Введение
Основные компоненты системы образования РБ
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Тема данной работы связанна с рассмотрением системы образования в Республике Беларусь, а конкретнее ее многоуровневой структуры. Соответственно можно сказать, что объектом данной работы явилась система образования Беларуси, а предметом – ее структурные компоненты.
Цель работы – проанализировать систему образования Беларуси с точки зрения наличия различных структурных компонентов и уровней, и ответить на вопросы, поставленные перед ее написанием: можно ли назвать систему образования Беларуси многоуровневой? Какие уровни входят в систему образования Беларуси? Как система образования работает на практике?
Для того чтобы рассматривать структурные компоненты системы образования РБ рассмотрим определение самого понятия «система образования» В Кодексе об Образовании РБ система образования определяется, как совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования. [2,4] Уже из определения видно, что образование в Беларуси – совокупность компонентов. Цели образования, о которых здесь идет речь описываются в следующем пункте этой же статьи Кодекса: Целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося. [2,5]Таким образом, компоненты системы образования можно разделить в зависимости от образовательной цели, которую они выполняют. А совокупность этих компонентов и делает систему образования единым целым.
Если рассматривать систему образования Беларуси с точки зрения закона и государственного регулирования, то руководством образования в стране занимаются органы государственного управления (в сфере законодательства – Национальное Собрание, в сфере выполнения законов и непосредственного управления – Кабинет Министров и Министерство образования). [3,1]
Основные компоненты системы образования РБ
Система дошкольного образования
В Беларуси хорошо развита система дошкольного образования. И хотя оно не является обязательным, большинство детей, прежде чем пойти в школу, посещают детские дошкольные учреждения.
Охват детей с 1 года до 6 лет учреждениями дошкольного образования составляет 74,4 %, в том числе в сельской местности – 49,7 %, в городской местности – 81,4 %.
В 2015/2016 учебном году в Республике Беларусь функционирует 3 972 учреждения дошкольного образования, из них 11 частной формы собственности, контингент воспитанников составляет 410,5 тыс. человек. [4]
Дошкольное образование - уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста (до 6 лет) в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.
Достигнутый уровень охвата детей дошкольными учреждениями является одним из самых высоких среди стран СНГ. Обеспечен полный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе.
Доступность дошкольного образования сохраняется за счет развития многофункциональной сети дошкольных учреждений, внедрения новых форм организации дошкольного образования в соответствии с запросами родителей.
В 3 тыс.879 учреждениях дошкольного образования (ясли, ясли-сады, детские сады, санаторные ясли-сады и детские сады, специальные дошкольные учреждения, дошкольные центры развития ребенка) воспитывается 418,1 тыс. детей раннего и дошкольного возраста. В соответствии с запросами родителей в учреждениях дошкольного образования открыты группы на платной основе.
Заключение
По итогам работы можно сделать следующие выводы:
- Все рассмотренные составляющие системы образования можно разделить на три уровня: основное, дополнительное и специальное образование.
Основное образование включает уровни дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования.
Дополнительное образование подразделяется на дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых.
Специальное образование представлено в основном учреждениями для воспитания лиц с особенностями психофизического развития
Также в систему образования Республики Беларусь входят органы управления системой образования — Министерство образования, управления и отделы образования исполкомов местных советов и подведомственные им учебно-методические учреждения.
- Система образования Беларуси действительно является разветвленной и многоуровневой, на каждом из уровней широко представлена различными учреждениями образования, отвечающими всем поставленным требованиям и успешно выполняющим поставленные задачи.
1. Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)
2. Кодекс Республики Беларусь об образовании: принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года
3. Алтайцев, А. М. Аналитический обзор состояния и международных тенденций развития систем образования: научн. стат. /А. М. Алтайцев.- Минск,2004.- 5с.
4. Беларусь. Факты: электронный ресурс. – URL: http://belarusfacts.by/ru/belarus/politics/domestic_policy/education/
5. Официальный сайт министерства образования Республики Беларусь: электронный ресурс. - URL: http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/o-sisteme-doshkolnogo-obrazovaniya-v-respublike-belarus/index.php
6. Юрист: электронный правовой ресурс. – URL: http://www.yurist.by/glava-9-poslevuzovskoe-obrazovanie