Взгляд на личность сквозь призму в рамках психоаналитического направления в психологии
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Взгляд на личность сквозь призму в рамках психоаналитического направления в психологии
В настоящее время проблематика личности в психологии не теряет своей актуальности. Об этом свидетельствует многочисленные теории и подходы к изучению личности на протяжении многих лет. Теории личности весьма различаются между собой, поэтому проблема определения и структуры личности является достаточно сложной. Широко распространено представление о том, что личность – это индивид, обладающий определенным набором индивидуальных и социально-психологических свойств. С социологии под личностью принято понимать индивида, включенного в социальные связи и отношения.
В конце ХХ века, когда психология становилась самостоятельной наукой, ее главной задачей был анализ сознания нормального взрослого человека. Сознание понималось как состоящее из структурных элементов, тесно связанных с процессами, происходящими в органах чувств. Историческим событием, которое кардинальным образом изменило представления людей о самих себе, стал психоанализ Зигмунда Фрейда. Он сравнил психику с айсбергом, где малая часть, выступающая над поверхностью воды, представляет область сознательного, в то время как гораздо большая масса под водной поверхностью представляет область бессознательного. В этом обширном пространстве бессознательного можно обнаружить влечения, страсти, подавленные мысли и чувства – совокупность невидимых жизненных сил, осуществляющих императивный контроль над сознательными мыслями и поступками человека.
Психоаналитический подход включает в себя психологические теории, которые видят человеческое функционирование во взаимодействии приводов и сил внутри человека, в частности бессознательном, а также различных структур личности.
Основателем психоаналитического подхода к проблематике личности по праву считается Зигмунд Фрейд. Другими яркими представителями этого подхода являются Карл Юнг, Мелани Кляйн и Хайнц Кохут.
1. Бойко, О.А. Проблема личности и ее границ в антропологической теории К.Г. Юнга / О.А. Бойко // Известия РГПУ. – 2008. –№ 1. – С. 59-64.
2. Бойко, О.А. Роль индивидуации в процессе личностного совершенствования в концепции К.Г. Юнга / О.А. Бойко // Вестник Тамбовского ун-та. – 2010. – № 2. – С. 25-29.
3. Васильев, А.С. Трансцендентная функция Юнга в аспекте проблемы самореализации личности / А.С. Васильев // Сибирский пед. журнал. – 2007. – № 2. – С. 68-75.
4. Гловер, Э. Фрейд или Юнг / Пер. с англ. – СПб.: Гуманит. агентство «Акад. проект», 1999. – 204 с.
5. Душкина, С.В. Теории личности в исследованиях зарубежных психологов / С.В. Душкина, Н.Д. Шевцова // Студенческая наука 21 века. – 2016. – № 1. – С. 185-187.
6. Зиянгирова, Л.Т. Нарушение личности: нарциссизм / Л.Т. Зиянгирова // Нравственное воспитание в современном мире: психологчиеский и педагогический аспект. – 2017. – С. 153-155.
7. Кембриджское руководство по аналитической психологии / Под ред. П. Янг-Айзеидрат, Т. Даусона. – М.: Добросвет, КДУ, 2014. – 476 с.
8. Кляйн, М. Детский психоанализ / М. Кляйн. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010. – 532 с.
9. Кляйн, М. Эдипов комплекс в свете ранних тревог» и другие работы 1945-1952 гг. / М. Кляйн. – Т.5. – Ижевск: ERGO, 2011. – 404 с.
10. Корчмарюк, В.А. Психоаналитическое рассмотрение теории личности / В.А. Корчмарюк // Вестник СПбГУ МВД России. – 2007. – № 2. – С. 74-79.
11. Кохут, Х. Анализ самости: Систематически» подход к лечению нарциссических нарушении личности / Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2003. – 308 с.
12. Кохут, Х. Восстановление самости / Х. Кохут. – М.: Когито-Центр, 2002. – 463 с.
13. Фрейд З. Психика: структура и функционирование / З. Фрейд; пер. с нем. А.М. Боковиков. – М.: Академический Проект, 2007. – 230 с.
14. Фрейд, 3. Психология бессознательного: сб. произведений / Сост. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.
15. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы / Пер. с англ. М.Р. Гинзбурга. – М.: Педагогика, 1993. – 144 с.
16. Хиншелвуд, Р. Словарь кляйнианского психоанализа / Пер. З. Баблоян, науч. ред. И.Ю. Романова. – М.: Когито-центр, 2000. – 385 с.
17. Хьелл, Л. Теории личности. Основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2011. – 607 с.
18. Юнг, К.Г. Сознание и бессознательное: Сборник / Пер. с нем. А.А. Алексеев. – СПб.: Университетская книга, 1997. – 544 с.
19. Юнг, К. Проблемы души нашего времени / К. Юнг. – М.: Прогресс, 1994. – 336 с.
20. Юнг, К.Г. О становлении личности // Юнг Карл Густав. Психика: структура и динамика / Пер. А. А. Спектор; науч. ред. пер. М. В. Марищук. –М.: ACT, 2005. – 416 с.