Церковная благотворительность в Древней Руси
Церковная благотворительность в Древней Руси
Время формирования и существования Древнерусского государства пришлось на период X – первой половины XIII вв., то есть на эпоху средневековья. Эта эпоха характеризуется не только формированием на наших землях первых государственных институтов, но и ведением многочисленных войн, которые приводили к массовому разорению населения, большому количеству раненых и изувеченных. Положение простых общинников усугублялось началом формирования феодальных отношений, когда князь и его дружинники постепенно захватывали землю общинников, что очень негативно сказывалось на их материальном положении. Большой бедой для многих жителей Руси являлись многие древние языческие обычаи, например кровная месть, когда за деяния преступника отвечали все его родственники, что грозило им потерей своего имущества или даже жизни. Таким образом, жизнь простого люда в Древней Руси была очень непростой, поддержки им ждать было неоткуда -– рождающееся государство ещё не имело никаких механизмов социальной защиты, князья и знать были совершенно в этом не заинтересованы.
Однако ситуация начала меняться коренным образом после 988 г. В этом году Киевский князь Владимир Красное Солнышко принял христианство по Византийскому обряду в городе Херсонес Таврический. И с этого времени новая вера начала свое распространение по землям Руси (хотя первые христиане начали появляться у нас ещё раньше). Одной из своих задач Церковь объявила заботу о «немощных, больных и нищих». Причем в своих действиях митрополит Киевский нашел поддержку самого князя. Сохранилось похвальное слово князю Владимиру мниха (монаха) Иакова: «И не могу сказати многие его милости. Не токмо в дому своем милостыню творяше, но и по всему граду, не в Киеве едином, но по всей земле русской: и в градех и в селех, везде милостыню творяше, нагия одевая. Алчныя кормя и жадныя напояя, странныя покоя милостию, нищая и сироты и вдовицы и слепые и хромые и трудноватыя – вся милуя и одеваяи накормя и напояя».
Древние документы свидетельствуют, что заботу о людях, не имевших собственности и не способных по болезни или другим причинам прокормить себя, православная церковь считала своим долгом. Относящееся к XIII в. «Правило о церковных людях» содержит целый перечень благотворительных дел, которыми занимались церкви и монастыри.
Церковно-монастырская помощь нуждающимся осуществлялась в эпоху Древней Руси преимущественно в следующих формах: бесплатное кормление бедных и раздача хлеба; открытие богаделен и церковных больниц для немощных, больных; содержание сиротских приютов, выдача бедным людям церковно-приходских пособий, беспроцентных ссуд и др.
При некоторых церквях и монастырях устраивалось кормление нищих и убогих. Для этого отводились особые помещения. Нередко около монастырей возникали целые слободы нищих, получавших пропитание. Для помощи странствующим и нищим при монастырях создавались приюты, где эти люди получали временное пропитание и ночлег.