ПОЛИТИКА, ВЛАСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ: НАСКОЛЬКО ОНИ СОВМЕСТИМЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПОЛИТИКА, ВЛАСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ: НАСКОЛЬКО ОНИ СОВМЕСТИМЫ
В Послании Президента А. Г. Лукашенко Национальному собранию Республики Беларусь (1999) сформулирована концептуально выверенная советской действительностью рекомендация институтам государства и гражданского общества: «Надо внимательно проанализировать уроки и ошибки прошлого, найти в накопленном опыте и нынешней практике рациональное зерно, определить цели, которые могли бы противостоять распрям различных политических течений, объединить нацию на основе продуманных и четких перспектив.
Необходимы глубокое осмысление происходящего, вера в разум, в смысл человеческой истории, человеческую свободу, в возможность преобразования на разумных началах личности, в перспективу своей страны, в светлое будущее своих детей и внуков, в примирение человечества на разумной и взаимоприемлемой основе» [8].
Двадцатый век в определенной мере продемонстрировал человечеству, что в СССР реализовалась прагматическая система нравственно-патриотического воспитания гражданина – коллективиста по своей природе, способного к самоограничению личных интересов во имя будущего коммунистического благоденствия. Убедительное подтверждение ее жизнеспособности – массовый героизм нашего народа в Великой Отечественной войне, самоотверженность в суровых испытаниях социалистического строительства. Эти моральные качества ассоциируются с благородными поступками во славу Родины.
Бесспорный духовно-ценностный смысл героизма как феномена культуры – в легендарности, творческой инициативе и свободном выборе поведения в критических обстоятельствах объективной необходимости. Его сердцевину составляют идейная убежденность, любовь к Родине, приоритет общих интересов, пренебрежение обывательским благоразумием. Особо подчеркнем ключевой наш вывод в контексте суждений о духовно-нравственных достоинствах советских граждан, окрыленных высокими идеалами революции и надеждами на коммунистическое будущее: их ратный подвиг за свободу и независимость Родины, энтузиазм в восстановлении разрушенной войной страны не имеют аналогов в истории как по масштабам героизма, так и по вкладу во спасение цивилизации от порабощения фашистскими варварами.
Именно поэтому немеркнущие во времени славные победы и успехи советского человека на века запечатлены в памяти национальной и общечеловеческой культуры. В героике прошлого как в зеркале отражены не только трагизм, страдания, бедствия, несчастье миллионов наших соотечественников, но и величие истинного патриотизма, моральной красоты личности, уверовавшей в высокие идеалы, обладающей светлыми чувствами и оптимизмом.
1. Активная жизненная позиция борцов за коммунизм: по материалам Всесоюз. науч.-практ. конф. в Баку, 25–27 апр. 1979 г. / сост. В. Ф. Правоторов. – М. : Политиздат, 1979. – 349 с.
2. Вичев, В. Нравственная культура руководителя : пер. с болг. / В. Вичев. – М. : Политиздат, 1988. – 158 с.
3. Горбачев, М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира / М. С. Горбачев. – М. : Политиздат, 1989. – 271 с.
4. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф // Социологические исследования. – 1994. – № 5. – С. 142–147.
5. Дойч, М. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) / М. Дойч // Социально-политический журнал. – 1997. – № 1. – С. 202–212. 6
6. Захаров, С. В. Этика партийного работника / С. В. Захаров. – М. : Политиздат, 1986. – 142 с.
7. Лукашенко, А. Г. Наука: сила в развитии : выступление Александра Лукашенко с речью на II Съезде ученых Беларуси / А. Г. Лукашенко // СБ. Беларусь сегодня. – 2017. – 14 дек. – С. 1–3.
8. Лукашенко, А. Г. Послание Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. – Минск : [б. и.], 1999. – С. 60.