Франчайзинг
Английский термин «франчайзинг» (англ. franchise - привилегия) в русском языке используют для обозначения деятельности, в то время как этим же термином, но во французском прочтении («франшиза»), называют комплексную предпринимательскую лицензию.
Для белорусского законодательства термин «Франчайзинг» достаточно нов. Его правовое регулирование началось с 1998 (принятие нового Гражданского кодекса). Такой вид договора признавался самостоятельным видом договоров, однако регулировался он одной статьей. Усовершенствование правого регулирования договора франчайзинга берет свое начало с 2013 года – внесения изменения в ГК РБ.
Международная ассоциация франчайзинга дает следующее определение франчайзинга (franchiseoperation): контрактные взаимоотношения между франчайзером и предприятием-оператором, в рамках которых франчайзер предлагает или обязуется поддерживать такие области функционирования предприятия, как ноу-хау и обучение; при этом оператор ведет дело, используя общую торговую марку и технологию, владельцем которых является франчайзер, он же и контролирует их, и при этом оператор инвестирует существенную долю предприятия за счет собственных средств.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения франчайзинга в Республике Беларусь, являются:
- Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК);
- Закон Республики Беларусь от 05.02.1993 N 2181-XII "О товарных знаках и знаках обслуживания";
- Закон Республики Беларусь от 16.12.2002 N 160-З "О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы";
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2009 N 346 "О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности, договоров о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, знак обслуживания, и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)";
- Инструкция о порядке регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности, договоров о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, знак обслуживания, и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), утвержденная постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 15.04.2009 N 6.
Исходя из положений статьи 910 ГК РБ (ред. 05.01.2013) следует, что сторона договора франчайзинга (правообладатель) передает другой стороне (пользователю) право использования фирменного наименования, объектов интеллектуальной собственности, нераскрытой информации о предпринимательской деятельности (лицензионный комплекс). Договор франчайзинга является двусторонним, двусторонне обязывающим, возмездным, консенсуальным, каузальным, срочным или бессрочным.