1 Характеристика восприятия. Свойства, виды
2 Понятие о социальном пространстве. Факторы социализации. Семья в социальном пространстве.
Список использованных источников
1 Характеристика восприятия. Свойства, виды
Восприятие (перцептивный процесс) – это познавательный психический процесс, обеспечивающий целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств [5, с. 138].
В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в единый образ, но и осмысливаем этот образ, привлекая прошлый опыт, т.е. восприятие неразрывно связано с памятью и мышлением. Таким образом, восприятие участвует в приеме информации и вместе с ощущениями обеспечивает чувственную ориентировку в окружающем мире.
Свойства восприятия. Наиболее важные свойства восприятия – предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность [1, с. 297].
Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество; существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Люди обычно определяют предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как их употребляют на практике или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия. Предметность играет большую роль и в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т.е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект вынужден
2 Понятие о социальном пространстве. Факторы социализации. Семья в социальном пространстве.
Социальное пространство – это совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и прочего [2, с. 140].
Разнообразие социальных отношений содержит в себе:
– исторический опыт, зафиксированный в традициях, материальных ценностях, искусстве, морали, науке;
– включает достижения общечеловеческой культуры, отраженной в формах поведения, одеждах, достижениях цивилизации, произведениях индивидуального творчества, стиле жизни;
– хранит в себе реальный разворот складывающихся новых отношений [4, с. 163].
Все это создает социальную ситуацию развития человека.
Для каждого человека социальная ситуация развития имеет свой индивидуальный вариант, содержит в своем особом сочетании общечеловеческий, культурологический, исторический, национальный, семейный, групповой элементы и разворачивается как микросреда (ближайшее окружение человека). В социуме, как в предназначенном для жизни пространстве, человек проявляет и утверждает свое «Я», функционируя как социальное существо и в этом обретая свою социальную сущность. Социум оказывает формирующее и развивающее влияние на человека через слагаемые социального пространства, и, в первую очередь, через контактные повседневные группы, в которых протекает его реальная жизнь.
Социализация – сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения
1. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – 496 с.
2. Жук, А.И. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик. – Минск: Аверсэв, 2003. – 422 с.
3. Иванова, Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие. – Череповец: ЧГУ, 2002. – 150 с.
4. Кашлев, С.С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса: в 3 ч. / С.С. Кашлев. – Минск: Зорны верасень, 2005. – Ч.1. – 374 с.
5. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: 2008. – 583 с.
6. Сивашинская, Е.Ф. Лекции по педагогике: интегрированный курс: в 2 ч. / Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Жасскон, 2008. – Ч.2. – 154 с.
7. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 484 с.