Введение
Теория речевых актов (ТРА – далее по тексту) рассматривает такой вид высказывания, при произнесении которого совершается определенное действие. Такие высказывания называются перформативными. Перформативные высказывания имеют свои грамматические характеристики. Примером классического перформатива является высказывание с глаголом первого лица единственного числа настоящего изъявительного наклонения активного залога. Глаголы, используемые в перформативных высказываниях, также называются перформативами. Именно они обеспечивают предложениям перформативное употребление. Перформативные глаголы самореферентны; они предполагают выполнение действия, к которому они относятся.
Каждое перформативное высказывание обладает определенной иллокутивной силой. По типологии иллокутивных сил выделяют разные классы перформативных высказываний. Дж. Остин выделяет пять основных классов: вердикативы, экзерситивы, комиссивы, бехабитивы и экспозитивы. Каждый класс является носителем определенной иллокутивной силы, которая воздействует как на слушающего, так и на говорящего. Учитывая влияние перформативных высказываний на собеседников, их перевод в рамках художественного текста представляет особый интерес [25, c. 65].
Присущая высказыванию иллокутивная сила влияет на поведение участников коммуникации, кроме того, говорящий может обратиться к слушателю с перформативом, чтобы произвести на него определенное эмоциональное воздействие. Перформативы указывают на намерение говорящего, служат показателем искренности высказывания и передают отношение говорящего к слушателю.
Актуальность представляется в том, что каждая фраза может нести скрытый подтекст говорящего, очень важна передача перформативного высказывания и его иллокутивной силы. Однако данной тематике посвящено небольшое количество работ, которые основываются скорее на особенностях употребления перформативных высказываний в конкретных речевых актах.
Объектами данного исследования являются перформативные речевые акты благодарности в английском и русском языке.
Предметом исследования выступают перформативные речевые акты благодарности и специфики функционирования перформативных речевых актов благодарности в английском и русском языке.
Цель данной работы заключается в изучении основных положений речевого акта благодарности и его составляющих, а также рассмотрении специфики функционирования перформативных речевых актов благодарности в английском и русском языке.
Для достижения поставленной цели были рассмотрены следующие задачи:
1. Изучить теорию и методология речевых актов.
2. Рассмотреть речевой жанр благодарности в русском и английском языке.
3. Описать характеристику контекста благодарственных речах на примере русского и английского языков.
4. Выявить интенционную вариативность перформативных благодарственных высказываний двух языков.
5. Исследовать специфику морфологических показателей перформативности благодарственных высказываний двух языков.
6. Изучить функциональную нагрузку перформативных благодарственных высказываний в анализируемом контексте двух языков.
7. Выявить национальную специфику структуры и функциональной нагрузки анализируемых высказываний на фоне примеров в благодарственных речах двух языков.
Были использованы такие методы исследования как: метод классификации, обобщения, сравнительного анализа, а также изучения и анализа литературы.
Материал исследования: научные статьи, публикации, учебная литература, электронные ресурсы. В рамках данного исследования нами были отобраны перформативные высказывания в контексте благодарственных речей при помощи приема направленной выборки на сайтах Национальный корпус русского языка [23] и Национальный корпус русского языка (английский подкорпус) [23]. Было отобрано 200 англоязычных контекстов и 200 русскоязычных контекстов, которые были систематизированы и представлены в Приложении А и Б.
Теоретическая значимость данной работы заключается в успешном рассмотрении речевого акта благодарения и его анализе, а также в освещении лингвистических средств его реализации. Практическая значимость отражается в возможности использования полученных результатов дипломированными специалистами, а также были обобщены основные сведения о речевом акте благодарения.
Структура данного исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
Глава 1 Теоретические основы изучения перформативных высказываний
1.1 Теория и методология изучения речевых актов
1.1.1 История и методология изучения перформативных высказываний
История языкознания первой половины XX века тесно связана с изучением языковой системы. Однако, начиная с 60-х годов, лингвисты сосредоточили свое внимание на речевой деятельности и приступили к подробному изучению связного текста и дискурса. Такие ученые как М. Фреге, Б. Рассел, а также Л. Витгенштейн, занимаясь изучением структуры языка, развивали референциональную теорию значения. Они считали, что язык – это проективное изображение реальности, в языке существуют слова, значения которых сводятся к указанию на объект действительности. Предложения с такими словами могут быть истинными или ложными, что зависит от их соответствия или несоответствия фактам действительности [59, c. 123].
Дж. Остин подверг критике тот факт, что предложение только «описывает» или «утверждает нечто о каком-то факте», а также то, что оно может быть или истинным, или ложным. Эти идеи послужили началу формирования знаменитой теории речевых актов. Сформировалась теория речевых актов в работах таких ученых оксфордской школы, как Дж. Остин и П. Стросон, а также близкого к ним философа Дж. Серля. Дж. Остин является создателем теории речевых актов, основные идеи которой он изложил в своих лекциях для Гарвардского университета [26, c. 33].
Необходимо отметить, что теория речевых актов (ТРА – далее по тексту) является не первой теорией, затрагивающей проблематику речевой деятельности. До этого были представлены такие теории, как глубокая лингвофилософская концепция В. Гумбольдта, теория языка и речи А. Гардинера, теория высказывания М. М. Бахтина, теория речевой деятельности на основе психологической теории деятельности Выготского-Леонтьева, концепция «анализа диалога», сложившаяся в области социолингвистики. Однако именно ТРА получила столь большое внимание и стала наиболее популярной. И. М. Кобозева причисляет к внешним причинам популярности тот факт, что с работами Дж. Остина ознакомился широкий круг лингвистов, владеющих английским языком [15, c. 8].
И. М. Кобозева отмечает простоту и живость языка Дж. Остина, что способствовало популяризации его идей. Но все же основной причиной популярности теории послужил тот факт, что теория раскрывает важный аспект речевой деятельности, ранее не получившего широкого освещения [15, c. 8]. Теория речевых актов рассматривает детально коммуникативную ситуацию, выделяет ее существенные характеристики. По словам Р.И. Павилёнис, Дж. Остин, определив, что минимальной единицей коммуникации является не предложение, а осуществляемое посредством этого предложения действие, внес огромный вклад в теорию и философию языка [27, c. 381].
Идеи Дж. Остина получили свое отражение в монографии Дж. Серля «Речевые акты», где он описал правила, которые управляют речевым актом, выявил структуру передачи намерения от говорящего к слушающему. По мнению некоторых исследователей, работы Дж. Серля, послужили дополнением к модели речевой коммуникации Пражской школы и Р. О. Якобсона. В целом, работы Дж. Серля, а также П. Стросона, который является автором труда «Намерение и конвенция в речевых актах», открыли новое направление – интенционализм, основой которого является рассмотрение исходной интенции говорящего и интерпретации, слушающего [36, c. 196].
Теория речевых актов (ТРА), как заметил М. А. Кронгауз, широко используется в общих теориях, начиная от прагматики до когнитивной лингвистики. Исследование косвенных речевых актов используется в когнитивной лингвистике, на базе понятия «иллокутивная сила» возникла теория когнитивной деятельности слушающего. Таким образом, теория речевых актов сыграла важную роль в развитии многих лингвистических наук – социолингвистики, лингвистики текста, теории аргументации и т.д. [17, c. 56]
Подводя итог, следует, что Дж. Остин является создателем теории речевых актов, основные идеи которой заключаются в детальном изучении коммуникативных ситуаций и выделении существенных характеристик.
1.1.2 Существующие классификации перформативных высказываний
Как уже было сказано ранее, теория речевых актов Дж. Остина получила большой отклик по всему миру. Многие исследователи стали активно применять ее по отношению к различным сферам лингвистики и социологии. В. И. Шляхов рассматривает теорию речевых актов в контексте феномена сценарности в общении, связывая речевые акты со сценариями речевого взаимодействия.
[…]