ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические аспекты формирования технологий управления развитием персонала в современных условиях
1.1 Сущность развития персонала организации: компоненты и виды
1.2 Технологии управления развитием персонала организации
1.3 Зарубежный опыт применения технологий управления персоналом
2 Исследование практических аспектов формирования технологий управления развитием персонала ОАО «Гомельстекло»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Гомельстекло»
2.2 Оценка кадрового потенциала ОАО «Гомельстекло»
2.3 Анализ и оценка технологий управления развитием персонала
3 Совершенствование технологий управления развитием персонала ОАО «Гомельстекло»
3.1 Рекомендации по совершенствованию технологий управления развитием персонала
3.2 Расчёт эффективности предложенных мероприятий и прогноз их реализации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях трудно переоценить роль человеческого фактора в деятельности организации. Даже самая совершенная система управления не приведет к успеху, если штат организации не будет состоять из профессионалов, преданных своему делу. В современных условиях при поиске путей повышения эффективности функционирования организации смещение акцентов происходит в сторону конкретного человека.
Менеджмент, как управление, является самой важной функцией в разнообразных сферах жизнедеятельности. Управление – одна из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной деятельности.
Ещё в советские времена был лозунг «Кадры решают всё». Не утратил он своего значения и на сегодняшний день. Именно поэтому так велика актуальность управления персоналом.
Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности, информированности.
Актуальность данной темы определяется, прежде всего, продолжающимся становлением рыночной экономики Республики Беларусь, ведь в условиях возросшей конкуренции предприятию необходимо изыскивать направления по повышению конкурентоспособности. Одним из направлений является развитие персонала организации.
Указом Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2016 г. № 466 утверждена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы.
Главная цель развития страны на 2016–2020 годы – повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития.
Сегодня мир переходит от индустриальной фазы развития к экономике знаний. Глобализация, фундаментальные сдвиги в мировой экономике ставят перед государством, обществом и конкретным человеком новые задачи, решение которых зависит от темпов и качества социально-экономического развития.
Сегодня предоставляется уникальная возможность создать новые отрасли экономики, повысить эффективность традиционных секторов экономики за счет ускоренной информатизации и новых методов управления.
В условиях растущей конкуренции в мире развитие Беларуси будет определяться способностью эффективно встроиться в новую систему
1 Теоретические аспекты формирования технологий управления развитием персонала в современных условиях
1.1 Сущность развития персонала организации: компоненты и виды
Современная фаза общественного развития характеризуется становлением новой образовательной парадигмы на основе информатизации образования, использования новых форм обучения и развития. Под воздействием объективных социально-экономических процессов изменяются требования к подготовке, обучению и развитию персонала.
Основой устойчивого и сбалансированного экономического роста становится человек, обладающий современными знаниями и высоким уровнем профессионализма. В развитом мировом сообществе наблюдается устойчивая динамика к росту доли высококвалифицированных кадров, повышается роль и значимость работников с творческим подходом и неординарностью мышления.
В условиях быстро меняющегося, развивающегося рынка необходимость в повышении профессиональных навыков, а также профессиональное развитие становиться необходимым условием успешной работы любой организации. Роль руководителя организации состоит в умении раскрыть творческий потенциал каждого работника, мотивировать повышение квалификации, создавать высокую организационную культуру деятельности.
Переориентация системы на реализацию этих стратегических задач требует воспитания инициативных, творческих, предприимчивых работников, специалистов-профессионалов, приверженных организационным принципам и ценностям.
Главным ресурсом быстрого конкурентного развития современной экономики является высокая квалификация и творческая активность людей, способных воплощать в жизнь новые технологические идеи. Эффективность на современном этапе развития будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления. Республика Беларусь с определенной степенью активности включилась в данный процесс.
Основой дальнейшего развития Республики Беларусь является Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2030 года [26], которая разрабатывается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально–экономического развития Республики Беларусь».
2 Исследование практических аспектов формирования технологий управления развитием персонала ОАО «Гомельстекло»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Гомельстекло»
Гомельский стекольный завод им. М.В. Ломоносова (с 1994 года ОАО «Гомельстекло») построен и введен в эксплуатацию в начале тридцатых годов. По первоначальному проекту завод был возведен как предприятие по выпуску оконного стекла. 7 ноября 1933 года, он выдал первые сотни квадратных метров этой продукции, а в 1934 году пущена в эксплуатацию вторая система. На протяжении всех предвоенных лет завод расширялся и реконструировался. В период временной оккупации (1941-43 гг.) предприятие было полностью разрушено, но к концу 1945 года, оно отстроилось и стало вновь производить стекло. В начале 50-х годов на предприятии освоено производство пеностекла и термостойких стеклянных труб (в то время единственное в стране и в мировой практике).
В 1961 году на заводе стало выпускаться закалённое стекло «Сталинит». В 1975 году была внедрена АСУП (автоматизированная система управления производством). В этот период на предприятии была также освоена технология производства матированного закаленного стекла для микроавтобусов «РАФ», а также декоративного закаленного стекла для газовых плит, специального стекла для мебельной промышленности. В дальнейшем на предприятии было освоено производство узорчатого и армированного стекла (1981г.), стеклянных термостойких труб и фасонных частей к ним с полимерным покрытием (1982г.). С января 1993 г. на базе цеха по производству стеклянных труб освоено производство стеклянной узкогорлой тары.
В 1990 году завод перешел на аренду. С 1991 года на предприятии было начато строительство производства полированного стекла. За время стройки арендное предприятие было преобразовано в ОАО «Гомельстекло». Завод входит в состав Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь. В конце 1996 года начат выпуск полированного стекла методом термического формования (FLOAT процесс).
На сегодняшний день ОАО «Гомельстекло» – мощное современное, оснащенное по последнему слову техники предприятие с численностью рабочих и служащих на конец 2013 года 2948 человек с учетом филиала ГОК.
3 Совершенствование технологий управления развитием персонала ОАО «Гомельстекло»
3.1 Рекомендации по совершенствованию технологий управления развитием персонала
Основой дальнейшего развития Республики Беларусь является Программа социально–экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы [28].
Главная цель развития страны на 2016 - 2020 годы - повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития.
Согласно Программе, основой устойчивого и сбалансированного экономического роста становится человек, обладающий современными знаниями и высоким уровнем профессионализма. В развитом мировом сообществе наблюдается устойчивая динамика к росту доли высококвалифицированных кадров, повышается роль и значимость работников с творческим подходом и неординарностью мышления.
Роль государства заключается в создании условий для того, чтобы любой инициативный человек независимо от уровня образования или наличия специальных экономических знаний смог начать свой бизнес и найти работу по душе.
Переориентация системы на реализацию этих стратегических задач требует воспитания инициативных, творческих, предприимчивых работников, специалистов-профессионалов, приверженных организационным принципам и ценностям.
В новых экономических условиях социальные методы хозяйствующих субъектов должны претерпевать существенные изменения. Для того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо совершенствовать управление персоналом. В наше время выигрывает и преуспевает организация с грамотным, преданным и дисциплинированным персоналом.
В соответствии с Положением о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954 непрерывное профессиональное образование руководящих работников и специалистов – это образование руководящих работников и специалистов, направленное на их профессиональное совершенствование, освоение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная дипломная работа написана на тему «Технологии управления развитием персонала организации (на материалах ОАО «Гомельстекло»)».
Развитие персонала – это процесс непрерывного обучения работников, управление деловой карьерой персонала, планирования и подготовки кадрового резерва
Целью развития персонала является обеспечение максимального использования всех его возможностей для достижения целей организации.
Развитие персонала включает в себя обучение, карьеру и резерв.
Обучение персонала – это систематический процесс формирования у работников предприятия теоретических знаний, умений и практических навыков, необходимых для выполнения работы.
Карьера – это успешное продвижение в области профессиональной деятельности; продвижение вверх по служебной лестнице.
Кадровый резерв – подход в управлении персоналом, состоящий в специальном отборе части сотрудников организации для дальнейшего продвижения.
Управление развитием персонала – это взаимодействие управляющего и управляемого субъектов по поводу разработки и реализации проекта развития персонала, включающего систему управленческих технологий, методов и мероприятий, направленных на рост профессионализма, компетентности персонала с целью повышения эффективности его работы.
При располагающих возможностях и предоставленных условиях ОАО «Гомельстекло» рационально использовало все ресурсы и приложило все усилия для выполнения социально-экономических показателей в срок и качественно.
Однако в целом динамика показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Гомельстекло» за 2013-2015 гг. имеет неблагоприятную тенденцию.
В анализируемом периоде численность работников ОАО «Гомельстекло» в 2014 г. по сравнению с 2012 г. сократилась на 329 человек.
При этом наибольший удельный вес приходится на категорию «Рабочие» – более 78% всех работников, что является положительным признаком и характеризует отсутствие бюрократизации в структуре персонала.
Наибольший удельный вес в структуре кадрового состава по уровню образования занимают работники, имеющие диплом о среднем образовании (31,6 % или 852 человека по состоянию на конец 2014 г.).
1 Абрамов, А. Инвестиции в профессиональное развитие персонала: как оценить эффективность / А. Абрамов // Кадровик. – 2013. – № 4. – С. 82–88.
2 Бажин, А. С. Анализ методов развития персонала организации в практике менеджмента зарубежных стран / А. С. Бажин. – Science Time. – 2015. – № 3. – С. 66–73.
3 Беляцкий, Н. П. Управление персоналом : учеб. / Н.П. Беляцкий. – Минск : Соврем. шк., 2010. – 448 с.
4 Брасс, А. А. Корпоративное обучение: мотивация сотрудников / А.А. Брасс // Кадровик. Управление персоналом. – 2015. – № 22. – С. 57–59.
5 Бухалков, М. И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала : учеб. пособие для вузов / М. И. Бухалков. – М. : Инфра–М, 2011. – 191 с.
6 Веснин, В. Р. Управление персоналом: теория и практика / В. Р. Веснин. – М. : Кнорус, 2009. – 517 с.
7 Генкин, Б. М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов. / Б. М. Генкин. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА–М., 2014. – 464 с.
8 Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.
№ 218-З : принят Палатой представителей Нац. собр. Респ. Беларусь : одобр. Советом Респ. Нац. собр. 19 нояб. 1998 г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 352-З) // КонсультантПлюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2017.
9 Гущина, И. Технология развития персонала / И. Гущина // Служба кадров и персонал. – 2015. – № 8. – С. 52–58.
10 Дейнека, А. В. Управление персоналом : учеб. для вузов / А. В. Дейнека. – М. : Дашков и Кº, 2013. – 290 с.
11 Дресвянников, В. А. Управление деятельностью организации как комбинация управления процессом, знаниями и состояниями / Дресвянников В. А. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – № 6. – С. 70–74
12 Егоршин, А. П. Управление персоналом / А.П. Егоришин. – Нижний Новгород, 2003. – 713 с.
13 Зацепа, С. Три простых способа сократить расходы на обучение персонала в условиях кризиса / С. Зацепа // Управление персоналом. – 2015. – № 2. – С. 60–63.
14 Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н. И. Кабушкин. – М. : Новое знание, 2009. – 336 с.
15 Кибанов, А. Я. Кадровая политика и стратегия управления персоналом : учеб.–практ. пособие / А.Я. Кибанов, Л.В. Ивановская. – М. : Проспект, 2013. – 60 с.
16 Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации / А. Я. Кибанов. – М. : ИНФРА–М., 2012. – 572с.
17 Кобзева, В. Руководителю об обучении персонала / В. Кобзева, Г. Баранова. – М. : Издательство «Добрая книга», 2011. – 456 с.
18 Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г.
№ 243-З : принят Палатой представителей Нац. собр. Респ. Беларусь : одобр. Советом Респ. Нац. собр. 2 дек. 2010 г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 126-З) // КонсультантПлюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2017.
19 Левитский, Б. Развитие персонала в российских организациях на основе "компетентностного" подхода / Б. Левитский // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 5. – С. 123–127.
20 Лукичева, Л. И. Управление персоналом : учеб. пособие / Л. И. Лукичева. – М. : Омега–Л, 2013. – 263 с.
21 Магура, М. И. Оценка работы персонала: подготовка и проведение аттестации / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. – М. : Интел–Синтез, 2009. – 121 с.
22 Маевская, А. В. Основные тенденции карьерного развития персонала / А. В. Маевская // Экономика и управление. – 2017. – № 1. – С. 118–122.
23 Менеджмент : курс лекций для студентов экономических специальностей и слушателей специального факультета по переподготовке кадров ОСП «Институт повышения квалификации и переподготовки кадров» / авт.-сост. : Л. К. Климович [и др.]. – Гомель : учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2013. – 200 с.
24 Методика формирования и оценки эффективности занятости персонала в организации : отчет о НИР (промежуточ.) / Т. П. Афонченко, А. З. Коробкин, Т. С. Алексеенко, Д.Б. Сахарова, Т. М. Тишковская. – Гомель : БТЭУ, 2015. – 41 с.
25 Морозова, Н. Н. Методы развития персонала в отечественной и зарубежной практике / Н. Н. Морозова // Сборник научных статей II Международного весеннего форума, Гомель, 21–24 мая 2013 г. : в 2 ч. – Гомель: БТЭУ, 2013. – С. 58-63.
26 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
27 Об утверждении Концепции государственной кадровой политики Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 18.07.2001 г. № 399 (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 509) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
28 Об утверждении Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы: Указ Президента Респ. Беларусь от 15.12.2015 г. № 466 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
29 Петрович, М. В. Управление персоналом : учеб. пособие для вузов / М. В. Петрович. – Минск : Амалфея, 2013. – 512 с.
30 Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов : Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954 (в ред. Постановления от 29 июня 2016 г. № 507) // КонсультантПлюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2017.
31 Райченко, А. В. Общий менеджмент : учеб. для вузов / А.В. Райченко. – М. : ИНФРА–М, 2015. – 384 с.
32 Седегов, Р. С. Управление персоналом / Р. С. Седегов, Н. И. Кабушкин, В.Н. Кривцов. – Минск : Технология, 2011. – 178 с.
33 Сенченко, И. Т. Повышение квалификации рабочих на производстве / И. Т. Сенченко. – М. : Педагогика, 2013. – С. 112–113.
34 Сивчик, Л. Главная цель – инновационное развитие персонала / Л. Сивчик // Директор. – 2016. – № 12. – С. 28–30.
35 Синицына, О. Н. Инвестиции в развитие персонала как фактор повышения экономической устойчивости организации : науч. работа студентов / О. Н. Синицына. – Гомель : БТЭУ, 2010. – 47 с.
36 Сотников, Н. З. Концептуальные основы стратегического анализа деловой карьеры персонала / Сотников Н. З. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – № 4. – С. 126–135.
37 Спивак, В. А. Организационное поведение и управление персоналом. / В. А. Спивак. – СПб. : Питер, 2012. – 416с.
38 Сухорученко, О. В. Оценка и повышение эффективности профессионального развития персонала организации : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Гос. ун–т упр ; О. В. Сухорученко. – М. , 2013. – 29 с.
39 Титович, А. А. Основы менеджмента / А.А. Титович. – Гомель, 2013. –347 с.
40 Травин, В. В. Менеджмент персонала предприятия: учеб. / В. В. Травин, В. А. Дятлов. – М. : – Дело, 2009. – 227с.
41 Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 г. № 296–З (в ред. Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 г.№ 305–З) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
42 Труминский, Ю. В. Управление персоналом предприятия / Ю. В. Труминский, А. А. Крылова. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2012. – 495 с.
43 Чиманский, Г. В. Практика перспективного планирования работы с персоналом на предприятиях / Г.В. Чиманский // Кадровая служба. – 2014. – № 2. – С. 82–93.