6 Правоохранительные органы и правовое регулирование их деятельности в конце XX – начале XXI ст.
7 Кодификация права в Республике Беларусь в конце XX – начале XXI ст.
6 Правоохранительные органы и правовое регулирование их деятельности в конце XX – начале XXI ст.
Правовую основу организации правоохранительных органов в Республике Беларусь составляют нормативные правовые акты, перечень которых достаточно широк. 14 декабря 1999г. был принят закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», в котором определены понятие и виды нормативных правовых актов этого государства, установлены общий порядок их подготовки, принятия, опубликования, действия, толкования и систематизации. Также действует Закон «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Беларусь и других актов, принятых Верховным Советом Республики Беларусь и его органами» от 3 июля 1990г.
Высшую юридическую силу имеет Конституция Республики Беларусь (РБ) от 15 марта 1994г. (с последующими существенными изменениями и дополнениями – от 24 ноября 1996г.), в соответствии с которой Беларусь провозглашена унитарным демократическим социальным правовым государством, государственная власть в котором осуществляется на основании разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, а государственные органы, ее составляющие, самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
7 июля 2007 года был принят закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь». На протяжении с 2008 года по 2015 год в данный закон вносились изменения и поправки.
Судебная власть принадлежит судам. Для обеспечения контроля за законностью нормативных правовых актов учрежден Конституционный Суд Республики Беларусь, организация и деятельность которого урегулированы Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994г.
Прокуратуре посвящена глава 7 Конституции РБ. Назначение Генерального прокурора Беларуси является исключительным полномочием Президента РБ. При назначении на должность высшего должностного лица прокуратуры требуется согласие одной из палат Парламента (Национального собрания РБ) – Совета Республики.
Прокуратура Беларуси осуществляет следующие функции: надзор, расследование преступлений, участие в рассмотрении дел судами, поддержание государственного обвинения. Несмотря на провозглашенную в Конституции РБ независимость органов судебной власти прокуратура продолжает осуществлять надзор за их деятельностью, что противоречит положениям самой Конституции РБ.
Правовую основу организации и деятельности органов государственной безопасности Республики Беларусь составляет Закон «Об органах государственной безопасности» от 3 декабря 1997г. Органы государственной безопасности образуют единую централизованную систему, в которую входят Комитет государственной безопасности РБ; управления
7 Кодификация права в Республике Беларусь в конце XX – начале XXI ст.
В 90-е годы право как регулятор общественных отношений стало использоваться в Республике Беларусь значительно полнее и оперативнее. На его развитие оказали влияние процессы, происходящие как в СНГ так и в странах дальнего зарубежья. При правовом регулировании различных сфер общественной и государственной жизни в республике учитывался накопленный на данный период человеческой цивилизации мировой опыт, принимались во внимание нормы международного права.
В развитии права этого периода можно выделить три тенденции: интенсивное обновление текущего законодательства с целью демократизации и приспособления его к новым условиям социально-экономической и политической жизни республики; координация права; приведение норм национального права в соответствие с нормами международного права.
Последняя тенденция набирает силу в связи с 50-летием со дня принятия Всеобщей декларации прав человека. Об этом свидетельствует тот факт, что впервые в республике на высшем уровне – в парламенте – 23 июня 1998 г. начались парламентские слушания на тему “Проблема прав человек”, в ходе которых был сделан объективный анализ действующего законодательства Республики Беларусь по данной проблеме, отмечены его недостатки и внесены предложения по его совершенствованию. Подтверждением наличия этой тенденции является проведенная в июне 1998 г. в Минске международная научно-практическая конференция “Роль органов конституционного контроля в защите социально-экономических и социально-культурных прав и свобод граждан”.
Из трех названных тенденций первая тенденция является наиболее действенной и результативной, так как именно она позволяет быстро вносить изменения в действующее законодательство. Деятельность по кодификации белорусского законодательства масштабно стала осуществляться с середины 90-х годов ХХ в. В настоящее время в Республике Беларусь действуют 27 кодексов:
1. Водный кодекс (15 июля 1998 г.).
2. Гражданский кодекс (7 декабря 1998 г.).
3. Хозяйственный процессуальный кодекс (15 декабря 1998 г.).
4. Гражданский процессуальный кодекс (11 января 1999 г.).
5. Жилищный кодекс (22 марта 1999 г.).
6. Уголовный кодекс (9 июля 1999 г.).
7. Кодекс о браке и семье (9 июля 1999 г.).
8. Уголовно-процессуальный кодекс (16 июля 1999 г.).
9. Трудовой кодекс (26 июля 1999 г.).
10. Кодекс торгового мореплавания (15 ноября 1999 г.).
11. Уголовно-исполнительный кодекс (11 января 2000 г.).
12. Избирательный кодекс (11 февраля 2000 г.).
13. Лесной кодекс (14 июля 2000 г.).