Политические и правовые взгляды Ф. Скорины
Список литературных источников
Политические и правовые взгляды Ф. Скорины
Правовая и политическая мысль отражает сложные социальные, политические, национальные, религиозные процессы, происходящие в государстве в данный период. Истории известны политические и правовые взгляды величайшего гуманиста эпохи Возрождения Франциска Скорины. Основным источником для изучения мировоззрения Ф. Скорины, в том числе его идей, являются его предисловия и послесловия к изданным книгам, в которых белорусский гуманист высказал свои мысли про наиболее острые проблемы общественной и политической жизни того времени [4].
Выдающаяся заслуга Ф. Скорины - в постановке проблемы человека и общества в социально-философской мысли Беларуси эпохи Возрождения и попытке решения этой проблемы в духе ренессансного гуманизма [1, с. 258].
Социально-правовые взгляды Ф. Скорины сложились под влиянием существующих в тот период идей западного христианского мира, в частности Фомы Аквинского. «Двоякий закон» является источником всех правовых и нравственных понятий [3, с.61].
Ф. Скорина стоял у истоков зарождения, так называемого буржуазного юридического мировоззрения. Он понимал, что религия является мощным регулятором общественной жизни [1, с.257]. Однако в условиях формирования новых общественных отношений она уже давно не справлялась со своей ролью. Новые социально-экономические условия требовали и новых механизмов управления обществом. Таким механизмом должно быть право, считал Ф. Скорина.
Он отмечал, что пригодность права для того или иного социума, является важнейшим его качеством. При этом Ф. Скорина подчеркивал, что нравственно-совершенному человеку закон не нужен, так как, он создается для несовершенных в нравственном плане людей, неспособных жить по Богу и склонных к преступлению [2, с.36]. Ф. Скорина был убежден, что основой государства, которое сегодня считается правовым, является соблюдение гражданами следующего постулата естественного права: относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Через этот закон человек понимает, что ему не разрешены убийства, прелюбодеяние, ненависть, зависть и так далее. По мнению Ф. Скорины, этого нравственного закона гражданам хватило бы, если бы население состояло из хороших людей.
Интересны взгляды Ф. Скорины на классификацию права, изложенную в предисловии к книге «Второй закон Моисея» [3, с.62]. Гуманист разделил право на естественное, заложенное в самой сущности человека, и письменное. Письменность, в свою очередь, подразделялась на божественную (источник - заветы Ветхого и Нового Завета), церковную (указы, принятые церковными властями) и земскую. Ф. Скорина уделяет большое внимание земскому праву. В земском праве мыслителем было выделено общее право, в которое вошли нормы гражданского и семейного права, международного, государственного, уголовного, военного, городского, морское, торговое право.
1. Ананенко, А.А. Западные и восточные идеи в политических и правовых взглядах Ф. Скорины / А.А. Ананенко // Лучшая студенческая статья 2017 : сб. статей победителей V междунар. науч.-практич. конкурса, Пенза, 2017 г. / ред. Г.Ю. Гуляев. – Пенза: Наука и просвещение, 2017. – С. 257-259.
2. Вечерко, В.Ю. Политико-правовые взгляды Ф. Скорины / В.Ю. Вечерко // Традиции университета: от Франциска Скорины до современности : сб. материалов Междунар. науч. конф., Минск, 26–27 окт. 2017 г. / БГУ; редкол. : С. Н. Ходин [и др.]. – Минск : Изд. центр БГУ, 2017. – С. 34-37.
3. Матарас, В. Н. Политико-правовые идеи Франциска Скорины / В.Н. Матарас // Статут Вялікага княства Літоўскага 1529 года – падмурак развіцця беларускай дзяржаўнасці і канстытуцыяналізму: (да 480-годдзя прыняцця) : зб. навук. арт. / Беларус. дзярж. ун-т ; рэд. Н. В. Баярава. – Мінск, 2009. – С. 61–64.
4. Скарына, Ф. Творы : прадмовы, сказанні, пасляслоўі, акафісты, пасхалія / Ф. Скарына; падрыхт. тэкстаў, камент., слоўнік А.Ф.Коршунава, паказальнікі А.Ф.Коршунава, В.А.Чамярыцкага. – Мн.: Haвука і тэхніка, 1990. – 207 с.