Улучшение финансового состояния предприятия за счет ускорения оборачиваемости дебиторкой задолженности и расширения рынка сбыта на примере ОАО «Гомельская птицефабрика»
1 Расширение рынков сбыта на основе внедрения новых видов продукции
2 Повышение эффективности использования оборотных ресурсов, направленное на рост ликвидности и улучшение финансового состояния предприятия
Список использованных источников
Приложения
Улучшение финансового состояния предприятия за счет ускорения оборачиваемости дебиторкой задолженности и расширения рынка сбыта на примере ОАО «Гомельская птицефабрика»
1 Расширение рынков сбыта на основе внедрения новых видов продукции
Глубокий анализ преобладающих тенденций в агропромышленном комплексе с неизбежностью приводит к выводу, что для успешного ведения бизнеса в отрасли традиционная модель организации производства исчерпала свою эффективность. Вследствие этого производители должны ориентироваться на снижение издержек. В этом ракурсе планируемое техническое перевооружение ОАО «Гомельская птицефабрика» дает основания полагать, что предприятие при снижении издержек и планируемом росте потенциального рынка займет устойчивую рыночную позицию.
Основные факторы, определяющие динамику развития рынка в будущем, следующие:
- рост доходов населения;
- ориентация потенциальных потребителей на качественные продукты;
- специфический спрос на продукцию, заключающийся в значительном росте объема потребления при увеличении доходов и незначительном снижении при уменьшении доходов;
- упорядочивание государственного регулирования хозяйственной деятельности в Республике Беларусь;
Стратегия сбыта основывается на расширение рынка посредством реализации дополнительно произведенных объемов продукции, полученных вследствие расширения существующего производства, с использованием полученных от этого преимуществ, связанных со снижением уровня себестоимости.
Планируется, что существующее соотношение реализации продукции предприятия на внутренние и зарубежные рынке (около 60 % на рынок Республики Беларусь, около 40 % - на рынок Российской Федерации) не будет претерпевать изменений. Причем целевым рынком будет рынок Витебской области, на который планируется реализовать около 61% производимой продукции. Реализация будет осуществляться покупателям, с которыми уже существуют налаженные связи, которые, как планируется, сохранятся. Поскольку ожидается, что покупатели будут приобретать весь объем производимой продукции, затраты на маркетинг не велики, входят в существующие нормативы и будут учитываться в настоящем бизнес – плане в категории «прочие расходы». Продвижение товара на рынки планируется под лозунгом «Покупай качественное, экономь существенно».
Наиболее приемлемой стратегией маркетинга является стратегия
2 Повышение эффективности использования оборотных ресурсов, направленное на рост ликвидности и улучшение финансового состояния предприятия
ОАО «Гомельская птицефабрика» имеет нарастающие проблемы, связанные с ростом дебиторской задолженности, из-за чего наблюдается вымывание и без того недостающих финансовых ресурсов предприятия и снижение деловой активности в целом по предприятию, что прямым образом ухудшает финансовое состояние предприятия в анализируемом периоде. Поэтому целесообразно для данного предприятия будет повысить эффективность работы с данным видом краткосрочных средств.
На сегодняшний день наиболее эффективным инструментом работы с дебиторской задолженностью, которое предприятие стремится возместить в кратчайшие сроки, является инструмент факторинга (уступки требования).
Факторинг решает такие организационно-экономические проблемы, как:
расширение доли компании на рынке (у поставщика появляется возможность привлечь новых клиентов, расширить ассортимент товаров и, как следствие, увеличить оборот и прибыль);
повышение ликвидности дебиторской задолженности (поставщик получает деньги сразу же после отгрузки товаров, финансирование автоматически увеличивается по мере роста продаж);
ликвидация кассовых разрывов (четкое планирование поступления денежных средств и погашение собственной задолженности).
Порядок проведения факторинга в Республике Беларусь регулирует проведение факторинга банками или иными кредитными организациями как в валюте Республики Беларусь, так и в иностранной валюте в рамках действующих правил валютного регулирования.
Рассмотрим практическую реализацию факторинга для ОАО «Гомельская птицефабрика». Так как обслуживающим организацию банком выступает ОАО «БПС-Сбербанк», а условия проведения факторинговых сделок, предлагаемые различными банками, почти не различаются, то целесообразно воспользоваться услугами банка, с которым уже налажены отношения. При этом наиболее осуществима данная операция будет для дебиторской задолженности, которая сформирована клиентами этого же банка. По данным аналитического учета ОАО «Гомельская птицефабрика» по счету 62 «Расчеты с покупателями», стоимость дебиторской задолженности, срок по которой превысил 180 дней, составляет 16 706 млн. рублей. Целесообразно применить операцию факторинга именно к этой дебиторской задолженности, так как она уже приближается к просроченной и банку будет удобно работать с этой группой дебиторов.
В таблице 5 представлена информация, характеризующая условия факторинга, предоставляемые ОАО «БПС-Сбербанк».
1. Об утверждении Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 27 декабря 2011 г. № 140/206; в ред. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 9 декабря 2013 г. № 75/92 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2012 г. – № 19.
2. Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. № 1672; в ред. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2014 г. № 33 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011 г. – № 140.
3. Абрютина, М.С. Финансовый анализ коммерческой деятельности / М.С. Абрютина [и др.]; под общ. ред.М.С. Абрютиной. – Минск; Мисанта, 2008. – 364 с.
4. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: учеб. пособие / Л.Л. Ермолович [и др.]; под общ. ред. Л.Л. Ермолович.- Минск Современная школа, 2006. – 736 с.
5. Анализ хозяйственной деятельности: курс лекций / Е. Г. Кобзик. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2012. – 119 с.
6. Гиль, О. М. Анализ маркетинговой среды: учеб.-метод. пособие / М. О. Гиль, О. С. Каюкова – Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2014. – 49 с.
7. Голубков Е.П. SWOT-анализ: существующие методики и пути их совершенствования // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 1. – с. 9-11.
8. Голубков Е.П.SWOT-анализ: существующие методики и пути их совершенствования // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 2. – с. 11-13.
9. Елисеева, Т. П. Экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие / Т. П. Елисеева. – Минск : Соврем. шк., 2007. – 944 с.
10. Ермолович Л. Л. Анализ финансового состояния организации // Электронное издание. – Миснк: БГЭУ, 2012. – 111 с.
11. Коньков А. Диагностика сильных и слабых сторон компании // Промышленный маркетинг. – 2013. – № 5. – с. 28-31.
12. Коротаев, С.Л. Как повысить финансовую устойчивость предприятия // Белорус. экон. журн. – 2005. – №13 –. С. 83-91.
13. Котлер, Ф. Основы маркетинга : пер. с англ. / В. Котлер. – М. : Бизнес-книга ; ИМА-Кросс. Плюс, 1995. – 702 с.
14. Крум, Э. В. Экономика организации: учебное пособие / Э. В. Крум. – Минск: Тетра Системс, 2010 г. – 192 с.
15. Мишкова, М. П. Оптимизация управления ресурсами для обеспечения эффективности функционирования предприятия // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2009. – № 3. – С. 22-25.
16. Организация производства и управление предприятием: пособие / А. А. Горюшкин [и др.]. – Минск: БГУИР, 2013. – 144 с.
17. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Г. В. Савицкая. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: РИГТО, 2011. – 367 с.
18. Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учеб. пособие для ВУЗов / Г.В. Савицкая. – Минск: Новое знание, 2012. – 640 с.
19. Спрос на натуральные продукты растет / А. Завалковский. Электронный ресурс, 2015. [Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2434034. 08.01.2015 г.].
20. Статистика: показатели и методы анализа: справ. пособие / М.М. Новиков [и др.]; под ред. М.М. Новикова. – Минск: Соврем. школа, 2005. – 628 с.
21. Стражев, В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленнос-ти: учебник / В.И. Стражев [и др.]; под общ. ред. В.И. Стражева, Л.А. Богдановской. – 7-е изд., испр. – Минск: Выш. шк. 2008. – 527 с.
22. Толкачев, Е.Г. Система показателей денежных потоков предприятия // Бухгалтерский учет и анализ. 2005. – №7. – С. 30-39.
23. Трофимова, Л. Экономические показатели, используемые для оценки эффективности деятельности предприятия. // Аудитор. – 2006. – № 9. – С. 13-15.
24. Финансовый анализ: пособие / авт.-сост.: А.И. Короткевич. – Гомель.: УО ФПБ МИТСО, 2013. – 278 с.
25. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / Шеремет, А.Д., Негашев, Е.В. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 208 с.
26. Экономика предприятия: Учебник для экономических вузов / под ред. А. И. Руденко. – 2-е изд., пераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2010. – 475с.
27. Юркова, Т.И., Юрков С.В.. Экономика предприятия. Электронный учебник, 2006. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m88/. 14.12.2014 г.].
28. Якимович, П.А., Экономика предприятия в вопросах и ответах: учеб. пособие / П.А. Якимович – Минск: Амалфея, 2008. – 352 с.