Взгляд на личность сквозь призму в рамках психоаналитического направления в психологии
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Взгляд на личность сквозь призму в рамках психоаналитического направления в психологии
На протяжении многих лет проводились как систематические, так и бессистемные исследования особенностей человеческого поведения. Бихевиористские теории личности – это направление теоретической и экспериментальной психологии, в основе которого лежат идеи И.П. Павлова, Дж.Б. Уотсона, Э.Л. Торндайка. Поведение является одним из основных понятий для бихевиоризма.
Выделяют два направления в бихевиористской теории личности – рефлекторное и социальное. Представителями рефлекторного направления являются американские бихевиористы Дж. Уотсон и Б. Скиннер. Основоположниками социального направления являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер. Теории каждого из них значительно отличается от радикального бихевиоризма Скиннера, однако, сохраняют строгую научную и экспериментальную методологию, которая характеризует бихевиористский подход.
В качестве главного источника развития личности согласно двум направлениям выступает среда в самом широком смысле этого слова. Личность – это продукт научения, а ее свойства представляют собой обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.
Рассматривая понятие личности. Дж. Уотсон отбросил представление о сознании как психической деятельности, носящей центральный и произвольный характер, порождающей умственные образы и идеи. Отказ Дж. Уотсона от сознания как основного предмета психологии является визитной карточкой классического бихевиоризма [4, с. 213].
Поведение рассматривалось Дж. Уотсонос как приспособительная активность, сформированная в ответ на повторяющиеся стимулы. Для человека основным инструментом приспособления является мышление, под которым ученый понимал как упорядочивание поведения [4, с. 214].
1. Белан Е.А. Понятие активности в психологии бихевиоризма // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. – 2011. – № 2 – С. 66-71.
2. Дружинин В.Н. Психология. – СПб.: Питер, 200. – 656 с.
3. Иващенко А.В. Особенности теоретической реконструкции идеи личности в зарубежной психологии // Вестник РУДН. – 2003. – № 1. – С. 48-57.
4. Куликов Д.К. О некоторых аспектах теории мышления в бихевиоризме // International scientific-practical conference of pedagogues and psychologists "SCIENTIFIC GENESIS" European Association of pedagogues and psychologists "Science". – 2014. – С. 213-226.
5. Овчарова Р.В., Уманский С.В. Психология личности. – Курган: Изд-во КГУ, 2010. – 237 с.
6. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 416 с.
7. Федоров А.А. Радикальный бихевиоризм и психическая реальность // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. – 2007. – № 2. – С. 23-30.
8. Федоров А.А. Эволюция единиц анализа поведения в бихевиоризме: Уотсон, Кантор, Скиннер // Вестник Новосибирского государственного университета. – 2010. – № 1. – С. 19-27.
9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение / Пер. с англ. С. Меленевская, Д. Викторова. – СПб.: Питер, 1998. – 606 с.
10. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 416 с.
11. Rotter J.B. Social learning and clinical psychology. – New York: Prentice-Hall, 1954. – 452 р.