим доступа: https://gtmarket.ru/concepts/7167.
8. Большой энциклопедический словарь. – М.: Астрель, 2003. – 1247 с.
9. Бошно, С.В. Теория государства и права / С.В. Бошно. – М.: Юстиция, 2016. – 406 с.
10. Венгеров, А.П. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров. – Москва: Омега-Л, 2013. – 607 с.
11. Гевелинг, Л.В. Клептократия. Социально-политическое измерение коррупции и негативной экономики. Борьба африканского государства с деструктивными формами организации власти. – Л. В. Геверлинг. – М.: Гуманитарий, 2003. – 592 с.
12. Долгов, Б.В. «Арабская весна»: итоги и перспективы [Электронный ресурс] // Перспективы. – Режим доступа. www.perspektivy.info/print.php?ID=135959.
13. Егорин, А.З. История Ливии ХХ век / А. З. Егорин. – М. : Академия, 1999. – 412 с.
14. Енгибарян, Р.В. Теория государства и права: Учебное пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. – 2-e изд. пересмотр. и доп. – М.: Норма–Инфра-М, 2015. – 576 c.
15. Иранская революция. 1978 - 1979. Причины и уроки / Отв. ред. А. 3. Арабаджян. –М.: Наука, 1989. –561с.
16. Кудрявцев, Ю.А. Государственные режимы: учебное пособие / Ю.А. Кудрявцев. – СПб.: Пресс, 2012. – 350 с.
17. Кудряшова, И. В. Как обустроить разделенные общества / И. В. Кудряшова // Политическая наука. 2016. № 1. – С. 15–33.
18. Кусакина, М. В. Концепция боливаризма в современной политической мысли Латинской Америки (1980 е гг. – начало XXI в.) : монография / М. В. Кусакина. – М. : Наука, 2008. – 314 с.
19. Кустарев, А. Ливия: укрощение Каддафи / А. Кустарев // Россия и мусульманский мир. 2004. №5. – С. 18–27.
20. Ли Куал Ю, создатель сингапурского чуда, министр-наставник Сингапура: «Позвольте вас утешить – вы не уникальны» [Электронный ресурс] // Рефон. – Режим доступа: http://www.r-refonHS.ni/yew.htm.
21. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие / М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2015. – 239 с.
22. Матузов, Н. И. Теория государства и права: учеб, для вузов по направлению и специальности «Юриспруденция» / Н.И. Матузов. – М.: Юристъ, 2003. – 511 с.
23. Нисневич, Ю.А. Государство XXI века: тенденции и проблемы развития / Ю. А. Нискевич. – М.: КНОУРС, 2012. – 288 с.
24. Нисневич, Ю. А. Что такое демократия? / Ю. А. Нискевич // Вопросы политологии. № 1 (5). – С. 29–40.
25. Олсон, М. Власть и процветание: перерастая коммунистические и капитали стические диктатуры / М. Олсон. – М.: Новое издательство, 2009. – 212 с.
26. Пиголкин, А.С. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев; под редакцией А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 516 с.
27. Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. – СПб. : ПИТЕР, 2005. – 560 с.
28. Пумпянский, А. Иордания: король и заложница / А. Пумпянский // Россия и мусульманский мир. 2005. №11. – С 37–44.
29. Расторгуева, Н. Е. Законодательное регулирование свободы слова в Чили во времена правления Правительственной хунты (1973-1990) / Н. Е. Расторгуева // Юридическая наука. 2019. №12. – С. 114–118.
30. Сажин, В. И. К вопросу о цивилизациях, исламе и войнах // Ближний Восток и современность. Сборник статей (выпуск пятый) / отв. ред. Исаев В.А., Филоник А.О. – М.: ИИИиБВ, 1998. – С. 204–218.
31. Селезнев, П. С. Политическая идеология инноваций: выбор Запада и выбор Востока / П. С. Селезнев // Власть. 2014. №3. – С. 108– С. 204–218.109.
32. Сингапурская история: из «третьего мира» – в «первый». – М.: Либра, 2005. – 654 с. 238.
33. Советский энциклопедический словарь. – М.. 1980. – 1329 с.
34. Строганова, Е. Д. Поиск социалистической альтернативы в Чили / Е. Д. Строганова // Берегиня. СОВ. 2013. №3 (18). – С. 19–24.
35. Текст конституции Ирана (на русском) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://constitutions.ru/?p=140.
36. Теоретическая политология Polis. Political Studies. – 2016. – No. 4. – P. 162–181
37. Хантингтон, С. Третья волна демократии. Теория и практика демократии. Избр. тексты / Пер. с англ.; Под ред. В.Л.Иноземцева, Б.Г.Капустина – М.: Ладомир, 2006. – 496 с.
38. Хуан, Л. Тоталитарные и авторитарные режимы / Л. Хуан // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. – 2018. – № 4(120). – С. 16-62.
39. Юрченко, В. Саудовская Аравия: власть и оппозиция / В. Юрченко // Россия и мусульманский мир. 2003. №5. – С. 78–91.
40. Belkin, A., Schofer, E. Toward a Structural Understanding of Coup Risk // Journal of Conflict Resolution. 2003. Vol. 47. № 5. – P. 594–620.
41. Gandhi, J., Przeworski, A. Authoritarian Institutions and the Survival of Autocrats // Comparative Political Studies. 2007. Vol. 40. № 11. – P. 1279–1301.
42. Geddes, B. What Do We Know about Democratization after Twenty Years? // Annual Review of Political Science. 1999. № 2. – P. 115–144.
43. Magaloni, B., Kricheli, R. Political Order and One-Party Rule // Annual Review of Political Science. 2010. № 13. – P. 123–143.
44. The Fundamentals of the Third International Theory. Tripoly, 1974.
45. Quermonne, J.-L. Les regimes politiques occidentaux / J.-L. Quermonne. – Paris: Seuil, 1986. – 337 p.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты