Исследования привязанности в психологии
1. История исследований привязанности
2. Анализ современных направлений исследования привязанности
Исследования привязанности в психологии
1. История исследований привязанности
Начиная с 1995 года в России ежегодно печатаются статьи по материалам эмпирических и экспериментальных исследований привязанности. Пришло время делать очередное обобщение в изучении этой темы, чтобы не только увидеть степень ее включения в отечественную науку, но и оценить вклады наших ученых в изучение привязанностей человека. В накопившихся за последние 30 лет отечественных исследованиях привязанности мы выделили следующие контексты.
1. Привязанность выступает самостоятельным предметом исследования. Здесь можно увидеть большое разнообразие направлений:
– анализируются работы зарубежных авторов по проблеме (Н.В. Искольдский, 1985; Е.О. Смирнова, 1995; Е.О. Смирнова, Р. Радеева, 1999; Т.А. Арчакова, 2001; Н.В Матушевская, 2005);
– изучается привязанность ребенка раннего возраста к матери (Р.Ж. Мухамедрахимов, 1998, 2001, 2008);
– привязанность изучается в сравнительном контексте, например: привязанность младенца к матери и образ себя (Н.Н. Авдеева, 1996, 1997; Н.Н. Авдеева, Н.А. Хаймовская, 2003);
2. Анализ современных направлений исследования привязанности
1. Волкова, Е.Е. Развитие модели привязанности в контексте различных теоретических подходов, 2017 [4]
В современной науке существуют различные типологии привязанности. Тем не менее, представленные нами типологии вложений раскрывают основные сходства с типами, описанными в теории вложений Дж. Боулдби, что позволяет понять и сравнить результаты исследований различных авторов. Результаты сравнения некоторых зарубежных и отечественных типологий вложений с типами, описанными Дж. Боулдби, М. Эйнсворт и М. Мэйн.
Авторы представленных теоретических концепций согласны с тем, что привязанность формируется в возрасте до 5 лет и оказывает значительное влияние на всю последующую жизнь.
Хотя в большинстве исследований объектом привязанности является мать, многие авторы признают, что привязанность может быть сформирована к любому значимому взрослому человеку, который заботится о ребенке. Сильная привязанность к любому значимому взрослому человеку, сформировавшаяся в раннем возрасте, будет так же важна, как и привязанность к матери.
3. Анализ привязанности
Привязанность – это связь, которая притягивает и удерживает человека, близкого к кому-то или чему-то, когда это не связано с чувством любви, интереса или выгоды. Привязанность может быть разной природы: когда-то мирской, а иногда и психологической. Жизненная привязанность – это привязанность к привычным удобствам и жизненным обстоятельствам, иногда - нежелание напрягаться, чувствовать себя некомфортно и неприятно в случае путешествия. Более интересной является психологическая привязанность – связь между людьми, которая проявляется либо в стремлении к постоянной близости и ощущении безопасности рядом с человеком, либо в боли от потери близости или страха перед такой потерей.
Наиболее известным типом психологической привязанности является привязанность ребенка к матери, а также наоборот – привязанность матери к ребенку. По мере взросления ребенка необходимо различать привязанность ребенка к матери и любовь ребенка к матери. Чем больше дети становятся взрослыми, тем больше любви и меньше привязанности должно быть в отношениях.
1 Авдеева, Н.Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы Н.Н. Авдеева // Современная зарубежная психология. – 2017. – Том 6. – №2. – С.7-14
2 Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
3 Бриш, К.Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике / К.Х. Бриш. – М.: Когито-Центр, 2014. – 319 с.
4 Волкова, Е.Е. Развитие модели привязанности в контексте различных теоретических подходов / Е.Е. Волкова, Т.В. Капустина, И.И. Черемискина. – 2017. – С. 45-51
5 Казанцева, Т.В. Социально-психологические детерминанты межличностной привязанности: автореф. дис. канд. психол. наук. – СПб., 2011. – 19 с.