Оценка и пути повышения эффективности рекламной деятельности ресторана
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Диплом
на тему: «Оценка и пути повышения эффективности рекламной деятельности ресторана»
по дисциплине: «Экономика и управление туристической деятельностью»
2018
251.00 BYN
Оценка и пути повышения эффективности рекламной деятельности ресторана
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Экономика и управление туристической деятельностью
Организация: Абиус, ООО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 75.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы организации рекламной деятельности объекта общественного питания
1.1 Сущность рекламы и ее значение в развитии объектов общественного питания
1.2 Характеристика рекламных средств используемых в ресторанах
1.3 Методы оценки эффективности рекламной деятельности
2 Анализ организации рекламной деятельности в ООО «Абиус», кафе «Enzo»
2.1 Общая характеристика, организационная структура и экономические показатели деятельности ООО «Абиус», кафе «Enzo»
2.2 Характеристика рекламных средств используемых в ООО «Абиус», кафе «Enzo»
2.3 Оценка эффективности рекламной деятельности ресторана на примере кафе «Enzo»
3 Пути повышения эффективности рекламной деятельности ООО «Абиус», кафе «Enzo»
3.1 Мероприятия по повышению эффективности рекламной деятельности
3.2 Оценка экономической эффективности внедрения мероприятий
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Слово «реклама» происходит от французского слова «reclame». Реклама, если говорить простым языком, служит для того, чтобы оповестить раз-личными способами (иногда всеми имеющимися) о новых товарах или услугах и их потребительских свойствах, направлена реклама на потенциального потребителя, оплачивается спонсором и служит для продвижения его продукции и идей. Реклама является частью коммуникационной деятельности фирмы, наряду с паблисити и стимулированием сбыта. Реклама необязательно навязывает товар покупателю.
Организация комплекса эффективных рекламных мероприятий – это весьма сложная задача, для реализации которой требуется четкая и слаженная работа квалифицированных специалистов торгово-сбытовых, маркетинговых или специальных рекламных подразделений предприятий.
Целью рекламы является максимально допустимая связь между продавцом и покупателем, дабы связать этих два лица в самые короткие сроки. Посредник, т.е. рекламопроизводитель, тем самым должен стимулировать экономические отношения между двумя заинтересованными сторонами.
Задачи рекламы что ни на есть самые элементарные: достичь максимального успеха в сфере предложения товаров и услуг. И обеспечение самых выгодных условий для клиентов, поиск новых средств распространения и расширение круга деятельности.
Использование рекламных средств в настоящее время весьма актуально для любого предприятия вне зависимости от того, какие товары (изделия или услуги) предприятие производит и предлагает своим партнерам.
Важное значение рекламные средства имеют на предприятиях общественного питания.
Общественное питание играет все возрастающую роль в жизни современного общества. Это обеспечивается, прежде всего, изменением технологий переработки продуктов питания, развитием коммуникаций, средств до-ставки продукции и сырья, интенсификацией многих производственных процессов. Отрасль общественного питания активно развивается в Республике Беларусь. Растет уровень благосостояния населения, культура посещения заведений общественного питания приобретает более массовый характер. Для потребителей все более важным становится культура и уровень обслуживания. Предприятия общественного питания характеризуются единством форм организации производства, обслуживания потребителей и различаются по типам.
Экономические перемены в нашей стране обусловили новый этап в развитии предприятий питания. В итоге шаг за шагом постепенно стал воз-рождаться ресторанный рынок в нашей стране, подчиняющийся экономическим законам спроса и предложения, а также конкуренции. При этом активно осуществлялся процесс внедрения государственного регулирования рынка общественного питания цивилизованными правовыми методами.
В организации общественного питания рекламная деятельность непосредственно влияет и на его экономические результаты, и на социальную эффективность торговли в целом. Экономическая и социальная эффективность торговли находятся в тесной взаимосвязи. Экономическую эффективность рекламной деятельности следует оценивать по экономическим результатам, характеризующим работу организации в целом: обобщающим экономическим показателям (товарооборот, издержки, прибыль, цены); показателям использования ресурсов (выработка, товарооборачиваемость); качеству торгового обслуживания (широта, устойчивость и обновляемость ассортимента); качеству товаров. Все вышеизложенное определяет актуальность темы данного исследования.
Объект исследования: ООО «Абиус», кафе «Enzo».
Предмет исследования – рекламная деятельность кафе.
Цель работы – оценка рекламной деятельности кафе ООО «Абиус», кафе «Enzo» и разработка путей ее совершенствования.
Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретические основы организации рекламной дея-тельности объекта общественного питания;
2) дать характеристику кафе, проанализировать, организационную структуру, экономические показатели деятельности;
3) проанализировать виды рекламной деятельности;
4) оценить эффективность рекламной деятельности кафе «Enzo»;
5) разработать мероприятия по повышению эффективности реклам-ной деятельности ООО «Абиус», кафе «Enzo».
6) произвести оценку их эффективности.
В процессе написания дипломной работы был осуществлен поиск и анализ учебной литературы по маркетингу, специализированных изданий по рекламной деятельности, организации рекламы на предприятиях ресторан-ной отрасли, как в рамках источников литературы представленные авторами Республики Беларусь, так и Российской Федерации.
Основными источниками, раскрывающими сущность рекламной деятельности явились работы Егоршина А.П., Акулича И.Л., Маленкова Ю.А., Минько Э.В., Наумова В.М., Калюжновой Н.Я., Якобсона А.Я., Анурин В.Ф., Е.А. Евтушенко Е.А, Муромкина И.Н., Володько В.Ф. и многие другие.
Данная тема нашла широкое распространение, как в отечественной, так и в зарубежной литературе, в источниках дается глубокий анализ, классификации видов и форм рекламной деятельности, многообразие показателей ее оценки.
Изучение использованных источников литературы позволило провести глубокий анализ и подробно изложить его результаты в рамках данной дипломной работы.
1 Теоретические основы организации рекламной деятельности объекта общественного питания
1.1 Сущность рекламы и ее значение в развитии объектов общественного питания
Реклама представляет собой любую форму неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг, оплачиваемую точно установленным заказчиком; и служит для привлечения внимания потенциальных потребите-лей к объекту рекламирования, используя при этом наиболее эффективные приемы и методы с учетом конкретной ситуации.
Реклама, с одной стороны, доводит до потребителей разные сведения, необходимые для покупки и использования изделий. С другой – сочетая свою информационность с убедительностью и внушаемостью, реклама оказывает на человека эмоционально-психическое воздействие. Реклама, сама по себе, одновременно и бизнес, и искусство.
Из многочисленных определений рекламы можно выделить следующее:
- реклама – это любая платная форма неличного представления и продвижения идей или услуг от имени известного спонсора;
- реклама – это платное, одновременное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующие в пользу какого-либо товара, марки, предприятия [14, c. 212].
Некоторые специалисты рассматривают рекламу как форму коммуникации, которая перевела качества товаров и услуг, а также идеи на язык нужд и запросов потребителей.
Из чего следует, что в различных определениях отражаются разные подходы к сложному и многостороннему понятию «реклама». В то же время можно выделить основные черты, характеристики рекламы как одного из главных средств маркетинговых коммуникаций.
Наиболее важными из них представляются следующие:
1) Неличный характер. Коммуникационный сигнал поступает к потенциальному покупателю не лично от продавца, а через посредников.
2) Односторонняя направленность рекламного обращения от продавца к покупателю.
3) Неопределенность с точки зрения измерения эффективности рекламы. Это качество является логическим продолжением предыдущего. Об-ратная связь в коммуникации носит вероятностный и неопределенный характер. Факт покупки зависит от массы факторов, не имеющих прямого отношения к рекламе, носящих субъективный характер и практически не поддающихся формализации. Например, отличная рекламная кампания может сов-пасть во времени с браком в выпуске большой партии изделия, которое рекламируется.
4) Общественный характер.
5) Предполагается, что рекламируемый товар является законным и общепринятым. Вот почему мы не встречаем рекламу наркотиков и других товаров, запрещенных законом.
6) В рекламном объявлении четко определен спонсор, рекламодатель, субъект за чей счет и от чьего имени осуществляется реклама.
7) Реклама не претендует на беспристрастность. Общепринято, что в рекламном обращении основное внимание уделяется преимуществам рекламируемого товара или предприятия, и могут быть не упомянуты их недостатки.
8) Броскость и способность к увещеванию. Многократное повторение рекламных доводов оказывает определенное психологическое воздействие на потребителя и подталкивает его к покупке. Основные функции рекламы соответствуют общим целям системы маркетинговых коммуникаций. В зависимости от целей, определяемых конкретной рыночной ситуацией, реклама может эффективно решать следующие задачи:
- информирование (формирование осведомленности и знания о новом товаре, конкретном событии, о предприятии т.п.);
- увещевание (постепенное, последовательное формирование пред-почтения, соответствующего восприятию потребителем образа предприятия и ее товаров убеждение покупателя совершить покупку поощрение факта покупки и т.д.);
- напоминание (поддержание осведомленности, удержание в памяти потребителей информации о товаре в промежутках между покупками напоминание, где можно купить данный товар) и другие задачи.
В конечном итоге, все функции рекламы, также как и других элементов комплекса маркетинга: коммерческая пропаганда, стимулирование сбыта и личная продажа, называемого маркетинг микс, сводятся к достижению основных целей и средств маркетинговых коммуникаций – формирование спроса и стимулирование сбыта.
Многообразие функций рекламы, универсальный и всеобъемлющий характер этой формы маркетинговой коммуникации делает необходимым более глубокий анализ ее отдельных разновидностей. При классификации рекламы используется множество критериев. Рассмотрим лишь некоторые из них:
1) Классификация рекламы по типу ее спонсора, субъекта коммуникации. Выделяют следующие разновидности подобной рекламы: реклама от имени производителя, от имени торговых посредников, от имени частных лиц, от имени правительства и других общественных институтов.
2) В зависимости от типа целевой аудитории выделяют рекламу на сферу бизнеса (для производственных потребителей), рекламу на индивидуального потребителя.
3) Критерий сконцентрированности на определенном сегменте ауди-тории позволяет различать селективную рекламу, четко адресованную определенной группе покупателей (сегменту рынка) и массовую рекламу, не направленную на определенный контингент.
2 Анализ организации рекламной деятельности в ООО «Абиус», кафе «Enzo»
2.1 Общая характеристика, организационная структура и экономические показатели деятельности ООО «Абиус», кафе «Enzo»
Рассматриваемое предприятие как пример, ресторанного типа представляет собой кафе «ENZO» – заведение формата «стейки и бургеры», рас-положенное по адресу улица Октябрьская, д. 23.
Прежде всего, нас интересует характеристика кафе, с точки зрения его представления со стороны потребителя.
Основной особенностью при характеристике объекта общественного питания является его кухня.
Главное направление в меню и кухне заведения – это стейки, бургеры и вино. В кафе «Enzo» можно попробовать разнообразные премиальные и альтернативные стейки; бургеры с разными видами мяса, от классических с говядиной до фантазийных с беконом и гранатом, вегетарианские бургеры, а также тартары, теплые салаты, авторские соусы и десерты.
Заведение старается быть в тренде мировых гастрономических тенденций. Так, в меню кафе можно найти необычные для Минска позиции: например, перуанское севиче или форель в азиатском стиле. Благодаря авторскому исполнению даже классические блюда «звучат» по-новому, становясь фаворитами посетителей.
Характерной особенностью кафе является то, что в «ENZO» гостей ждет необычный для Минска формат обслуживания: здесь нет хостес или барменов, абсолютно все функции, от встречи гостей до приготовления напитков, выполняют официанты.
Кафе позиционирует себя как лучшее место, где готовиться один из лучших кофе в Минске: шеф-бариста заведения в 2018 году стала чемпионом РБ среди бариста. А также в кафе можно найти отличную винную карту, со-ставленную профессиональным сомелье. Винная карта меняется в зависимости от сезона.
Для любителей слабоалкогольных напитков – большой выбор пива, среди которого 4 сорта разливного, включая сорта от белорусских крафтовых пивоварен.
В заведении не готовятся коктейли.
Таким образом, можно сказать, что в кафе представлены самые лучшие сочетания – кухня, которая может удовлетворить самые изысканные вкусы и напитки, одни из лучших в городе.
Кафе «Enzo» принадлежит ООО «Абиус», которое, в свою очередь, также владеет мини – кафе «Лаука», кафе – блинная «Депо» и баром «Чапский».
ООО «Абиус», кафе «Enzo» зарегистрировано 15 августа 2011 г. под № 191665980 (приложение А).
Формат работы кафе послеобеденное время и до полуночи. Время работы кафе: Пн. – Чт., Вс. с 11.00 до 24.00, Пт. – Сб. с 11.00 – 01.00.
Так же кафе имеет собственный сайт www.enzo.by, и инстаграм: en-zominsk, на которых ежедневно появляется актуальная информация.
Постановление министерства торговли Республики Беларусь от 29 июля 2014 г. № 29, устанавливает классификацию ресторанов в зависимости от качества предоставляемых услуг, интерьера, а также ассортимента заказных и фирменных блюд и изделий. На основании совокупности этих отличи-тельных признаков рестораны подразделяются на три класса – люкс, высший класс и первый.
Кафе «Enzo» в связи со своим необычным форматом было проблематично подвести к какой-то определенной классификации и по этой причине в государственном реестре РБ это заведение классифицируется по разным при-знакам и попадает под различную типизацию. В меню могут включаться фирменные блюда, напитки и закуски, которые готовятся только в стенах данного заведения, однако в связи с упрощенным видом деятельности, американским лофтом, как выбранном типом интерьера и рядом других причин увязать заведения под стандартное кафе или ресторан было с юридической точки зрения невозможным.
При обслуживании используется фарфоровая посуда высшего качества – сан фаянс (Вилерой и Бох, Австрия), которая отличается легкостью и изяществом дизайна. Так же при подаче используются деревянные доски с логотипом кафе. При организации обслуживания используются мельхиоровые приборы. Мебель для ресторана делается на заказ из одного материала, и ее стиль связан с художественным решением интерьера.
В качестве дополнительных услуг кафе организует обслуживание раз-личных мероприятий (совещаний, конференций, торжеств, семинаров, презентаций) с ориентацией на бизнес-ланч и кофе – брэйк. На фасаде здания имеется огромная вывеска с названием и изящная летняя терраса, собственная парковка. Подъезд к ресторану очень удобный, хорошо освещается.
Кафе специализируется на стейках и бургерах, которые, по мнению TripAdvisor, являются лучшими в городе. Кроме этого, представлена винная карта.
Более того, в летнее время в ресторане открывается летняя площадка, которая отвечает самым высоким требованиям и соответствуют интерьеру и обстановке ресторана.
3 Пути повышения эффективности рекламной деятельности ООО «Абиус», кафе «Enzo»
3.1 Совершенствование управления рекламной деятельностью кафе «Enzo»
Первоначальным этапом при разработке путей повышения эффективности деятельности должен стать анализ имеющихся «проблемных» мест в рекламной деятельности кафе.
Произведенная в главе 2 работа по характеристике предприятия и видов рекламы, которое оно использует, дает возможность говорить о тех направлениях, которые могут быть улучшены.
Во-первых, кафе использует слишком много видов рекламной деятельности. В результате эффекта накопления (насыщения) все виды рекламы уже не приносят того эффекта который был раньше. При этом предприятие тратит огромные суммы впустую, увеличивая свои издержки, что сказывается на результатах деятельности.
Во-вторых, излишне активная рекламная кампания не всегда создает необходимый эффект и приятное впечатление о компании. Размещенные по всему городу рекламные материалы, реклама по радио, по телевидению – все это давит на клиента, создавая эффект перенасыщения.
В-третьих, используя столь обширные методы рекламы, предприятие, кафе должно быть готово обслужить на должном уровне клиентов, создать приятные впечатления от посещения, обеспечить такие условия, чтобы клиент захотел вернуться снова. Ведь главная цель должна стоять в завоевании клиента, а не привлечении все новых и новых клиентов.
Перейдем к рассмотрению путей за счет которых можно повысить эффективность рекламной деятельности.
Учитывая активную рекламную деятельность и большие затраты на рекламу при отсутствии результата в виде роста продаж и прибыли, необходимо задействовать такие мероприятия, которые не требуют значительных затрат и отказаться частично или в значительном объеме от затратных.
Учитывая активную рекламную деятельность кафе, удивителен тот факт, что на предприятии отсутствует должность маркетолога. Ведь именно профессиональные знания в этой области станут основой для эффективности деятельности кафе в рамках рекламной деятельности.
Поэтому одной из предложенных мер, станет введение в организационную структуру предприятия должности маркетолога в количестве одной единицы. Данный специалист будет находиться в непосредственном подчинении директора кафе. Так как данное направление, то есть рекламная деятельность кафе требует корректировок и доработок, направленных на повышение ее эффективности, то опытный квалифицированный работник является основным критерием отбора. В качестве кандидатуры предлагаем рассматривать специалиста с высшим профильным образованием, с опытом работы в отрасли ресторанного бизнеса не менее 2 лет.
Затраты на принятие на работу данного специалиста будем рассматривать в виде оплаты его труда в размере 800-1000 руб. в зависимости от результатов работы.
На него будут возложены следующие функциональные обязанности:
- анализ рынка, конкурентов, спроса и факторов на него влияющих;
- проведение маркетинговых исследований;
- разработка маркетинговой стратегии кафе «Enzo»;
- разработка рекламных кампаний;
- разработка бюджета маркетинга;
- определение целевой аудитории кафе, разработка мер, направленны на расширение рынка сбыта;
- определение ассортимента и ценовой политики кафе;
- определение перспектив развития рынка, оценка его емкости и разработка стратегии выхода на рынок;
- установление каналов распределения товара и типизация, разработка сети;
- сбор и оценка потребительского мнения о качестве обслуживания в кафе, а также иных характеристик, которые касаются его деятельности;
- разработка рекламных стратегий и кампаний, определение видов используемой рекламы;
- подготовка и внедрение мер по стимулированию продаж;
- разработка фирменного стиля и оформления рекламной продукции;
- оценка эффективности маркетинговых мероприятий.
Необходимость введения должности маркетолога обусловлена следующими факторами:
- ресторанный бизнес характеризуется быстрой сменой условий функционирование и поэтому изучение внешней среды является одним из ключевых факторов успеха деятельности кафе;
- для эффективной работы предприятия необходимо сформулировать стратегию развития маркетинга и внедрить ее;
- необходимость создания длительного и устойчивого спроса на продукцию кафе посредством использования инструментов маркетинга;
- необходимость создания и реализации рекламной кампании.
Таким образом, предложенное мероприятие (создание должности маркетолога в кафе «Enzo») было рассмотрено с точки зрения факторов, которые определяют объективную необходимость найма специалиста; были установлены требования к кандидатуре, а также определены должностные обязанности. Это позволит повысить эффективность деятельности предприятия в целом в краткосрочной перспективе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рекламная деятельность играет в современном мире одну из ключевых ролей в деятельности предприятия, оказывая непосредственное влияние на конечный результат деятельности. В условиях глобализации, развития со-временных условий формы рекламной деятельности расширяют свои границы, а также приобретают специфику. Для каждого предприятия в зависимости от его сферы деятельности региона, целевой аудитории, будет характер-на та или иная стратегия в рекламной деятельности, которая при правильности выбора будет благоприятно влиять на деятельность организации в целом. Роль рекламы в современном мире огромна. И поэтому выбор правильных методов и форм принесет коммерческий успех.
Кроме того, как осуществлять рекламные мероприятия организация должна осуществлять оценку рекламы, контролировать уровень затрат, постоянно получать информацию и стремиться добиться наибольшей эффективности.
Рекламная компания для предприятия общественного питания, должна быть нацелена на привлечение клиентов, при этом важным является не толь-ко их привлечение, но и удержание, таким образом затраты на рекламу становятся оптимальными.
Кафе «Enzo» – это заведение формата «стейки и бургеры», оно расположено в городе Минске. Данное заведение представлено в стиле лофт, и предлагает гостям изысканные блюда, а также бургеры, это место где можно найти самый лучший кофе в городе, а также выпить вина. Анализ финансовой деятельности предприятия на протяжении 2015–2017 гг. показал, что его деятельность нестабильна, в 2017 г. предприятие сработало с убытком, хотя в 2015г., большинство показателей деятельности находились на высокой уровне.
Среди проблем можно выделить такие, как падение объема продаж, увеличение себестоимости продукции, нехватка собственных оборотных средств.
Что же касается рекламной деятельности, то следует отметить кафе широко и активно использует все виды рекламной деятельности, такие как реклама на телевидение, радио, СМИ, наружная реклама, типографическая, использование сайта кафе. Однако несмотря на широкий охват и большие за-траты на рекламную деятельность предприятие не получает должного результата. Оценка эффективности рекламной деятельности показала, что 2015 г. был показательным и, что рекламная деятельность имела эффективный характер. Однако уже в 2016 г. реклама не давала уже той отдачи, которая была необходима. В 2017 г. предприятие получило убыток и следовательно эффект от рекламной деятельности не проявился.
По результатам проведенного анализа по оценке рекламной деятельности в 2015–2017 гг. следует отметить, что перед кафе стоит ряд вопросов, которые необходимо решить, в рамках рекламной деятельности. К ним относятся:
- выявление причин неэффективности рекламы в 2017 г.;
- исследование рынка и потребителей с целью создания эффективного рекламного сообщения.
Необходимо, чтобы кафе «Enzo» сокращало расходы на рекламную деятельность, обратиться к менее затратным способам рекламы, провести политику умеренной рекламной деятельности. Данные рекомендации основаны на том, что кафе уже не новое заведение, оно существует уже на протяжении 7 лет и столь активной рекламной компании не требуется, в силу хорошей узнаваемости.
Одним из мероприятий, которое повысит эффективность деятельности предприятия в рамках рекламной деятельности, станет создание должности маркетолога. Данный специалист должен обладать определенными знаниями в области ресторанного бизнеса и иметь высшее профильное образование. Предполагается взять на работу одного маркетолога.
На основании данных рекомендаций, было осуществлено планирование рекламной компании кафе «Enzo», которая будет способствовать увеличению количества клиентов, росту выручки организации. Проведение данной рекламной компании будет сопряжено с оказанием новой услуги – доставки еды на дом и в офис. Данная кампания позволит решить круг маркетинговых задач и сформировать имидж кафе как одного из самых привлекательных мест для клиентов, которые могут отдохнуть и провести время с друзьями или семьей, а также провести свадьбу или отметить какой то праздник.
Разработка рекламной кампании кафе включает в себя определение целевой аудитории кафе (целевая аудитория была разбита в процессе анализа на 3 целевых сегмента), были подобраны наиболее подходящие для кафе средства рекламы. Особенность рекламной кампании является отказ от дорогостоящих методов рекламы, и большая направленность на целевую аудиторию кафе. Были спланированы сроки проведения рекламной кампании и определен период: июнь - ноябрь 2018 г. Определены и расформированы по датам реализация определенных рекламных мероприятий. Определен бюджет, затрачиваемый на каждый вид рекламы. При этом стоит отметить, что при планировании рекламной деятельности были использованы не все де-нежные средства на рекламную кампанию (ее общий бюджет определялся как 3% от полугодовой выручки прошлого года). Наличие свободных средств на рекламные мероприятия предусматривает возможность корректировки хода рекламной кампании.
1 Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич. – 8-е изд. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 542 с.
2 Алукичева, Л.И. Управленческие решения: учебник / Л.И. Лукичева, Д.Н. Егорычев. – 4-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2014. – 383 с.
3 Анурин, В.Ф. Маркетинг: учебник / В.Ф. Анурин, Е.А. Евтушенко, И.Н. Муромкина. – СПб: Питер, 2013. – 272 c.
4 Анурин, В.Ф. Маркетинговые исследования потребительского рынка: учебное пособие / В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2015. – 270 с.
5 Андреев, К.О. Особенности рекламной деятельности в общественном питании / К.О. Андреев // Современные исследования социальных проблем. – 2018. – № 3. – С. 18–23.
6 Багиев, Г.Л. Маркетинг: учебник / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 736 с.
7 Багиев, Г.Л. Маркетинг: учебник / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; под ред. Г.Л. Багиева. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 736 с.
8 Басовский, Л.Е. Маркетинг: учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская – 2-е изд. – М.: Инфра-М, 2014. – 298 с.
9 Володько, В.Ф. Международный менеджмент: учебное пособие / В.Ф. Володько. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2012. – 448 с.
10 Гавриленко, Н.И. Маркетинг: учебник / Н.И. Гавриленко. – 3-е изд. – М.: Академия, 2013. – 188 с.
11 Григорьев, М.Н. Маркетинг: учебник / М.Н. Григорьев. – 5-е изд. – М.: Юрайт, 2015. – 559 с.
12 Григорьев, М.Н. Рекламная деятельность: учебное пособие / М.Н. Григорьев. – М.: Гардарики, 2015. – 366 с.
13 Дурович, А.П. Маркетинг: учебное пособие / А.П. Дурович. – Минск: МИТСО, 2015. – 343 с.
14 Егоршин, А.П. Маркетинг организации: учебник / А.П. Егоршин. – СПб.: Питер, 2016. – 384 с.
15 Еремин, В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации: учебник / В.Н. Еремин. – М.: Кнорус, 2014. – 647 с.
16 Захаров, С.В. Маркетинг: учебник / С.В. Захаров, Б.Ю. Сербиновский, В.И. Павленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 318 с.
17 Завьялов, П.С. Формула успеха: маркетинг: учебник / П.С. Завьялов. – М.: Международные отношения, 2014. – 416 c.
18 Кастернюк, А.В. Современные рекламные технологии: учебник / А.В. Кастернюк. – Ростов н/Д: «Феникс», 2015. – 320 с.
19 Ковалев, М.Н. Управление маркетингом: учебное пособие / М.Н. Ковалев. – Гомель: ЦИИР, 2014. – 195 с.
20 Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент: экспресс-курс / Пер. с англ.; под науч. ред. С.Г. Жильцова. – СПб.: Питер, 2013. – 480 с.
21 Красюк, И.А. Маркетинг в коммерческой деятельности: учебное пособие / И.А. Красюк, Л.В. Казакова. – РнД.: Феникс, 2015. – 392 с.
22 Кузьмина, Е.Е. Маркетинг: учебник / Е.Е. Кузьмина. – М.: Юрайт, 2016. – 382 с.
23 Кулак, Т.Е. Маркетинг в отраслях экономики: учебное пособие / Т.Е. Кулак, Н.Ю. Львова. – Минск: РИПО, 2013. – 327 с.
24 Лашкова, Е.Г. Маркетинг: практика проведения исследований: учебное пособие / Е.Г. Лашкова, А.И. Куценко. – М.: Академия, 2015. – 240 с.
25 Мак-Куэрри, Э.Ф. Методы маркетингового исследования: учебное пособие / Э.Ф. Мак – Куэрри. – СПб.: Питер, 2014. – 176 с.
26 Маленков, Ю.А. Основы рекламной деятельности: учебник / Ю.А. Маленков. – М.: Экономика, 2012. – 439 с.
27 Малхотра, Н.К. Маркетинговые исследования: практическое руководство / Н.К. Малхотра. – 4-е изд. – М.: Вильямс, 2015. – 1200 с.
28 Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник / Под ред. проф. В.А. Алексунина. – 3-е изд.– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 716 с.
29 Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебное пособие / Н.А. Нагапетъянца [и др.]. – 2-е изд. – М.: Инфра-М, 2014. – 280 с.
30 Маркетинг: активные методы обучения: учебное пособие / Т.Н. Парамонова [и др.]. – М.: Кнорус, 2012. – 416 с.
31 Маркетинг: общий курс: учебное пособие / Под ред. Н.Я. Калюжновой, А.Я. Якобсона. – 3-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2014. – 476 с.
32 Маркова, В.Д. Маркетинг менеджмент: учебное пособие / В.Д. Маркова. – 2-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2014. – 204 с.
33 Махоркина, И.В. Маркетинг: учебно-методическое пособие / И.В. Махоркина. – Минск: ЧИУП, 2013. – 78 с.
34 Минько, Э.В. Маркетинг: учебное пособие / Э.В. Минько, Н.В. Карпова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 415 с.
35 Михалева, Е.П. Маркетинг: конспект лекций / Е.П. Михалева. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 224 с.
36 Михарева, В.А. Стратегический метод: учебное пособие / В.А. Михарева. – Минск: Изд-во Гревцова, 2014. – 208 с.
37 Михеева, Е.Н. Управление качеством: учебник / Е.Н. Михеева, М.В. Сероштан. – М.: Дашков и К, 2012. – 708 с.
38 Наумов, В.Н. Маркетинг: учебник / В.Н. Наумов. – М.: Инфра-М, 2016. – 318 с.
39 Некрашевич, С.И. Маркетинг и ценообразование: курс лекций / С.И. Некрашевич. – Горки: БГСХА, 2014. – 145 с.
40 Ноздрева, Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке: учебник / Р.Б. Ноздрева, Л.И. Цыгичко. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 345 с.
41 О рекламе: Закон Респ. Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-3. – Минск: Дикта, 2015. – 52 с.
42 Океанова, З.К. Маркетинг: учебник / З.К. Океанова. – М.: ТК Велби, Проспект, 2015. – 424 с.
43 Основы менеджмента: современные технологии: учебно-методическое пособие / Под ред. М.А. Чернышева – 2-е изд., с изм. и доп. – М.: ИЦК «Март», 2013. – 320 с.
44 Панкрухин, А.П. Маркетинг: учебник для вузов / А.П. Панкрухин. – 6-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2012. – 656 с.
45 Синяева, И.М. Маркетинг: учебник / И.М. Синяева, О.Н. Романенкова. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2016. – 494 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 75.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты