ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО СТАЖА
2 ВИДЫ ТРУДОВОГО СТАЖА. ОБЩИЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ
3 СТРАХОВОЙ СТАЖ
4 СПЕЦИАЛЬНЫЙ СТАЖ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Институт трудового стажа является важнейшим межотраслевым институтом, нормы которого влияют на получение различных материальных благ, прежде всего, пенсионного обеспечения, а также его размер. Не менее важен трудовой стаж и в трудовом праве, где его продолжительность влияет, например, на размер оплаты труда, учитывается при назначении на должность в качестве квалификационной характеристики работника.
1 ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО СТАЖА
Стаж может играть роль либо собственно юридического факта, порождающего право на обеспечение (пенсии за выслугу лет), либо необходимого элемента в сложном юридическом составе (пенсии по возрасту, пенсии по инвалидности).
Трудовой стаж позволяет объективно оценить трудовую деятельность человека, его вклад в общественную жизнь при помощи количественных и качественных показателей и является юридическим фактом, определяющим право на тот или иной вид социального обеспечения в сложных юридических составах [10].
Количественный показатель используется при оценке продолжительности работы (например, 25 лет общего трудового стажа нужно для получения трудовой пенсии по возрасту для мужчины согласно ст. 11 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении») (далее – Закон о пенсионном обеспечении) [3], а качественный показатель позволяет оценить условия такой работы (например, работа с особыми условиями труда позволяет раньше уйти на пенсию).
2 ВИДЫ ТРУДОВОГО СТАЖА. ОБЩИЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ
В науке права социального обеспечения различают следующие виды трудового стажа, каждый из которых имеет самостоятельное юридическое значение:
— общий;
— специальный.
Введение категории «непрерывный трудовой стаж» в советском праве социального обеспечения способствовало прикреплению работника к месту работы и затрудняло увольнение по собственному желанию [10].
Фактически непрерывный трудовой стаж утратил свое значение для социального обеспечения: перерывы в трудовой деятельности при назначении пенсии не имеют правового значения, однако могут учитываться конкретным нанимателем при оплате труда, предоставлении материальной помощи. Непрерывный стаж работника может учитываться и при установлении в коллективном договоре единовременной выплаты постоянному работнику при выходе его на пенсию [10].
Общий трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность периодов трудовой и иной деятельности, учитываемой законодательством для включения в общий трудовой стаж. Правила его исчисления едины для всех граждан и устанавливаются на республиканском уровне, в отличие от специального стажа, где большое значение имеет специальное законодательство.
В соответствии со ст. 51 Закона о пенсионном обеспечении в стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь согласно законодательству о государственном социальном страховании.
3 СТРАХОВОЙ СТАЖ
Несмотря на то, что условия включения периодов жизни человека в его общий трудовой стаж детально проработаны в законодательстве и позволяют учесть его трудовую и общественно полезную деятельность при назначении пенсии, пенсионная реформа, проводимая в Республике Беларусь, и необходимость создания «страховой кассы» вызвали потребность появления нового вида стажа – страхового стажа, который в будущем должен стать основным и единственным [10].
По замыслу Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 апреля 1997 г. № 349, и плана первоочередных мер по реализации ее основных положений использование данных персонифицированного учета позволит устанавливать размер пенсии в зависимости от страхового стажа и уплаченных страховых взносов, более точно прогнозировать изменение численности занятого населения и пенсионеров в республике и, как следствие, более точно определять необходимые расходы на выплату пенсий и расчет страхового тарифа [2].
4 СПЕЦИАЛЬНЫЙ СТАЖ
Из общего стажа выделяют периоды работы с особыми условиями труда (опасными, тяжелыми, вредными), работу на определенных предприятиях, деятельность, обладающую спецификой. Такие периоды называются специальным трудовым стажем. Они исчисляются и учитываются по особым правилам, дают право на получение ряда дополнительных благ, прежде всего, на особые условия пенсионного обеспечения, на ежемесячное денежное содержание отдельных категорий государственных служащих.
Такой стаж и предоставляемые в связи с ним льготные пенсии играют роль своеобразной компенсации, поскольку устанавливаются гражданам, работающим в неблагоприятных для здоровья условиях труда, при определенных профессиях, на должностях с особыми условиями труда, связанных с тяжестью, вредностью, опасностью, интенсивностью, напряженностью [10].
С принятием Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. «О профессиональном пенсионном страховании» (далее – Закон о профессиональном пенсионном страховании) закрепление получили определения специального и профессионального стажа:
— специальный стаж – продолжительность работы с особыми условиями труда, дающей право на трудовую пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или трудовую пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 12–16, 47–49,492 Закона о пенсионном обеспечении;
— профессиональный стаж – продолжительность работы с особыми условиями труда застрахованного лица, в течение которой за него уплачивались взносы на профессиональное пенсионное страхование [5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в законодательстве Республики Беларусь предусмотрено несколько видов стажа, которые применяются на практике, имеют различное правовое значение и дополняют друг друга, однако в ходе проводимой пенсионной реформы в качестве основного вида стажа должен остаться страховой стаж.
Считаем, что учет периодов без уплаты страховых взносов наравне с периодами их уплаты при определении размера трудовой пенсии обременительно действует на пенсионную систему. Эти так называемые кредитные периоды (учеба, периоды проживания в отдельных местностях, уход за детьми и др.) не соотносятся с принципами пенсионного страхования и не способствуют адекватной замене заработка, утраченного в связи с нетрудоспособностью.
Также целесообразно постепенно перейти к исчислению пенсии из заработка за весь период страхования, чтобы картина вклада в пенсионную систему была более объективной, что в большей степени станет возможным с внедрением системы персонифицированного учета страховых взносов и накоплением соответствующих данных о страховом заработке и стаже каждого конкретного застрахованного.
1. О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 12 января 2000 г. № 4 : постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 4 окт. 2004 г., № 109 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
2. О Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь и плане первоочередных мер по реализации ее основных положений : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 17 апр. 1997 г., № 349 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
3. О пенсионном обеспечении : Закон Респ. Беларусь, 17 апр. 1992 г., № 1596-XII // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
4. О практике рассмотрения судами дел, связанных с применением пенсионного законодательства : постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 24 июня 1999 г., № 6 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
5. О профессиональном пенсионном страховании : Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2008 г., № 322-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
6. О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о социальном обеспечении : Закон Респ. Беларусь, 9 ноября 1999 г., № 320-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
7. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования : Закон Респ. Беларусь, 6 янв. 1999 г., № 230-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
8. Об исчислении стажа работы по специальности (в отрасли) преподавательского состава, работающего в вузах, основанных на частной форме собственности : решение Конституционного Суда Респ. Беларусь, 26 марта 2003 г., № П-76/2003 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
9. Об утверждении Положения о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли) : постановление Министерства труда Респ. Беларусь, 12 янв. 2000 г., № 4 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
10. Савина, И.В. Страховой стаж – на смену трудовому / И. В Савина // Отдел кадров [Электронный ресурс]. — 2013. — № 3. — Режим доступа : https://normativka.by/lib/document/30055/sid/1644b6150ef641c781c24c4d6d34f6e7. —— Дата доступа : 20.01.2016.
11. Трудовой кодекс Республики Бела̣русь : принят Па̣ла̣той предста̣вителей 8 июня 1999 г., одобр. Советом Респ. 30 июня 1998 г. : текст Кодекса̣ по состоянию на̣ 8 янв. 2015 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.