ПОЛИТИКА, ВЛАСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ: НАСКОЛЬКО ОНИ СОВМЕСТИМЫ?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПОЛИТИКА, ВЛАСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ: НАСКОЛЬКО ОНИ СОВМЕСТИМЫ?
Прежде всего, нужно обратиться к понятиям «политика» и «нравственность». Политика – «это отношение к власти, отношения по поводу власти, которые могут носить характер взаимоподдержки, сотрудничества, а также противоборства и противостояния.
Политика охватывает сферы, непосредственно затрагивающие интересы практически каждого человека; она выражает позиции по отношению к характеру политического режима и государства, к правам человека, праву, социальным ориентациям, собственности и т.д.» [1]. Нравственность «ориентирована на категории добра, чести, долга, совести, достоинства, личной ответственности. Данные категории выступают в качестве критериев оценки поведения людей во всех областях их деятельности» [1].
Свойство морали – ее способность незримо проникать в самые различные социальные отношения, применять к ним нравственные оценки. Поэтому ни политика, ни политические процессы, ни государственная власть не могут не взаимодействовать с моралью, нравственностью. И здесь возникает вопрос о соотношении понятий нравственности и политики [2].
По этому поводу высказали свое мнение Пугачев В.П., Соловьев А.И. и выделили три основных подхода к данной проблеме. Первый подход – морализаторский. В основе этого подхода должна лежать идея о том, что политическая деятельность должна двигаться в направлении нравственных целей, а также идти к ним посредством нравственных методов. В противном случае политика теряет эффективность и авторитет.
Подобный подход, базирующийся на нравственных ориентирах субъектов политики, способствует ее гуманизации. Однако существует и другое мнение, жизнь показала, что попытки полностью подчинить политику нравственности в духе морального абсолютизма обрекают ее на неэффективность и тем самым компрометируют и мораль и политику. Водолазов Г.Г. в своей статье «Нравственная политика – утопия или реальная возможность» рассматривает отрывок из работы Платона «Государство», где Сократ беседует с молодыми людьми.
Суть спора Сократа с Главконом состоит в том, что пользу своему государству может принести только тот «государственный муж», который способен перешагнуть через морально-нравственные ограничения. И наоборот, нравственный и справедливый политический руководитель, который не является хитрым, коварным и жестоким – источник не блага, не добра, а – больших бед для своего государства и своих сограждан.
1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. АСПЕКТ ПРЕСС М., 2000.
2. Основы политологии. Краткий словарь терминов и понятий. М., Общество «Знание», 1993.
3. Водолазов Г.Г. Нравственная политика – утопия или реальная возможность? // Вестник МГИМО, 2010. № 4.
4. Мальцев Г.В. Нравственные основания права. М.: Изд-во СГУ, 2008.
5. Иликова Л.Э. “Движение пяти звезд”: из блога в правительство Италии // Современная Европа».- 2019. № 4. - C. 129‒139.
6. Иликова Л.Э. Миграционный кризис, конец мультикультурализма и рост ксенофобии в Германии: гипотеза о причинах// Управление устойчивым развитием. 2016. № 3. С. 10–19.