Формирование у младших школьников работать с текстом на уроках русского языка Диплом
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Формирование у младших школьников работать с текстом на уроках русского языка»
по дисциплине: «Педагогика и психология»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Формирование у младших школьников работать с текстом на уроках русского языка
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогика и психология
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint
В работе также имеются следующие приложения:
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Выявление уровня сформированности умений работать с текстом младших школьников на уроках русского языка
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анализ результатов уровня сформированности умений работать с текстом (Анкеты 1 и 2) учащихся контрольной группы на уроках русского языка, а также выявление их интереса к формированию умений работать с текстом (Анкета 3) на констатирующем этапе эксперимента
ПРИЛОЖЕНИЕ В Динамика результатов изучения уровня сформированности
умений работать с текстом на констатирующем этапе
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Конспект
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты формирования у младших школьников умений работать с текстом на уроках русского языка
1.1 Сущность и содержание понятий «умения», «умения работать с текстом» на уроках русского языка
1.2 Специфика формирования у младших школьников умений работать с текстом на уроках русского языка
Глава 2 Пути и средства формирования у младших школьников умений работать с текстом на уроках русского языка
2.1 Комплекс заданий по формированию у младших школьников умений работать с текстом на уроках русского языка
2.2 Эффективные методы и приёмы, способствующие формированию у младших школьников умений работать с текстом на уроках русского языка
2.3 Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников умений работать с текстом на уроках русского языка
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Начальная школа закладывает основу для знаний, которые улучшаются на протяжении всей жизни человека. Изучение русского языка для ребенка является основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения и интеллектуальных способностей, а также служит способом адаптации человека в обществе. Чтобы правильно выразить свои мысли, ученик должен обладать определенными навыками, которые являются общими как для детей младшего школьного возраста, так и для взрослых.
Таким образом, содержание предмета (русский язык) направлено на формирование и совершенствование функциональной грамотности учащегося, основ языковой компетенции. Особое внимание на уроках русского языка в начальной школе уделяется развитию устной и письменной речи. Текст обладает значительным дидактическим потенциалом для формирования навыков различных компетенций: от лингвистических до культурных. Школьная практика показывает, что текст является основой обучения по различным предметам. Работая с текстом, младшие школьники приобретают коммуникативные навыки.
Необходимость и актуальность работы по формированию речевых навыков становятся еще более очевидными при изучении младшими школьниками элементов синтаксиса белорусского языка. Разделы «Словосочетание», «Предложение», «Текст» в курсе русского языка в начальных классах занимают одно из основных мест и дают возможность формировать речевую культуру учащихся. Кроме того, освоение лексики, фонетики, морфологии, а также орфоэпии осуществляется преимущественно на синтаксической основе. Изучение синтаксиса позволяет школьникам осознать нормы русского литературного языка, обогатить языковую память детей большим количеством синтаксических моделей, усовершенствовать коммуникативные умения и навыки.
Язык непосредственно соотносится с процессами мышления и коммуникации, поэтому осмысление ее синтаксической системы и овладение богатством ее образа необходимо для развития и совершенствования речи, а также для воспитания культуры речевого общения учеников. Учеными-методистами подчеркивается необходимость осмысления синтаксиса во всех классах, на всех этапах обучения. Методика русского языка рассматривает этот раздел грамматики как основу, на базе которой осмысливается и усваивается весь курс родного языка в средней школе, что находит отражение в идеях изучения морфологии на синтаксической основе и во введении понятия «текст» с установкой на его анализ и синтез с точки зрения характерных для синтаксического целого структурных и семантических признаков. Вопросы изучения синтаксиса в школе рассматриваются в работах А.Д.Алферова, П.О.Афанасьева, Ф.И.Буслаева, И.Р.Гальперина, Г.А.Золотова, Н.А.Ипполитова, H.П.Каноныкина, Н.К.Кульмана, А.А.Леонтьева, Л.М.Лосева, О.Л.Нечаева, В.В.Одинцова, Т.Г.Рамзаевой, С.П.Редозубова, Н.С.Рождественского, А.П.Текучева, К.Д.Ушинского и многих других.
Поскольку эти вопросы по сегодняшний день остаются актуальными, мы сформулировали следующие задачи исследования, цель, объект, предмет, методы, практическую значимость и базу исследования.
Проблема: какие методы и приёмы эффективно влияют на уровень формирования умений работать с текстом младших школьников на уроках русского языка?
Цель исследования – теоретически обосновать, методически обеспечить эффективность процесса формирования у младших школьников умений работать с текстом на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятий «умения», «умения работать с текстом» на уроках русского языка.
2. Выявить специфику формирования у младших школьников умений работать с текстом на уроках русского языка.
3. Составить комплекс заданий по формированию у младших школьников умений работать с текстом на уроках русского языка.
4. Выделить эффективные методы и приёмы, способствующие формированию у младших школьников умений работать с текстом на уроках русского языка.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию у младших школьников умений работать с текстом на уроках русского языка.
Объект исследования – процесс формирования у младших школьников умений работать с текстом.
Предмет исследования – эффективные методы и приёмы, способствующие формированию у младших школьников умений работать с текстом на уроках русского языка.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1 Сущность и содержание понятий «умения», «умения работать с текстом» на уроках русского языка
В научной литературе существует достаточно большое количество определений понятия «умение». Рассмотрим это понятие с точки зрения сущности, структуры и особенностей его функционирования.
В определении сущности многие учёные придерживаются мнения, что это знания в действиях. Сущность понятия «умение» в педагогической энциклопедии определяется, как возможность эффективно выполнять действие; при этом оно может быть как теоретическим, так и практическим.
В современной психолого-педагогической литературе нет единого толкования термина «умение». Выделяют два основных подхода к рассмотрению этого понятия:
умение – это процесс деятельности, отдельные действия, которые усвоил человек и выполняет сознательно (И.Я.Лернер, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина);
умение – это готовность и способность выполнять определённые виды деятельности (В.А.Петровский, П.Б.Гурвич, Г.И.Щукина).
Функциональность понятия «умение» обнаруживается в успешном использовании знаний и навыков, правильном применении их в новых сложных ситуациях. В отличие от навыка, умение предусматривает активность сознания, чёткий самоконтроль, овладение обобщёнными способами выполнения действий.
В учебной деятельности ведущая роль принадлежит учебным умениям, при помощи этих умений, учащийся познаёт действительность, обогащает опыт. Существуют различные классификации умений. Т.И.Шамова выделяет общие, интеллектуальные и специальные умения, называя их способами учения. К интеллектуальным она относит овладение мыслительными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение). В группу общих умений включены умения планировать, познавательная деятельность, рациональная её организация и контроль за выполнением. Специальные умения выделяются по направленности деятельности на усвоение содержания учебного предмета. А.В.Усова подразделяет все умения на две большие категории: умения познавательного характера и умения практического характера [25].
В результате анализа психолого-педагогических исследований, выяснили, что в определении сущности понятия «умение» единого мнения не представлено. В то же время выделяются основные характеристики умения. Это умственные действия, практические и опыт осуществления операций и действий. В структурную характеристику умений входят система умственных, практических действий. Среди основных свойств умений выделены разносторонность, гибкость, качество, скорость функционирования и обобщённость. Учитывая все вышеперечисленные характеристики «умение» следует рассматривать как владение сложной системой действий и операций, которые подчиняются осознанной цели и используются человеком в новых для него условиях посредством переноса приобретённых знаний и навыков.
Сущность умений по И.Я.Лернеру состоит в подготовке учащихся к самоорганизации учения и соответствующей ему познавательной деятельности. Он разделяет их в 3 группы в зависимости от их роли в учебном процессе. Первая группа – предметные. Это умения по отдельным учебным предметам. Умения второй группы – есть способы усвоения разных видов содержания (восприятие, осознание, запоминание, проявление творческого поиска). К третьей группе относятся умения, которые являются способами организации своих действий по усвоению предметного содержания. К учебным умениям И.Я.Лернер отнёс умения третьей группы. Так как они выступают как умения, которые содействуют усвоению предметного содержания [19].
Учебные умения в зависимости от их функций подразделяют на четыре группы: организационные, практические, интеллектуальные, психолого-характерологические. В большей степени в исследовании внимание уделяется интеллектуальным умениям, так как в них главенствующая роль принадлежит мышлению и воображению.
Текст (от лат. textus — ткань; сплетение, сочетание) — это зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль.
Текст – связная и полная последовательность символов.
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью.
Текст – письменная или печатная фиксация речевого высказывания или сообщения в противоположность устной реализации.
Текст – всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде.
Текст – письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное [7].
ГЛАВА 2 ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1 Комплекс заданий по формированию у младших школьников умений работать с текстом на уроках русского языка
Анализ текста считается ключевым приемом работы с текстом в процессе становления у обучающихся конкретных умений. Нередко составляющие текста анализируются с учетом надлежащих задач, которые стоят перед учителем на данной ступени обучения, а также характера формируемого умения.
В работе по формированию у обучающихся умений работать с текстом широко применяется анализ составляющих текста. В состав такой работы включается:
- озаглавливание текста (выбор заголовка, подбор заголовка из предоставленных возможных, сравнение имеющихся заголовков);
- определение темы и основной мысли высказывания;
- анализ композиционного оформления текста;
- составление плана (сопоставление данного плана и содержания анализируемого текста);
- составление вопросов к тексту;
- определение способов соединения предложений и частей текста;
- определение типа текста, жанра, стиля;
- определение роли языковых средств в передаче содержания текста и т. п. [5].
Для обучения умению применять требуемые языковые средства в процессе создания текста используются такие виды упражнений:
- восстановление опущенных элементов в тексте – слов, описательных оборотов, словосочетаний;
- поиск синонимов к соответствующим элементам текста – изобразительно-выразительным средствам, сцепляющим словам и т. п. – для избегания повторов, с целью соблюдения стилистической окраски, а также для более точной и полной передачи содержания.
Задания к этим упражнениям дают обучающимся вероятность использовать на практике приобретенные знания об общих правилах построения текстов, тренировки в применении конкретных средств, которые обеспечивают грамотное высказывание.
С целью научить обучающихся формировать высказывания в конкретной композиционной форме, применяются упражнения на составление текста из данных предложений и готовых частей текста. Безусловно, принесут пользу задания на дополнение текста недостающими частями, а еще на исключение из текста частей, которые не отвечают его жанру и теме.
Для совершенствования умения прогнозирования высказывания, предвосхищения его содержания возможны и иные виды упражнений, которые основаны на модификации текста:
- прогнозирование композиции и содержания текста по началу, по заголовку, по аннотации и т. п.
Также, для облегчения обучающимся решения задачи самостоятельно построить заданный текст, следует предложить им упражнения с содержанием «подсказки» к выполнению задания:
- на основе предоставленных реплик восстановление диалогов, развертывание предложений в текст (и наоборот);
- на основе плана составление текста, по вопросам, по образцу написание текстов (образец применения правила, словарная статья и т. п.); • развертывание фраз, которые начинаются с абзацев.
К одним из ведущих коммуникативных умений относится умение улучшать написанный текст, вследствие этого необходимым является на этапах формирования данных умений предложение задания по редактированию текстов: определению ошибок в написании текста, в передаче содержания текста, а еще исправление допущенных обучающимися ошибок.
Следующим этапом в работе с текстом является подготовка обучающихся к написанию самостоятельных текстов. В школьной практике это связано с обучением школьников написанию сочинений.
Ключевым приемом обучения учащихся данному виду работы является анализ текста. При подготовке к написанию сочинений анализируется текст-образец. Содержание, а также методика анализа текста на данном этапе являются достаточно полно разработанными и описанными в большинстве практических рекомендаций и исследований. В любом конкретном случае ход анализа текста-образца обусловлен задачами и целями работы по развитию речи обучающихся. Тем не менее, надо отметить наиболее общие направления, которые свойственны для анализа текста-образца. В данном случае текст анализируется в качестве единой, целостной структуры. Все составляющие представленной структуры, каждый по-своему, принимают участие при передаче смысла текста. Таким образом, его анализ должен быть целостным. А все этапы анализа быть взаимосвязанными, объединенными общностью цели, подчиненными главному выводу, к которому в результате работы должны прийти обучающиеся. Это не значит, что следует анализировать все элементы текста. В данном случае отбираются только такие элементы, которые имеют значение непосредственно для такого этапа работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные результаты исследования:
1. В современной психолого-педагогической литературе нет единого толкования термина «умение». Выделяют два основных подхода к рассмотрению этого понятия:
умение – это процесс деятельности, отдельные действия, которые усвоил человек и выполняет сознательно (И.Я. Лернер, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);
умение – это готовность и способность выполнять определённые виды деятельности (В.А Петровский, П.Б. Гурвич, Г.И. Щукина).
Умения работать с текстом – это универсальные умения, которые необходимы учащемуся при обучении не только русскому языку, но и всем остальным учебным предметам.
2. Умения работать с текстом формируются на основе знаний о тексте и их практическом применении. В итоге можно получить интеллектуально развитую и духовно-творческую личность. Анализ текста считается ключевым приемом работы с текстом в процессе становления у обучающихся конкретных умений. Нередко составляющие текста анализируются с учетом надлежащих задач, которые стоят перед учителем на данной ступени обучения, а также характера формируемого умения.
3. В работе по формированию у обучающихся умений работать с текстом широко применяется анализ составляющих текста. В состав такой работы включается:
- озаглавливание текста (выбор заголовка, подбор заголовка из предоставленных возможных, сравнение имеющихся заголовков);
- определение темы и основной мысли высказывания;
- анализ композиционного оформления текста;
- составление плана (сопоставление данного плана и содержания анализируемого текста);
- составление вопросов к тексту;
- определение способов соединения предложений и частей текста;
- определение типа текста, жанра, стиля;
- определение роли языковых средств в передаче содержания текста.
4. Алгоритм работы с текстом на уроках русского языка:
• чтение текста;
• работа со словами и выражениями, значение которых не ясно;
• определение эмоционального воздействия текста на слушателей;
• поиск главной информации, уточнение темы, основной мысли текста;
• определение смысловой цельности, речевой связности текста;
• частичный стилистический анализ (задача высказывания, основные стилевые черты);
• определение ведущего типа речи (сочетания разных типов речи);
• создание интонационной карты текста (подготовка к выразительному чтению);
• организация лингвистического исследования или проведение лингвистического эксперимента;
• вывод о роли того или иного языкового явления в речи;
• сопутствующее повторение;
• создание собственного устного или письменного высказывания как продолжения работы над текстом.
5. Далее нами было определено и проведено исследование. Составлены критерии и показатели (низкого, среднего и высокого уровней сформированности умений работать с текстом младших школьников на уроках русского языка) и их сущность. Проведён констатирующий этап эксперимента, по итогам которого были отмечены уровень сформированности умений работать с текстом учащимися и их применением при выполнении упражнений и заинтересованность младших школьников русским языком. Были проведены беседа с классными руководителями двух классов, наблюдение за учащимися, анкетирование, из которых можно сделать вывод, что средний балл обоих классов (Анкета 1) – разный, а средний балл обоих классов (Анкеты 2 и 3) – одинаковый. Также практически одинаковое соотношение избранных вариантов ответа по каждой анкете. Таким образом, были выбраны контрольный и экспериментальный класс. На основании проанализированной литературы, были составлены упражнения, направленные на улучшение уровня формирования умений работать с текстом на уроках русского языка. С целью проверки эффективности проведенной работы, мы провели повторное анкетирование на контрольным этапе эксперимента, и пришли к выводу, что уровень сформированности умений работать с текстом младшего школьного повысился в экспериментальной группе, и остался практически неизменным в контрольной.
1. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) : учеб.-метод. пособие / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. – М. : Академия, 2012. – 448 с.
2. Арасланова, Е. Речевое развитие младших школьников на уроках русского языка : учеб.-метод. пособие / Е. Арасланова. – М. : Начальная школа, 2008. – 45 с.
3. Балашова, Л. В. Русский язык и культура общения : учеб.-метод. пособие / Л. В. Балашова. – Минск : Издательство «Лицей». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.licey.net .
4. Богуславская, Н. Е. Методика развития речи на уроках русского языка : книга для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, Ю. А. Купалова [и др.] ; под ред. Т. А. Ладыженской. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 456 с.
5. Варнавская, О. О. Текст как единица речи и произведение речи : учеб.-метод. пособие / О. О. Варнавская. – М., 2008. – 259 с.
6. Введенская, Л. А. Русский язык : культура речи, текст, функциональные стили, редактирование : учеб. пособие / Л. А. Введенская, А. М. Пономарева. – М., 2011. – 352 с.
7. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования : учеб.-метод. пособие / Н. И. Гальперин. – М. : 1981. – 91с.
8. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. – 3-е изд. – М., 2002. – 250 с.
9. Зарубина, Н. Д. Методика обучения связной речи / Н. Д. Зарубина. – М. : 1977. – 165 с.
10. Ипполитова, Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: учеб пособие для студентов пед. вузов / Н. А. Ипполитова. – 3-е изд. – М. : Флинта, Наука, 2008. – 176 с.
11. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. – М. : Просвещение, 1991. – 240 с.
12. Кравцова, Е. Е. Психологические особенности младшего школьного возраста / Е. Е. Кравцова. – М. : Академия, 2011. – 224 с.
13. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т. А. Ладыженская. – 2-е изд. – М., 2011. – 240 с.
14. Ладыженская, Т. А. Обучение связной речи в школе. Методы обучения в современной школе : сб. статей / Т. А. Ладыженская; под ред. Н. И. Кудряшова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 124 с.
15. Леонтьев, А. Н. Психологическое исследование речи / А. Н. Леонтьев // Избр. психол. произведения: В 2-х т.; под ред. В. В. Давыдова. – М. : Академия, 2009. – 456 с.
16. Лобчук, Е. И. Составление сочинения по наблюдению: совет методиста / Е. И. Лобчук. – М. : Начальная школа, 2013. – 36 с.
17. Лосева, Л. М. Как строится текст / Л. М. Лосева. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2008. – 94 с.
18. Лосева, Л. М. Как строится текст : пособие для учителей / Л. М. Лосева; под ред. Г. Я. Солганика. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2009. – 134 с.
19. Медведев, Г. А. Взаимодействие учителя и младших школьников в работе по совершенствованию письменных текстов / Г. А. Медведева. – М. : Начальная школа, 2008. – 45 с.
20. Морозова, И. Д. Виды изложений и методика их проведения / И. Д. Морозова. – М. : Просвещение, 2007. – 184 с.
21. Мосунова, Л. А. Сочинение: структурно-функциональный подход к обучению / Л. А. Мосунова. – М. : Русская словесность, 2006. – 40 с.
22. Мудрик, А. В. Характеристика речи и общения у младших школьников / А. В. Мудрик // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. – М. : Краснодар, 2001. – С. 48–62.
23. Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников / Н. В. Новотворцева. – М. : Академия развития, 2006. – 128 с.
24. Русский язык : учеб. пособие для 3-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения : в 2 ч. / М. Б. Антипова [и др.]. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017. – Ч. 1. – 144 с. : ил.
25. Русский язык : учеб. пособие для 3-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения : в 2 ч. / М. Б. Антипова [и др.]. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017. – Ч. 2. – 144 с. : ил.
26. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская [и др.]. – 3-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 383 с.
27. Соловейчик, М. С. Методические рекомендации для учителей по русскому языку / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – М. : Ассоциация XXI век, 2011. – 242 с.
28. Ступина, Е. А. Особенности формирования речевой культуры младших школьников / Е. А. Ступина. – М. : Начальная школа , 2013. – 52 с.
29. Филиппова, Н. А. К разговору о сочинениях в школе / Н. А. Филиппова. – М., 2007. – 49 с.
30. Шарманова, С. Б. Развитие коммуникативных способностей у детей на уроках в начальной школе / С. Б. Шарманова, А. И. Федоров. – М. : Начальная школа, 2009. – 42 с.
31. Юртаев, С. В. Изучение речевого развития учащихся : краткий исторический очерк / С. В. Юртаев. – М. : Начальная школа, 2008. – 49 с.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint
В работе также имеются следующие приложения:
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Выявление уровня сформированности умений работать с текстом младших школьников на уроках русского языка
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анализ результатов уровня сформированности умений работать с текстом (Анкеты 1 и 2) учащихся контрольной группы на уроках русского языка, а также выявление их интереса к формированию умений работать с текстом (Анкета 3) на констатирующем этапе эксперимента
ПРИЛОЖЕНИЕ В Динамика результатов изучения уровня сформированности
умений работать с текстом на констатирующем этапе
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Конспект
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты