Введение
Роль психологических свойств личности в профессии товароведа, продавца
Заключение
Список использованных источников
Введение
Влияющие на успешную реализацию человека в социуме, особенности личности, вызывают активный исследовательский интерес у современных психологов. Важные для психологической практики вопросы, которые связанны с личностными предпосылками достижения успеха в профессиональной сфере, привлекают особое внимание исследователей.
В последние годы стали уделять внимание тому, что для любого дела нужны определенные индивидуальные качества, умственные и физические. Торговые профессии выбирают из-за сравнительно короткого срока обучения, престижа в условиях дефицита отдельных товаров, ложного представления об их положительных сторонах и при этом не задумываются о том, способны ли они работать в торговле.
Таким образом, актуальность затронутой проблемы обозначила выбор темы: «Роль психологических свойств личности в профессии товароведа, продавца».
Теоретическое изучение психологических свойств личности в профессии товароведа и продавца – это цель данного исследования.
Роль психологических свойств личности в профессии товароведа, продавца
Лицо, определяющее соответствие материальных ресурсов стандартам, осуществляющее связь с поставщиками и потребителями, обеспечивающее оперативный учет поступления и реализации, контроль, выполнения договорных обязательств, розыск непоступивших товаров – это товаровед.[6]
Продавец же – это последнее звено в цепи, куда входят производство, транспортировка, хранение и продажа товаров. Именно от него во многом зависит, найдет ли продукт труда сырьевых и обрабатывающих отраслей своего покупателя, получит ли он общественное признание. Продавец для покупателя – это единственный и полномочный представитель, который отвечает даже за то, что явно выходит за рамки его компетенции: ассортимент и качество, состояние материально-технической базы сферы обращения и многое другое.
Нестабильностью, усложнением внешней организационной среды, ускорением темпов ее изменения, ужесточением конкуренции между торговыми предприятиями, переизбытком товаров и услуг, повышением избирательности потребителей отличается современная рыночная ситуация. Можно говорить о том, что конкуренция сегодня перешла в сферу человеческих отношений, технологий. В настоящее время на первый план выступает необходимость донести до потребителя информацию о товаре, чтобы у него возникла мотивация совершить покупку. То есть осуществить непосредственную продажу товара конечному потребителю. Роль психологических свойств личности в профессии товароведа и продавца здесь не то чтобы немаловажна, она, можно сказать, выступает на первый план.[7]
Умение общаться с клиентом не сводится к простой коммуникабельности. Разговор с клиентом должен быть построен таким образом, чтобы его результатом стало приобретение товара (услуги) именно этого предприятия, а также повторный визит потребителя.
Заключение
От продавца и товароведа требуется особый такт в обращении с покупателями. Это выражается в умении разобраться в мотивах покупки, в обоснованности решения приобрести какой-то товар. Вместе с тем продавец призван активно учавствовать в формировании мотивов покупки. Особая роль в этом отводится продавцу-консультанту: квалифицированная, своевременная консультация нередко изменяет мотив покупки, тем самым влияя на покупательское решение.
Как показал, проведенный нами, анализ литературы по выбранной теме, тема роли психологических свойств личности в профессии товароведа и продавца достаточно широко рассмотрена.
Задачи и цель работы достигнуты. Были изучены понятия «товаровед» и «продавец», а также более углубленно рассмотрены качества и способности, обеспечивающие эффективность выполнения профессиональной деятельности продавца и товароведа и качества, препятствующие эффективности.
1. Измаилова, М.А. Психология и этика торговли / М.А. Измайлова : для студентов учреждений доп. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», - 2009. - 176 с.;
2. Лавриненко, В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и
доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 2005. - 415 с.;
3. Отдел по работе с клиентами // Тренинговая компания «Бизнес Партнер» [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: https://training-partner.ru/staty/otdel-po-rabote-s-klientami.html
4. Психологические аспекты профессиональной деятельности продавцов // Агрессия в межличностных отношениях у продавцов [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: https://m.studexpo.ru/110112/psihologiya/psihologicheskie_aspekty_professionalnoy_deyatelnosti_prodavtsov
5. Сергеева, М.С. Психологические особенности продавцов и эффективность их профессиональной деятельности / М.С. Сергеева // РГППУ [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/23852/1/pt_2013_31.pdf
6. Справочник профессий // Энциклопедия по трудоустройству [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: https://www.rabotka.ru/infoworker/0266.php
7. Ульянова, О.А. Психологические особенности продавцов-консультантов сетевого маркетинга / О.А. Ульянова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-prodavtsov-konsultantov-setevogo-marketinga