Национальный центр современных искусств Республики Беларусь: история и основные направления деятельности Диплом
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Национальный центр современных искусств Республики Беларусь: история и основные направления деятельности»
по дисциплине: «Музейное дело»
2024
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Национальный центр современных искусств Республики Беларусь: история и основные направления деятельности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Музейное дело
Работа защищена на оценку «7» с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 70.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Концепция деятельности государственного учреждения смешанного типа «Национальный центр современных искусств»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Общие положения работы с музейными фондами
ПРИЛОЖЕНИЕ В Основные мероприятия Национального центра современных искусств
Поделиться
Введение
Глава 1. Обзор источников и литературы
1.1 Феномен музея современного искусства как объекта исследования
1.2 Нормативно-правое обеспечение функционирования музее в Республике Беларусь
Глава 2. Этапы развития национального центра современных искусств
2.1 История Национального центра современных искусств Республики Беларусь, основные этапы развития
Глава 3. Практические аспекты изучения особенностей деятельности национального центра современные искусств Республики Беларусь
3.1 Методы формирования музейного фонда в Национальном центре современных искусств Республики Беларусь
3.2. Специфика экспозиций художественных выставок Национального центра современного искусства Республики Беларусь
3.3 Научно-исследовательская деятельность Национального центра современных искусств Республики Беларусь
3.4 Культурно-просветительская деятельность Национального центра современных искусств Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире повышается общая заинтересованность в рамках современного искусства и музейного творчества и повышение уровня их количества в мире в целом. Для современных реалий Республики Беларусь характерными являются такие особенности как большое внимание вопросам развития искусства и культуры, что в свою очередь формирует представление о необходимости создания определенной структуры, которая будет во многом отражать особенности развития современного искусства на основе объединения показателей науки, искусства и культуры в целом.
Одним из наиболее известных центров является Национальный центр современных искусств, который включает в себя показатели музейных, выставочных и научно-исследовательских особенностей деятельности, которая направлена на систему развития современного отечественного искусства в рамках мирового искусства и формирования и реализации программы развития современного искусства, архитектуры и искусства в целом. Одно из наиболее важных направлений в данной системе является именно музейная деятельность, направленная на развитие определенного культурологического подхода в целом.
Музейная экспозиция представляет собой специфический тип деятельности, ориентированный на отражение определенных культурных тенденций в рамках определения системы эстетических представлений, ценностных ориентиров формирует важную систему оценки конкретных типов реализации приобщения детей к вопросам оценки музеев как формы работы с культурой нового типа. Данные особенности крайне важны в системе понимания специфики развития направлений музеев современного типа.
Тематика музейного культурного развития недостаточно изучена в системе современного типа развития и освещена в историографии. Тут необходимо отметить, что крайне важным элементом в системе современного искусства является именно изучение показателей сформированности представлений относительно приоритетов в собственной деятельности. Национальный центр современных искусств Республики Беларусь ориентирован на систему реагирования на решение задач проведения активной деятельности в рамках популяризации современного искусства на основе комплексного развития и продвижения экспериментальных направлений в целом. Национальный центр современных искусств был развит на основе необходимости развивать актуальные направления в системе современного искусства и повышения уровня включения молодых людей в систему современного искусства
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена рядом следующих фактов:
– на сегодняшний день нарастает интерес к музеям современного искусства как объектам городской среды и местом диалога зрителя с актуальным искусством;
– экспозиция играет важную роль в функционировании музея современного искусства, так как именно она способна отражать основные тенденции, эстетические представления, ценностные ориентиры своего времени;
– феномен экспозиции музея современного искусства недостаточно изучена в современном научном пространстве.
Формирование и комплектование музейных фондов представляет собой целенаправленный и планомерный процесс определения и сбора предметов музейного значения. Основной целью комплектования фондов является пополнение музейной коллекции, собрания. Формирование фонда можно рассматривать и с социальной точки зрения. В этом смысле комплектация является способов документирования процессов, явлений, которые происходят в природе и обществе.
[...]
[...]
Глава 1. Обзор источников и литературы
1.1 Феномен музея современного искусства как объекта исследования
В дипломной работе были использованы следующие работы:
Аверкин, М. Г. Модификация форматов коммуникационного взаимодействия современного музея - В своей статье Аверкин предлагает анализ современного состояния музея и музейных коммуникаций в аспекте «зритель музейная экспозиция». Рассматривает состояние информационно-коммуникативной среды музея как ретранслятора культурной информации, с одной стороны, и значимого социально-культурного института, с другой, нуждающееся в изменении, как техник экспонирования, так и способа подачи информации [1].
Гройс, Б. О музее современного искусства – статья, где Гройс отвечая на вопросы размышляет о сущности современного искусства и роли музеев [8].
Дриккер, А. С. Потенциал музея в информационном пространстве - В своей работе Диккер сообщает нам, что искусства, которые не решили проблему широкого тиражирования, не вписываются в стремительный поток культуры Нового времени и не находят массового зрителя. Он пишет, что музей сегодня усиливает позиции в условиях средств массовых коммуникаций, с достаточной очевидностью ориентирующихся на визуальное восприятие, в частности, благодаря чудесам научно-технического прогресса (от фотографии до цифровых технологий) [9].
Смыкова, Е. Ю в статье «Музейное дело в Республике Беларусь» обоснована актуальность изучения музейного дела, а также необходимость статистического анализа различных аспектов развития музеев системы Министерства культуры Республики Беларусь. Основная часть статьи содержит детальный анализ ключевых показателей развития музейного дела – численность музеев, их территориальная представленность, кадровый состав отрасли, количество организуемых мероприятий, уровень посещаемости и др. [28]
Пособие Тельчарова, А. Д. Основы музейного дела посвящено одной из актуальных проблем современного гуманитарного образования — подготовке музейных работников разных уровней квалификации [29].
Финягина, Н. П. в работе состав и структура музейных фондов, содержание фондовой работы раскрывает принципы и особенности работы с фондами и описывает состав и структуру формирования музейных фондов [30].
Статья Шалова, Н. С. Музей современного искусства: функция форума посвящена осмыслению феномена популярности Музеев Современного Искусства в последние два десятилетия. Основной задачей исследования является определение самого понятия Музея Современного Искусства (МСИ) [31]
В пособии Шляхтиной, Л. М. Основы музейного дела. Теория и практика: учеб. пособие для вузов рассматривается широкий круг проблем, начиная от теоретических положений науки «музеология/музееведение» и кончая вопросами практической деятельности музея в современном обществе [32]
9. Книга Юреневой, Т. Ю. Музееведение, учебник для гуманитарных специальностей является первым учебником, в котором излагаются не только теоретические основы музееведения и методика музейной работы, но и история музеев мира. На обширном фактическом материале автор анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах мира, прослеживает становление и развитие музея как социокультурного института, показывает его место и роль в каждой конкретной исторической эпохе. Рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская работа, вопросы фондовой, экспозиционной и культур но-образовательной деятельности, а также менеджмента и маркетинга [34].
[...]
[...]
Глава 2. Этапы развития национального центра современных искусств
2.1 История Национального центра современных искусств Республики Беларусь, основные этапы развития
Культурно-образовательная сфера является неотъемлемой частью жизни современного человека и необходимым условием для полноценного развития общества. В Республике Беларусь уровень образования населения очень высок. Количество студентов увеличивается с каждым годом. Высоко развито послевузовское образование. Нередко можно встретить специалистов с двумя, а то и тремя дипломами о высшем образовании. Не зря эксперты называют наличие высококвалифицированной рабочей силы одним из конкурентных преимуществ нашей страны на международной арене. Это преимущество поддерживается государством. Ежегодно на образование выделяется более 6 % ВВП.
Государственное учреждение смешанного типа «Национальный центр современных искусств Республики Беларусь» (далее – Национальный центр) – многофункциональная музейно-выставочная, культурно-просветительская, научно-исследовательская организация, деятельность которой направлена на развитие современного белорусского искусства во всех его направлениях, реализацию программ и проектов в области изобразительного искусства, дизайна, поддержку молодежных инициатив, а также изучении искусства ХХ–ХХІ веков. Основные мероприятия и акции представлены в Приложение А.
Т.В. Калугина пишет: «в Республике Беларусь на сегодняшний день самым авторитетным музеем современных искусств является Национальный центр современного искусства. Он был создан Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 октября 2015 года «О создании государственного учреждения культуры смешанного типа «Национальный центр современного искусства Республики Беларусь»« [13, с.88]. НЦСИ был создан путем слияния государственного учреждения «Музей современного изобразительного искусства» (1997-2015) и государственного учреждения культуры «Творческие мастерские «Центр современного искусства» (2011-2015).
Центр современного искусства имеет статус многофункциональной структуры, задачей которой является активная работа по развитию и популяризации национального современного искусства, его интеграция в мировой художественный контекст, комплексное развитие и популяризация экспериментальных направлений в различных видах искусства (изобразительном, театральном, музыка, дизайн, компьютерная графика и др.), знакомство зрителя с зарубежными образцами современного искусства [18, с.11].
Выставочные мероприятия представлены в приложении В
Музей современного изобразительного искусства с 2010 года провел несколько крупных международных мероприятий – организовал выставку молодых белорусских художников «БелАРТ.Бай» в Год культуры Республики Беларусь в Москве (совместно с Белорусской государственной академией искусств, 2010 г.), национальный павильон 54-й Венецианской биеннале современного искусства (совместно с Белорусской государственной академией искусств, 2011 г.), специальные проекты 4-й (2011 г.) и 5-й (2013 г.) Московской биеннале современного искусства.
«Творческие мастерские «Центра современного искусства» в 2012 году организовали и провели «Первую Триеннале современного искусства». В 2014 году совместно с Музеем современного изобразительного искусства Центр организовал Республиканскую выставку современного изобразительного искусства «Авангарт: от площади к объекту» в рамках Чемпионата мира по хоккею.
[...]
[...]
Глава 3. Практические аспекты изучения особенностей деятельности национального центра современные искусств Республики Беларусь
3.1 Методы формирования музейного фонда в Национальном центре современных искусств Республики Беларусь
Понятие «музейный фонд» и его сущность раскрыты в Законе Республики Беларусь № 575-XIII от 05.09.1996 «О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь».
Статья 5 Закона о музеях гласит: «что музейная коллекция является обоснованным с научной точки зрения недвижимой историко-культурной ценностью. Коллекции представляют собой часть культурного и исторического наследия белорусского народа.
Статья 6 Закона говорит о том, что музейный фонд Республики Беларусь является совокупностью недвижимых (в некоторых случаях движимых) историко-культурных ценностей Беларуси и зарубежной истории и культуры. Эти ценности имеют историческую, художественную, научную или иную значимость. Такие коллекции хранятся в музеях Республики Беларусь вне зависимости от формы собственности» [36, с.45].
Также в статье обозначены основные задачи Музейного фонда Республики Беларусь. К ним можно отнести выявление, централизованный учет, комплектование и обеспечение должной сохранности и надлежащего использование историко-культурных ценностей. Это необходимо для развития культуры, искусства, литературы, а также для морального и эстетического воспитания белорусского народа.
Статья 7 Закона определяет состав музейного фонда Республики Беларусь. В состав входит следующее:
– коллекции и отдельные музейные вещи, которые связаны с наиболее важными событиями в жизни белорусского и иных народов;
– произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, музыкального, театрального и других видов искусств;
– рукописи и предметы геологии, палеонтологии, минералогии, флоры и фауны, которые характеризуют природоведческую историю;
– все виды рукописей;
– нумизматические, геральдические, сфрагистические, эпиграфические коллекции;
– коллекции оружия и отдельных военных атрибутов;
– коллекции предметов из драгоценных металлов и камней, а также предметы, которые содержат в своем составе драгоценные металлы [12].
Таким образом, согласно Закону Республики Беларусь, музейный фонд представляет собой движимые и недвижимые предметы, которые являются историко-культурной ценностью. В зависимости от типа и вида музея, фонд может состоять из большого количества музейных коллекций.
Необходимость создания музейного фонда связана прежде всего с государствообразующими процессами, задачами организации эффективного управления музейной отраслью, обеспечения охраны национального культурного наследия и развития сильной политической нации. Музейные сборники являются мощным инструментом консолидации народа, генерирования культуры, формирования патриотических, моральных и эстетических ценностей и даже отстаивания национальных интересов на международной арене. Осознание значения музеев в современных политических, национальных и культурных процессах побуждает государство усиливать консолидирующее и координирующее влияние на сферу сохранения и актуализации историко-культурного и природного достояния.
Поэтому главной целью выделения совокупного музейного фонда является распространение юрисдикции государства на музейные предметы, которые являются достоянием народа, а, следовательно, действенными факторами государствообразующих и творческих процессов, для обеспечения их сохранения и эффективного использования в интересах общества и государства [17, с. 32].
Совокупный музейный фонд государства – единая целостная научно организованная совокупность объектов материальной и духовной культуры – свидетельств развития природы и общества, с помощью которых обеспечивается передача ценностей и социального опыта от поколения к поколению, прошедшим процесс музейной оценки.
Государственный музейный фонд составляет неотъемлемую и чрезвычайно важную часть ее культурного наследия. Однако по объему он не охватывает все культурное наследие. Музейный фонд государства и культурное наследие государства соотносятся как часть и целое [18, с. 11].
[...]
[...]
Заключение
В результате исследования было выявлено следующее:
1. 1997-2009 год. Время слияния государственного учреждения «Музей современного изобразительного искусства» (1997—2015) и государственного учреждения культуры «Творческие Мастерские „Центр Современных Искусств“«(2011—2015).
2. 2009-2015 год. За время существования Музея современного изобразительного искусства его коллектив подготовил и осуществил многочисленные персональные, групповые и передвижные художественные выставки. приказа Министерства культуры Республики Беларусь от 08.04.2011 № 63.
3. 2016 – современный этап. На сегодняшний день основными направлениями деятельности НЦСИ являются: проведение выставок и выставочных проектов; культурно-просветительская работа; научно-исследовательская и информационная деятельность; музейная работа - формирование коллекции современного белорусского и зарубежного искусств; международное сотрудничество.
На основе коллекции создаются новые выставочные проекты («Плюс/минус 100» 2023, «Вне пространства» 2023, «Созвездие путешественника» 2023 и т.д.). Также проводятся персональные и групповые выставки работ художников («От пикториализма к концептуализму» 2023, «Преодоление» 2023, и другие выставки по итогам конкурсов и открытых мероприятий («Национальная премия в области изобразительного искусства 2023» 2023).
Ежегодно организуется международный фестиваль текстильного искусства «Текстильный букет», а также выставка «Джаз! Кошки! Весна!» и специальные новогодние проекты.
Основными отличительными особенностями современной организации экспозиции в музее современных искусств является ее большая интерактивность и большее разнообразие. Оно выражается в применении различных подходов к интерпретации диалога; более широком использовании интерактивных элементов в самой экспозиции, например, цифровых экранов, аудиостанций, QR-кодов, приложений для смартфонов и т.д.; организации инсталляций, перформансов.
Сегодня экспозиция тесно связана с научно-техническими достижениями, она должна отвечать потребностям современного высокотехнологичного общества, с его новым восприятием реальности, скоростью передачи и усвоения информации. Статические экспозиции, которые были так популярны несколько десятилетий назад, сейчас сдают свои позиции, на первый план в современном экспозиционном дизайне выходит «динамическая» экспозиция, в которой активно используются технические инновации, новые интерпретации и авторские прочтения тем. Экспозиция наших дней, все больше тяготеющая к динамике, характеризуется многогранностью и сложностью концептуальных решений, остротой и яркостью своего пластического выражения, приближая экспозиционный жанр к специфике театрального действа, с определенным сценографическим построением музейной среды, которая становится все более «игровым».
Национальный центр современных искусств представляет собой государственное учреждение культуры смешанного типа в рамках умения вести актуальную и активную деятельность в системе популяризировать современное искусство в рамках интеграции в мировой художественных контекст. Данная организация была организована посредством слияния музеев, учреждений культуры и искусства.
[...]
1. Аверкин, М. Г. Модификация форматов коммуникационного взаимодействия современного музея / М. Г. Аверкин // ВМ. – 2010. – № 2. – С. 47-53.
2. Агеева, Д. И. Феномен музеев современного искусства / Д. И. Агеева // Академия. – 2017. – № 2 (17). – С. 32-49
3. Богородский, С. Художественная выставка в условиях современной культуры / С. Богородский // Диссерт. – СПб.: Питер, 2018. – 287 с.
4. Бублик, Н. В. Образ музея будущего / Н. В. Бублик // Европейский журнал искусств. – 2015. – № 2. – С. 14-23
5. Буров, Н. В. Современный музей: от просветительства к образовательно-воспитательной деятельности современного музея / Н. В. Буров // Вестник СПбГУКИ. – 2010. – № 1. – С. 47-52
6. Гиль, А. Ю. Эволюция музеев в контексте становления информационного общества / А. Ю. Гиль // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – № 306. – С. 87-93
7. Гнедовский, М. Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации / М. Б. Гнедовский // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. – М.: Инфра-М, 2017. – 274 с.
8. Гройс, Б. О музее современного искусства / Б. Гройс // Художественный журнал. – 1999. – № 23. – С. 122-138.
9. Дриккер, А. С. Потенциал музея в информационном пространстве / А. С. Дриккер // ВМ. – 2011. – № 1. – С. 78-93.
10. Дукельский, В. Ю. Проектирование музейной экспозиции / В. Ю. Дукельский // Музейное проектирование. – 2018. – № 3. – С. 147-153
11. История Нового музея [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.newmuseum.org/history. – Дата доступа: 09.02.2024
12. История Нового музея [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.newmuseum.org/history. – Дата доступа: 09.02.2024
13. Калугина, Т. П. Художественный музей как феномен культуры: монография / Т. П. Калугина. – СПб.: Петрополис, 2018. – 244 с.
14. Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023. – 258 с.
15. Короткова, А. В. «Музеи в движении»: история и функции музеев в книге Эдварда и Мэри Александер // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2009. – № 15. – С. 267-274
16. Костриц, Ф. А. Актуальное искусство в пространстве художественного музея. Проблемы репрезентации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, – 2008. – № 65. – С. 149-153.
17. Лебедев, А. В. Музейное проектирование / А. В. Лебедев // Лаборатория музея. – 2019. – № 7. – С. 47-52
18. Майстровская, М. Т. Композиционно-художественные тенденции формообразования музейной экспозиции: автореф. дисс. … канд искусствов. наук / М. Т. Майстровская. – Москва, 2014. – 28 с.
19. Национальный центр современного искусства Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ncsm.by/. – Дата доступа: 09.05.2023.
20. О культуре [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 4 июня 199111 года № 832-XІ // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
21. О культуре: Кодекс Республики Беларусь от 20 июля 2016 года № 413-3 [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 14 апр. 2014 г., № 165 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
22. О музеях и музейном фонде Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 5 сентября 1996 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 14 апр. 2014 г., № 165 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
23. О музеях и музейном фонде Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 12 декабря 2005 года № 70-3 [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 14 апр. 2014 г., № 165 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
24. О создании государственного учреждения культуры смешанного типа «Национальный центр современного искусства Республики Беларусь» [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 октября 2015 года // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
25. Об утверждении Положения о Музейном фонде Республики Беларусь: Постановление 2006 года № 730 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
26. Салех, М. С., Чистяков Д. А. Особенности архитектурного проектирования музеев современного искусства // Евразийский Союз Ученых, 2015. – № 11-1 (20). – С. 16-20
27. Салтанова, (Шляхтина) М. В. Игровые стратегии музея современного искусства // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 101. – С. 252-258.
28. Смыкова, Е. Ю Музейное дело в Республике Беларусь / Е. Ю. Смыкова // Вестник БГПУ. – 2021. – № 1. – С. 47-53.
29. Тельчаров, А. Д. Основы музейного дела / А. Д. Тельчаров. – М.: АСТ, 2005. – 365 с.
30. Финягина, Н. П. Состав и структура музейных фондов, содержание фондовой работы / Н. П. Финягина // Музейное дело СССР. – М.: Советская Россия, 1975. – С. 19-38.
31. Шалова, Н. С. Музей современного искусства: функция форума / Н. С. Шалова // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. – 2015. – № 22. – С. 199-208.
32. Шляхтина, Л. М. Основы музейного дела. Теория и практика: учеб. пособие для вузов / Л. М. Шляхтина. – М.: Образование и наука, 2013. – 268 с.
33. Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tolkslovar.ru/.
34. Юренева, Т. Ю. Музееведение, учебник для гуманитарных специальностей / Т. Ю. Юренева. – М.: Высш. школа, 2003. – 415 с.
35. Accueil - Centre Pompidou. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.centrepompidou.fr/. – Дата доступа: 09.02.2024
36. Arriaga A.Concepts of Art Interpretation in Interviews with Educators from Tate Britain / А. Arriaga, I. Aguirre [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1476-8070.2013.01740.x/pdf.
37. Dillenburg, E. What, if Anything, Is a Museum? / Е. Dillenburg // Exhibitionist. – 2011. – Vol.30. – P. 8-13.
38. Carter-Birken, P. Interpretation and the Role of the Viewer in Museums of Modern and Contemporary Art / Р. Carter-Birken // Curator. – 2016. – Vol. 51. – P. 171–178.
39. Dillenburg, E. What, if Anything, Is a Museum? / Е. Dillenburg // Exhibitionist. – 2011. – Vol.30. – P. 8-13
40. Gluzinski, W. Upod stav muzeologii / W. Gluzinski. – Warszawa: Press, 1980. – 147 c.
Работа защищена на оценку «7» с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 70.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Концепция деятельности государственного учреждения смешанного типа «Национальный центр современных искусств»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Общие положения работы с музейными фондами
ПРИЛОЖЕНИЕ В Основные мероприятия Национального центра современных искусств
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты