Роль театрального искусства в формировании личностной культуры молодежи
ИСЗ им.А.М.Широкова (Институт современных знаний)
Диплом
на тему: «Роль театрального искусства в формировании личностной культуры молодежи»
по дисциплине: «Культурология»
2017
251.00 BYN
Роль театрального искусства в формировании личностной культуры молодежи
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Культурология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 75.
Поделиться
Введение
РАЗДЕЛ 1. ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА
1.1 Обзор литературы по теме
1.2 Искусство в системе воспитательной деятельности
1.3 Роль искусства в формировании личностной культуры человека
РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
2.1 Роль театра в воспитании молодого поколения
2.2. Специфика воспитательного процесса средствами театрального искусства
РАЗДЕЛ 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ «ЭОЛА» ПО ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРА
3.1 Формы и методы работы школы искусств по воспитанию личностной культуры молодежи средствами театра
3.2 Театрально-творческая работа в школе искусств с детьми подросткового возраста
3.3 Основные направления воспитательной работы детской школы искусств «Эола»
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Культура – это уникальное явление. В настоящее время наиболее актуальное действо – это вовлечение различных аудиторий в процесс ее освоения. Культура, как известно, имеет способности в преодолении тех или иных нравственно-духовных и моральных проблем общества.
Исследования ученых подтверждают тот факт, что культурная среда в наибольшей степени выражает интенсивность жизненного цикла человека, а также дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, причастности к важнейшим историческим событиям.
Процесс формирования и становления любой личности сложный и длительный. Понятие «личность» подразумевает многое и ко многому обязывает. С одной стороны – это лицо, обладающее уникальными качествами, с другой – это компонент социума, который раскрывается не только в индивидуальном проявлении, но и в социальных отношениях. Если личность будет обладать сильными качествами, например, такими, как: честность, достоинство, красота и гармоничность внутреннего мира, гуманизм, позитивное мировосприятие, свобода мышления, целеустремленность, ответственность, желание самосовершенствоваться, то и общество, в котором эта личность живет, будет двигаться по прогрессивному пути развития.
Одна из важных ролей в решении вопроса формирования личности принадлежит художественной культуре, в том числе ее духовной составляющей – искусству, а в частности, театру.
Театр – это одно из мощнейших средств, приобщения к культуре, духовности, это воспитание нового поколения просвещенных людей. Он один из самых демократичных и доступных видов искусства для молодежи, позволяет помочь раскрыть его духовный и творческий потенциал.
Синтетическая природа театра действует комплексно: влияние оказывает и литературное произведение и сценическая игра и художественное оформление
РАЗДЕЛ 1. ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА
1.1 Обзор литературы по теме
Еще А.Н. Островский писал: «Если отнять у молодежи изящные удовольствия, как предмет ее восторгов, она будет увлекаться и восторгаться по другому поводу: восторг потребность юного возраста. Найдутся хорошие поводы для увлечения, – юность увлекается; не найдется хороших, она увлекается, чем придется» [11, c. 8].
Одним из таких увлечений, способных благотворно влиять на нравственное здоровье молодежи, бесспорно, является увлечение подрастающего поколения театром.
А.А. Брянцев афористично метко заметил: «Школа – повседневность, а театр – праздник. Он жизнь раскрывает глубже, чем на обыкновенных уроках. На уроке развиваются мыслительные способности, но человеческие качества, конечно, раскрываются больше в театре» [2, c. 11]. Театр влечет юных в первую очередь своей зрелищной стороной. «Не будем говорить, что театр – школа, – предупреждал Станиславский, – Нет, театр – развлечение. Нам невыгодно упускать из рук этого важного для нас элемента. Пусть люди всегда ходят в театр, чтобы развлекаться. Но вот они пришли, мы закрыли за ними двери, напустили темноту и можем вливать им в душу все, что захотим». Синтез развлечения и воспитания души человека, реализованный через театральную деятельность, несет в себе огромный педагогический потенциал и, на наш взгляд, исследован еще далеко не полностью [31, c. 84].
Мы вполне солидарны с утверждением П.М. Ершова о том, что театр выполняя свою общественно-воспитательную задачу, должен быть при этом художественно полноценным, интересным, доставляющим художественное наслаждение, пропагандирующим идеалы, «самим народом созданные» [3, c. 52].
РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
2.1 Роль театра в воспитании молодого поколения
Каждое искусство, располагая особыми средствами воздействия, может и должно внести свой вклад в общую систему эстетического воспитания школьников. Театр как никакой другой из видов искусства обладает наибольшей «емкостью». Он вбирает в себя способность литературы словом воссоздать жизнь в ее внешних и внутренних проявлениях, но слово это не повествовательное, а живо-звучащее, непосредственно действенное. При этом в отличие от литературы, театр воссоздает действительность не в сознании читателя, а как объективно существующие, расположенные в пространстве картины жизни (спектакля). И в этом отношении театр сближается с живописью. Но театральное действо находится в непрерывном движении, оно развивается во времени – и этим оно близко музыке. Погруженность в мир переживаний зрителя сродни тому состоянию, какое испытывает слушатель музыки, погруженный в свой мир субъективного восприятия звуков.
Конечно, театр никоим образом не подменяет собой другие виды искусства. Специфика театра в том, что он «свойства» литературы, живописи и музыки несет через образ живого действующего человека. Искусство театра владеет поразительной способностью сливаться с жизнью. Сценическое представление хоть и происходит по ту сторону рампы, в моменты высшего напряжения стирает грань между искусством и жизнью и воспринимается зрителями как самая реальность. Притягательная сила театра и заключается в том, что «жизнь на сцене» свободно утверждает себя в воображении зрителя. Такой психологический поворот происходит потому, что театр не просто наделен чертами действительности, но сам по себе являет художественно сотворенную действительность. Театральная действительность, создавая
РАЗДЕЛ 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ «ЭОЛА» ПО ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРА
3.1 Формы и методы работы школы искусств по воспитанию личностной культуры молодежи средствами театра
В продолжении темы своего диплома я бы хотела затронуть формы театральной работы со школьниками разного возраста.
Жизнь театрального искусства в школе (урок театра, факультатив по театральной культуре или любительский театральный коллектив) – это всегда основание для межличностного общения учеников, возможность размышлений об искусстве и жизни, это творческий процесс знакомства с искусством и постижения законов театра, усвоения определенных знаний о нем. Театральное образование и воспитание в школе как правило направлено на:
• воспитание основ зрительской культуры;
• развитие навыков театрально-исполнительской деятельности;
• накопление учащимися знаний об искусстве театра [31, c. 87].
В конкретном обращении к школьнику эти три направления переплетаются и дополняют друг друга. Театральная терминология усваивается лучше, если опирается на зрительский опыт или на опыт собственной исполнительской деятельности. Исполнительское же творчество, в свою очередь оценивается по критериям, освоенным в процессе накопления зрительской культуры.
Организация театрально-творческой деятельности школьников в школе искусств реализует указанные направления работы в той степени, которая соответствует возрастным интересам и возможностям детей. Каждое из направлений может развиваться следующим образом.
В области воспитания основ зрительской культуры:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно сказать, что за годы существования детских театров накоплен большой опыт воспитания детей средствами театра. Передовые практики рассказывают о характере и особенностях воздействия театра на детей и подростков, о его роли в расширении их знаний, представлений, в воспитании их моральных чувств, художественных способностей и вкуса, а также о возможности связать задачу воспитания средствами театрального искусства с другими сторонами воспитании, со всей учебно-воспитательной работой школы.
Театр – живое искусство, вот сейчас, вот тут актеры разыгрывают перед зрителями сцены из другой жизни, не такой, на первый взгляд, как настоящая. Но потом приходит понимание того, что это про тебя, про твою жизнь, про твоих близких и врагов, про твою страну, про мир вообще. О том, что надо дорожить своей любовью, своими близкими, помогать другим и быть честным. Если театр может хоть на время просмотра спектакля сделать человека чуть-чуть лучше, то нельзя не использовать это для становления юных душ. Об этом говорили многие мэтры театрального искусства. Л.Додин в одном из интервью сказал: «Хорошего театра много быть не может, да и вообще театра много быть не может, даже плохой театр лучше чего-нибудь другого хорошего».
1. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979 – 347 с.
2. Брянцев, А.А. Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневники. Письма / А.А. Брянцев. – М.: ВТО, 1979. – 178 с.
3. Гачев, Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр / Г.Д. Гачев. – М.: Просвещение, 1968. – 212 с.
4. Доронова, Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. – М.: «Просвещение», 2004. – 320 с.
5. Иванов, В.В. Пространственные структуры раннего театра и десимметрия сценического пространства / В.В, Иванов. – М.: Сов. художник, 1979. – 107 с.
6. Иванова, Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально- нравственной сферы у дошкольников / Г.П. Иванов. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 290 с.
7. Коган, Л.Н. Цели и смысл жизни человека / Л.Н. Коган. – М.: Мысль, 1984. – 252 с.
8. Кошманская, И.П. Театр в детском саду / И.П. Кошманская. – Ростов н /Д: изд- во «Феникс», 2004. – 310 с.
9. Мерзлякова, С.И. Фольклор-Музыка-Театр. Программы и конспекты занятий педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно- методическое пособие / С.И. Мерзлякова. – М., 1999. – 301 с.
10. Мочалов, Ю.А. Первые уроки театра / Ю.А. Мочалов. – М., 1986. – 190 с.
11. Опарина, Н.А. Театр-Это волшебный край! / Н.А. Опарина. – М.: «Социум», 1999. – 210 с.
12. Поляк, Л.Я. Театр сказок / Л.Я Поляк. – Спб.: «Детство-Пресс», 2001. – 239 с.
13. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр. Программа «Театр – Творчество – Дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов / Н.Ф. Сорокина. – М., 2004. – 201 с.
14. Терехова, Е.А. Воспитание познавательной активности старшеклассников в клубных объединениях внешкольных учреждений: автореф. дисс. канд. пед. наук / Е.А. Терехова. – М., 1989. – 34 с.
15. Тихомиров, Д.В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений / Д.В. Тихомиров. – М.: Советская Россия, 1977. – 273 с.
16. Тойбни, А. Постижение истории / А. Тойбни. – М., 1992. – 219 с.
17. Тришин, В.А. Формирование личности участников театральной самодеятельности в коллективе студийного типа: дсс. … канд. пед. наук / В.А. Тришин. – Д., 1988. – 120 с.
18. Туманов, И.М. Режиссура массового представления и театрализованного концерта / И.М Туманов. – Д., 1974. – 212 с.
19. Уманский, Д.И. Психология организаторской деятельности школьников / Д.И. Уманский. – М., 1980. – 240 с.
20. Фохт-Бабушкин, Ю.Н. Искусство и духовный мир человека. Об особенностях воздействия искусства на личность / Ю.Н. Фохт-Бабушкин. – М., 1982. – 280 с.
21. Харрис, Т. Я хороший, ты хороший / Т. Харрис. – М.: Изд-во «Соль», 1993. – 200 с.
22. Чаган, Н.Г. Формирование, творческой активности личности в клубной самодеятельном коллективе: автореф. дис. канд. фи-лос. Наук / Н.Г. Чаган. – М., 1987. – 30 с.
23. Честерон, Г.К. Вечный человек / Г.К. Честерон. – М., 1991. – 169 с.
24. Чехов, М.А. Литературное наследие / М.А. Чехов. – В 2-х томах. – М.: Искусство, 1982. – 310 с.
25. Чижиков, В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности: учебн. пособ. для вузов культуры / В.М. Чижиков. – М.: МГУК,1993. – 300 с.
26. Шароев, И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений / И.Г. Шароев. – М.: Просвещение, 1980. – 210 с.
27. Шароев, И.Г. Театр народных масс / И.Г. Шароев. – М., 1978. – 310 с.
28. Шароев, Н.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений / Н.Г. Шароев. – М.: Просвещение, 1986. – 140 с.
29. Швейцнер, А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцнер. – М., 1992. – 120 с.
30. Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственность / А. Шопенгауэр. – М., 1992. – 211 с.
31. Шпет, Г.Г. Театр как искусство / Г.Г. Шпет // Вопросы философии, 1989. – № 11. – С. 83-87.
32. Шукина, Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. М.: Педагогика, 1981. – 313 с.
33. Шуров, Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом / Р.Х. Шуров. – М., 1982. – 311 с.
34. Элькони, Д.В. Психология игры / Д.В. Элькони. – М.: Педагогика, 1978. – 128 с.
35. Эстетика. Словарь / Под общ, ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 229 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 75.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты