Жан Поль Сартр "Стена" Повесть времен ВОВ
Список использованных источников
Жан Поль Сартр "Стена" Повесть времен ВОВ
Сборник рассказов Ж.-П. Сартра «Стена» был опубликован в конце XX века. Само название сборника рассказов указывает на категорию пространства как доминанту художественного мира книги. Образ стены проиллюстрирован в первом и втором рассказах («Стена» и «Комната») и актуален для всех пяти историй. Давайте обсудим роман «Стена», опубликованный в 1939 году, немного подробнее.
Для начала - краткое содержание романа: трое испанских республиканцев попадают в плен. В подвале они подвергаются ужасным пыткам, которые грозят им смертью и лишают мужества и воли. Главный герой, Пабло Ивьета, выбирает смерть, но, пытаясь обмануть и перенаправить фашистов, он волей-неволей приводит их к разыскиваемому Рамону Грису [1, c. 73].
Стена появляется с самого начала рассказа. Рассказ начинается описанием комнаты – замкнутого пространства: «Нас втолкнули в просторную белую комнату» (стр. 179). Комната здесь предстает, как нечто обыденное, но уже не лишенное экзистенциального, мистического смысла. Комната – пограничный мир, в ней происходит «страшный суд».
Позже стена обретает символичность, становясь «Стеной непонимания». «Судьи» не слышат осужденных: «Ответов они даже не слушали или делали вид, что не слушают…» (стр. 179) Постепенно обезличиваясь, cудьи становятся кирпичами в безмолвной, мертвой стене, олицетворяющей собой cистему. Люди cистемы одинаковы, «они хватают каждого, кто думает не так, как они». Стена разделяет «живых» от безликих. Сначала cудьи описываются как «четыре субъекта в штатском», а потом превращаются в бесформенное, абстрактное «Они» и обобщенное «Субъект». Судьи дают cтене жизнь. Образ стены зарождается в «белой комнате» и начинает постепенно развиваться.
Затем заключенные попадают в другое помещение - подвал больницы, другой мир, также отгороженный стенами. В связи с этим главной особенностью пространства сартровского является его разделение на замкнутые сферы («комнаты»), изолированные друг от друга и от внешнего мира. Непреодолимые границы между комнатами отражают характерную для экзистенциалистской философии идею о том, что контакт между «я» и «другим» невозможен без разрушения и объективации свободы субъекта (бытия-в-себе). Подвал больницы - это своего рода граница между жизнью и смертью. Подвал с его холодом символизирует смерть, но в него проникает свет: «Свет проникал в подвал через четыре отдушины и круглое отверстие в потолке слева, выходящее прямо в небо» (стр. 180).
Стены окружают героев и накладывают на них свой отпечаток, обезличивают, постепенно превращая арестантов в некие подобия механизмов: «Он [Том] встал и начал разминаться. При каждом движении рубашка приоткрывала его белую мохнатую грудь. Потом он растянулся на земле, поднял ноги и стал делать ножницы: я видел, как подрагивает его толстый зад» (стр. 181). Арестанты становятся «массой», им выдают одинаковую одежду. Отпечаток Стены виден и на телах заключенных – их кожа приобретает ее цвет: «он сделался землисто-серым: серыми стали руки, лицо» (стр. 182) [3, c. 81].
[...]
1. Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр: свободное сознание и XX век/ Л. Г. Андреев. - М.: Geleos, 2018. – 213 с.
2. Лопичева, Е. Г. Кто такой «посторонний»? Или «что такое стена?» / Е. Г. Лопичева // ФОРУМ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ : сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 17 августа 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 39-41.
3. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. – М.: Респ., 2000. – 639 с.