ВВЕДЕНИЕ
Экономика предъявляет жесткие требования к управлению персоналом, поскольку организация и ее персонал функционируют в условиях неопределенности и риска. Отсюда особая значимость кадровой политики, высокая ответственность кадровых служб.
Кадровая политика является одной из составных частей управленческой деятельности политики организации. На сегодняшний день преуспевает предприятие, с организованным, преданным и дисциплинированным персоналом. Способным перестраиваться и переучиваться. В связи с этим каждый руководитель организации, вне зависимости от уровня профессиональной подготовки и знаний, должен владеть в полной мере наукой управления и умением управлять вверенным ему персоналом.
Руководство большинства предприятий и организаций не полностью осознало необходимость и роль проведения эффективной кадровой политики. А кадровая политика имеет огромное значение ещё и потому, что она ориентирована на развитие человеческих ресурсов производства, а человеческие ресурсы вводят в действие все остальные ресурсы предприятия.
В современных условиях системы управления кадрами в организации все время подвергаются различным преобразованиям одновременно с развитием общества.
Необходимость и важность различного рода преобразований в системе управления кадрами связана с тем, что основа, на которой базировалась административно-командная система, давно стала неактуальной в повышении производственных сил и трудовых ресурсов организации.
Все это активно способствует тому, что появляется проблема поиска новых путей и методик в управлении персоналом организации, в том числе развития кадровой политики.
Важно принимать во внимание, что система управления кадрами организации является элементом менеджмента, который связан с организацией отношений между людьми в коллективе.
В современных условиях развития экономики важным моментом в управлении трудовыми ресурсами является достижение высокого уровня эффективной деятельности организации. При этом особое внимание в разрезе данного вопроса уделяется самим сотрудников организации, формированию у сотрудников высоких потребностей, желания постоянно совершенствовать свои навыки, а также развивать свои творческие способности.
Так, современная система управления кадрами в организации должно быть организована таким образом, чтобы тесно принимать участие в разработках политики планирования, отбора, найма, размещения, адаптации, продвижения по карьерной лестнице, повышения уровня знаний, мотивирования сотрудников, обеспечения максимально комфортных условий труда и прочее.
Кадровая политика является одной из составных частей управленческой деятельности политики организации. На сегодняшний день преуспевает предприятие, с организованным, преданным и дисциплинированным персоналом, способным перестраиваться и переучиваться. В связи с этим каждый руководитель должен владеть в полной мере наукой управления и умением управлять вверенным ему персоналом.
Цель работы – разработать предложения по совершенствованию кадровой политики в таможенных органах Республики Беларусь.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие «кадровая политика» и сущность кадровой политики как управленческой деятельности;
- рассмотреть этапы формирования, структуру и механизм кадровой политики;
- дать организационно-экономическую характеристику Брестской таможни;
- провести анализ кадровой политики Брестской таможни;
- разработать предложения по совершенствованию кадровой политики в таможенных органах Республики Беларусь на примере Брестской таможни.
Объектом исследования является кадровая политика организации.
Предметом исследования является эффективность кадровой политики Брестской таможни.
Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, наблюдение, группировка.
Теоретико-методологической основой исследования являются нормативные правовые акты Республики Беларусь, научные публикации в области кадровой политики и экономики организации, материалы периодической печати, содержащие информацию по различным аспектам кадровой политики.
Основой для проведения анализа и оценки эффективности кадровой политики является бухгалтерская и отчетная документация Брестской таможни за 2017–2019 гг.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Сущность, типы кадровой политики
Кадровая политика является одним из компонентов управленческой деятельности организации. Сегодня хорошо организованный, целеустремленный и дисциплинированный персонал может изменяться и переучиваться. В связи с этим, руководитель каждой организации, независимо от уровня образования и опыта управления, должен в полной мере овладеть наукой лидерства и умением справляться с доверенным ему персоналом.
Существуют различные определения кадровой политики, а также используются синонимы понятия кадровая политика: политика управления персоналом, политика в области человеческого капитала, управление человеческими ресурсами. Укажем некоторые из определений.
1. «Кадровая политика – ценности, методы, формы, процедуры, методы оценки, используемые для управления лицами, признанными системой общих положений. Принципы, руководящие указания и приоритеты как базовые и обязательные для организации» [88].
2. «Кадровая политика – это система принципов, правил поведения для всех субъектов процесса управления персоналом, которая устанавливается руководством и позволяет организациям эффективно достигать своих долгосрочных целей развития в существующих условиях окружающей среды» [20, с. 141].
3. «Кадровая политика – это общее направление для укомплектования персоналом, набор принципов, методов, форм, организационный механизм для разработки целей и задач, направленных на сохранение и развитие человеческого потенциала, создание ответственной высокопроизводительной сплоченной команды, способной реагировать на быстрый подход к постоянно меняющиеся требования рынка. с учетом стратегии развития организации» [11, с. 5].
4. «Кадровая политика – в широком смысле система принципов, норм, правил, на основе которых планируются и координируются основные виды деятельности по управлению персоналом (отбор, обучение, маркетинг) заранее с общим пониманием целей и задач организации и в узких терминах. Смысл – совокупность определенных правил, норм, ограничений в отношениях между человеком и организацией» [5, с. 74].
5. «Кадровая политика – это свод правил и принципов работы конкретной компании в сфере персонала, необходимый и достаточный для достижения стратегических целей организации и реализации ее миссии» [19, с. 206].
Все эти определения полностью отражают суть термина «кадровая политика». Но это не может быть единым определением, так как каждая организация самостоятельно пытается диагностировать и решать кадровые проблемы, исходя из поставленных целей. Разностороннее понимание кадровой политики является следствием разнообразия организаций.
Таким образом, можно сформулировать обобщенное определение кадровой политики. Кадровая политика организации – это видение, принципы, приоритеты, стандарты, правила персональных данных, сформулированные (устно или письменно) руководством организации для достижения организационных целей организации с учетом постоянно меняющихся внутренних организационных условий и требований внешней среды.
В. Р. Веснин отмечает, что современное содержание концепции кадровой политики заключается в следующем [11, с. 145–146]:
Во-первых, современная кадровая политика организации логически вытекает из миссии и стратегических целей организации и ориентирована на конкретные результаты бизнеса и перспективы развития организации. Следовательно, повышенные требования к удобству использования, гибкости в кадровой политике и ее связи со многими внутренними факторами (управленческий и административный стиль, организационная культура и т. д.) и внешней средой (рынок труда, функции в экономической деятельности в условиях кризиса, разработка и изменение законодательства и т. д.).
Во-вторых, идеи кадровой политики формулируются топ-менеджерами организации (учредителем, владельцем), которые активно ее развивают.
В-третьих, кадровая политика сознательно и последовательно воплощается в форме линейных и функциональных менеджеров, в основном руководителей высшего и среднего звена и профессиональных кадровых служб.
В-четвертых, профессиональная кадровая служба играет ведущую роль в реализации кадровой политики. Она работает консультантом, методистом, помощником руководителя, координатором, который контролирует кадровую политику, ее эффективность и, при необходимости, инициирует ее изменение. Кадровая служба разрабатывает проекты конкретных кадровых стратегий, сценариев, регламентов и кадровых технологий, которые способствуют реализации кадровой политики.
Целью кадровой политики организации являются ее сотрудники, а предметом кадровой политики является система управления персоналом организации, которая состоит из руководителей всех уровней управления и кадровой службы [15, с. 70].
ГЛАВА 2 КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (НА ПРИМЕРЕ БРЕСТСКОЙ ТАМОЖНИ)
2.1 Организационно-экономическая характеристика Брестской таможни
Брестская таможня действует на основании Положения о ней, утвержденного Приказом Председателя Государственного Таможенного Комитета от 24 марта 2009 года № 171- ОД.
Брестская таможня входит в единую систему таможенных органов Республики Беларусь и осуществляет возложенные на нее задачи и функции в пределах закрепленной за ней зоны оперативной деятельности.
Структура Брестской таможни представлена в приложении А.
Все элементы (структурные подразделения) таможни определенным образом связаны между собой и системой в целом. Они оказывают друг на друга различное по степени значимости воздействие, которое может носить управляющий либо информационный характер.
Дирекция осуществляет функцию по руководству и организации деятельности таможни.
Организационно-правовое бюро занято вопросами юридической сферы. В её функции входит заключение договоров, внешнеторговых контрактов и оформление прочих документов, связанных с деятельностью филиала, а также контроль за выполнением сроков исполнения договорных обязательств, выдачей и получением лицензий, связанных с основной деятельностью филиала.
Отдел бухгалтерского учета и контроля осуществляет обработку и учёт первичных финансово-хозяйственных и материальных документов, учёт бланков, реестров счетов оказанных услуг, приходно-кассовых ордеров, путевых листов, актов на списание и инвентаризации, контроль дебиторской задолженностью, обеспечение финансово-хозяйственной деятельности филиала.
Отдел кадров и профессиональной подготовки осуществляет функции по табельному учёту рабочего времени, учёту больничных листов, графиков выхода на работу и отпусков и командировочных листов.
Планово-финансовый отдел занимается анализом и планированием финансово-хозяйственной деятельности, бизнес-планированием, вопросами в сфере ценообразования, труда и заработной платы.
Таможня является органом дознания по делам о контрабанде, незаконном экспорте или передаче в целях экспорта объектов экспортного контроля, невозвращении на территорию Республики Беларусь историко- культурных ценностей, об уклонении' от уплаты таможенных платежей. Таможенные органы Республики Беларусь осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.
Таможенные органы Республики Беларусь ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Таможня решает возложенные на нее задачи и осуществляет свои функции самостоятельно, при необходимости взаимодействует с другими государственными органами, юридическими и физическими лицами.
Основными задачами таможни являются:
1. защита экономических интересов Республики Беларусь в пределах своей компетенции;
2. осуществление таможенного контроля и таможенного оформления, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Беларусь;
3. обеспечение полного и своевременного поступления таможенных платежей в бюджет Республики Беларусь;
4. предупреждение и пресечение контрабанды, иных преступлений в сфере таможенного дела и административных правонарушений по компетенции таможенных органов;
5. ведение таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь и специальной таможенной статистики в пределах своей компетенции.
На таможню могут быть возложены и иные задачи в соответствии с актами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и правовыми актами Государственного Таможенного Комитета, принятыми в пределах их компетенции.
Функции таможни представлены в Приложении А.
В соответствии с выше перечисленными функциями и задачами, возложенными на таможню сотрудники Брестской таможни руководствуются Должностными инструкциями. Такого рода акт является документом, определяющим задачи, функции, основные обязанности и ответственность сотрудника при осуществлении им служебной деятельности. Главной обязанностью должностного лица является обеспечение соблюдения законодательства Республики Беларусь.
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ БРЕСТСКОЙ ТАМОЖНИ
3.1 Мероприятия по совершенствованию кадровой политики
Как было отмечено в результате проделанного анализа деятельности Брестской таможни, в кадровой политике существует ряд вопросов, которые требуют совершенствования.
В вопросе привлечения сторонних сотрудников на замещение вакантной должности в Брестской таможне стоит переориентироваться и давать возможность внутренним сотрудникам, помимо кадрового резерва, на конкурсной основе участвовать в отборе на вакантную должность. При любых обстоятельствах такое положение вещей будет активно способствовать тому, чтобы текущие сотрудники расширяли кругозор своих знаний и навыков, а также будет способствовать повышению эффективности их деятельности.
Также привлечение сотрудников из внутреннего состава будет целесообразным, так как в Брестской таможне сплоченный коллектив, сотрудники которого имеют большой трудовой стаж и значительный опыт работы, благодаря чему они получаю надбавки к заработной плате, тогда как молодые сотрудники не согласны работать за «голый» оклад. В результате низкой оплаты появляется текучесть кадров, а это приводит к возникновению напряженной ситуации в коллективе, так как на других работников ложатся обязанности уволившихся.
Необходимо решить также вопрос мотивации сотрудников, что будет активнее способствовать эффективной деятельности сотрудников. Когда служащие знают, что уровень вознаграждения зависит от уровня затраченных ими усилий, то они будут максимально выкладываться при осуществлении какой-либо деятельности. Ведь достижение поставленной цели будет вызывать самоудовлетворение и самоуважения, а также сотрудник будет активно замотивирован похвалой руководителя, премией, продвижением по карьерной лестнице и прочее.
Для совершенствования существующей системы адаптации персонала в Брестской таможне можно предложить следующие мероприятия:
- разработка и внедрение электронной программы-путеводителя по организации, которая позволит быстро внедриться новому сотруднику в организацию, понять суть ее деятельности, а также структуру всего процесса и цели, которые она ставит перед собой;
- проведение мероприятия по развитию у сотрудников корпоративных взглядов, что будет увеличивать эффективность их деятельности, сотрудники будут чувствовать свою непосредственную причастность к результатам деятельности организации; в рамках повышения корпоративного духа в коллективе целесообразно проводить разные мероприятия тематического назначения, например, спортивно-оздоровительного или экскурсионно-познавательного характера, коллективные «походы» такого рода позволят быстрее вливаться новичку в коллектив организации, а также больше будет формировать из сотрудников «корпоративную семью»;
- повышение уровня мотивации сотрудников, что будет также способствовать желанию сотрудника максимально быстро внедриться в суть всего процесса деятельности компании; мотивировать сотрудников можно при помощи своеобразной системы предоставления сотрудникам разного рода льготы в виде частичной оплаты стоимости путевки в санаторий, абонемента в спортивный зал, абонемента бассейн; такие льготы сотрудники организации будут рассматривать как заботу о них, уважение и внимание к ним, поэтому они будут отдавать предпочтение работать в организации, а не заниматься поисками нового рабочего места;
- формирование в отделе по кадровой работе отдельной группы наставников, которые будут курировать новичков в течение всего процесса адаптации, оказывать психологическую поддержку, что позволит новым сотрудникам чувствовать себя комфортнее в новых условиях и быстрее адаптироваться.
Для дополнительного стимулирования сотрудников предлагается абонемент в фитнес-центр ДельтаФит, также возможность посещать Дворец водных видов спорта для плавания, предоставление катка для служащих и их детей в Ледовом дворце г. Брест.
Рассчитаем закупку абонементов в фитнес клуб в каждом месяце для двадцати человек. Абонемент на месяц стоит 30 руб. Брестская таможня будет оплачивать 30% от общей стоимости абонемента. В месяце будет 12 занятий, в неделю – 3 занятия.
Полная стоимость одного занятия 2,5 руб. (30 /12=2,5).
Скидка фитнес клуба при покупке 20 абонементов будет равна 0,75 руб. (2,5× 30/100=0,75).
Стоимость одного занятия с оплатой организации равна 1,75 руб. (2,5-0,75=1,75).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Брестская таможня действует на основании Положения о ней, утвержденного Приказом Председателя Государственного Таможенного Комитета от 24 марта 2009 года № 171 -ОД.
Брестская таможня входит в единую систему таможенных органов Республики Беларусь и осуществляет возложенные на нее задачи и функции в пределах закрепленной за ней зоны оперативной деятельности.
В соответствии с выше перечисленными функциями и задачами, возложенными на таможню сотрудники Брестской таможни руководствуются Должностными инструкциями. Такого рода акт является документом, определяющим задачи, функции, основные обязанности и ответственность сотрудника при осуществлении им служебной деятельности. Главной обязанностью должностного лица является обеспечение соблюдения законодательства Республики Беларусь.
По состоянию на декабрь 2019 года общая численность сотрудников Брестской таможни составляет 1100 человек, из них 715 человек мужчины (65% от общей численности сотрудников), 385 человек – женщины (35% от общей численности сотрудников). В 2017 году на службу в Брестскую таможню было принято 107 сотрудников, в 2018 году количество принятых сотрудников составило 79 человек, в 2019 году было принято 87 молодых сотрудников.
Что касается возрастной структуры сотрудников Брестской таможни, то наибольшее количество сотрудников Брестской таможни находится в возрастном диапазоне 20-30 лет – 429 человек, что составляет 39% от общей численности сотрудников
Далее сотрудники в возрасте 31-40 лет – 274 человека, что составляет 25% от общей численности сотрудников. Чуть меньшее количество сотрудников у Брестской таможни в возрасте 41-50 лет – 221 человек, что составляет 20% от общей численности сотрудников. Наименьшее количество сотрудников в возрасте 51 года и более – 176 человек, что составляет 16% от общей численности сотрудников.
Что касается количества сотрудников по сроку службы в Брестской таможне, то наибольшее количество приходится на сотрудников со сроком службы 1-3 года – это 335 человек что составляет 30,5 % от общего количества сотрудников. Далее располагаются сотрудники со стажем службы 3-8 лет – 274 человека, что составляет 24,9 % от общего количества сотрудников. На третьем месте сотрудники с наибольшим опытом службы в Брестской таможне – 20 лет и более, число сотрудников – 200 человек, что составляет 18,2 % от общего количества сотрудников. 171 сотрудник работает в Брестской таможне 8-15 лет, что составляет 15,5 % от общего количества сотрудников. Наименьшее количестве сотрудников со сроком службы 15-20 лет – 120 человек, что соcтавляет 10,9 % от общего количества сотрудников.
Проведенный опрос относительно системы мотивации в организации показал, что большинство сотрудников не удовлетворены существующей системой оплаты, мотивирования, они бы были более удовлетворенными при высокой заработной плате, а также в случае премирования.
В результате рассмотрения системы мотивации, а также проведенного опроса сотрудников можно сказать, что большинство сотрудников не удовлетворены существующей системой оплаты, мотивирования, они бы были более удовлетворенными при высокой заработной плате, а также в случае премирования.
Таким образом, в Брестской таможне имеются проблемы в управлении процессом мотивации работников, заключающиеся в оптимизации работы отдела кадров и отдела труда и заработной платы, переводе их работы на «новые рельсы», в соответствии с требованиями времени.
Немаловажную роль в подготовке кадров Брестской таможни выполняет профориентация. 1 сентября в 2017 году в параллели восьмиклассников в средней школе № 1 г. Бреста по инициативе Брестской таможни и в соответствии с решением Брестского горисполкома был создан первый таможенный класс.
В качестве направления совершенствования кадровой политики в таможенных органах Республики Беларусь предложим проект лагеря для детей из таможенного класса.
У данного лагеря долговременный отложенный эффект в виде воспитания для себя подрастающих потенциальных работников, которые придут в таможню. Такие работники будут многое уметь и знать для будущей работы, плюс обучение в специальном классе, и это позволит таможне потратить меньше времени и средств на их обучение на рабочем месте. Также благодаря этому повысится показатели эффективности кадровой политики, снизятся затраты на адаптацию сотрудников, на подбор кадров.
1. Аверин, А. Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации : учеб. пособие / А. Н. Аверин. – М. : Изд-во РАГС, 2009. –222 с.
2. Алавердов, А. Р. Управление персоналом : учеб. пособие / А. Р. Алавердов, Е. О. Куроедова, О. В. Нестерова. – М. : МФПУ Синергия, 2013. – 192 c.
3. Аллин, О.Н. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала; Генезис / О.Н. Аллин, Н.И. Сальникова. – Москва, 2014. – 248 c.
4. Арзуманова, Т. И. Экономика и планирование на предприятиях: учеб. / Т. И. Арзуманова [и др.]. – 2–е изд. – М. : Дашков и К, 2015. – 276 с.
5. Архипова, Н. И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н. И. Архипова, О. Л. Седова. – М. : Проспект, 2016. – 224 c.
6. Бабосов, Е.М. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов / Е.М. Бабосов, Э.Г. Вайнилович, Е.С. Бабосова. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 288 с.
7. Беляцкий, Н. П. Управление персоналом : учебник / Н. П. Беляцкий. – Минск : Соврем. шк., 2010. – 448 с.
8. Берсенева, К. В. Место кадрового планирования в стратегическом управлении промышленным предприятием / К. В. Берсенева, Д. В.Чумачков, В. Н. Островская // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – № 3. – С. 24–30.
9. Брасс, А.А. Управление организацией: Учебное пособие для вузов / А.А. Брасс. – Минск: Амалфея, 2014. – 346 с.
10. Брасс, А. А. Человеческий капитал организации / А.А. Брасс // Кадровик. Управление персоналом. – 2014. – № 11. – С. 58–64.
11. Бухалков, М. И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала : учеб. пособие для вузов / М. И. Бухалков. – М. : Инфра–М, 2011. – 191 с.
12. Валькович, О. Н. Кадровая политика как стратегия управления персоналом // О.Н. Валькович, К.А. Лагерева. – Символ науки. – 2016. – № 12. –С. 360–381.
13. Великанов, В. С. Управление трудовыми ресурсами / В. С. Великанов // Вопросы экономики. – 2014. – № 9. – С. 47–53.
14. Веснин, В. Р. Управление персоналом: теория и практика / В. Р. Веснин. – М. : Кнорус, 2009. – 517 с.
15. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 5-е изд., стер. – М.: Магистр, 2014. – 576 с.
16. Воротынцева, Т. Строим систему обучения персонала; Речь / Т. Воротынцева, Е. Неделин. – Москва, 2014. – 128 c.
17. Глазов, М. М. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента : учебник / М. М. Глазов, И. П. Фирова, О. Н. Истомина. – СПб. : Андреев. изд. дом, 2016. – 251 с.
18. Горелов, Н. А. Экономика трудовых ресурсов : учеб. пособие / Н. А. Горелов. – М. : Высшая школа, 2016. – 412 с.
19. Горфинкель, В.Я. Современный менеджмент: Учебник / М.М. Максимцов, В.Я. Горфинкель. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 299 с.
20. Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inst.customs.gov.by/ru/.
21. Дейнека, А. В. Управление персоналом : учеб. для вузов / А. В. Дейнека. – М. : Дашков и Кº, 2013. – 290 с.
22. Дресвянников, В. А. Управление деятельностью организации как комбинация управления процессом, знаниями и состояниями / В. А Дресвянников // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – № 6. – С. 70–74.
23. Иванова, С. Мотивация на 100% / С. Иванова. М.: Альпина бизнес букс. – Москва, 2014. – 288 c.
24. Кибанов, А. Я. Кадровая политика и стратегия управления персоналом : учеб.-практ. пособие / А. Я. Кибанов, Л. В. Ивановская. – М. : Проспект, 2013. – 60 с.
25. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации / А. Я. Кибанов. – М. : ИНФРА–М., 2012. – 572 с.
26. Кирхлер, Э. Мотивация в организациях; Гуманитарный центр / Э. Кирхлер, К. Родлер. – Москва, 2013. – 144 c.
27. Крячко, О. С. Кадровая политика в условиях кризиса // О. С. Крячко // Вестник РСЭИ. – 2016. – № 9. – С. 88–97.
28. Куприянчук, Е. В. Управление персоналом: ассессмент, комплектование, адаптация, развитие : учеб. пособие / Е. В. Куприянчук, Ю. В. Щербакова. – М. : ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 255 c.
29. Лахметкина, Н. И. Управление персоналом / Н. И. Лахметкина. – М. : КноРус, 2013. – 208 c.
30. Маслова, В. М. Управление персоналом : учебник / В. М. Маслова. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 492 c.
31. О некоторых вопросах таможенных органов: Указ Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. № 228: в редакции от 5 октября 2017 г. № 362 // Нац. реестр норм.–прав. актов. – 2017.
32. О таможенном регулировании в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129–З: в редакции от 19 июня 2017 г. № 32-З // Нац. реестр норм.–прав. актов. – 2017.
33. Одегов, Ю. Г. Кадровая политика и кадровое планирование : учебник / Ю. Г. Одегов, М. Г. Лабаджян. – М. : Юрайт, 2015. – 444 с.
34. Персонал от А до Я. Подбор, мотивация и удержание высокоэффективных сотрудников Парабеллум А., Белановский А., Мрочковский Н.; Питер - Москва, 2014. - 208 c.
35. Петрович, М.В. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов / М.В. Петрович. – Минск: Амалфея, 2013. – 512 с.
36. Пономарев, И.П. Мотивация работой в организации / И.П. Пономарев. – Едиториал УРСС - Москва, 2014. – 224 c.
37. Райченко, А. В. Общий менеджмент : учеб. для вузов / А. В. Райченко. – М. : ИНФРА–М, 2015. – 384 с.
38. Резник, С.Д. Карьерный менеджмент: Учебное пособие для вузов / С.Д. Резник. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 237 с.
39. Седегов, Р. С. Управление персоналом / Р. С. Седегов, Н. И. Кабушкин, В.Н. Кривцов. – Минск : Технология, 2011. – 178 с.
40. Семенихина, С. С. 10 способов пережить кризис: советы нанимателю / С. С. Семенихина // Отдел кадров. – 2015. – № 11. – С. 36–46.
41. Смольский, А. П. Практический менеджмент: инструменты, стратегия и тактика управления: Учебное пособие для вузов / А.П. Смольский. – Минск: Амалфея, 2016. – 444 с.
42. Суслина, А. А. Кадровая политика в условиях рыночной нестабильности / А. А. Суслина // Управление экономическим развитием регионов: анализ тенденций и перспективы развития : материалы 14-ой региональной науч.-практ. конф., Орел, 20 мая 2016 г. / Орловский филиал РАНХиГС. – Орел, 2016. – С. 168–175.
43. Федорова, Н. А. Управление персоналом : учебник / Н. А. Федорова. – Минск : Кнорус, 2010. – 512 с.
44. Хохлова, Т.П. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов / Т.П. Хохлова. – М.: Магистр, 2015. – 512 с.
45. Экономика организации : учеб. пособие / О. В. Володько, Р. Н. Грабар, Т. В. Зглюй ; под ред. О. В. Володько. – Минск : Выш. шк., 2012. – 399 с.