ВВЕДЕНИЕ
В наше время проблема возможностей и границ науки является предметом острых дискуссий. Многие критики науки непрестанно указывают на ограниченность научного метода, на неспособность науки решать экзистенциальные проблемы. К тому же, они обвиняют науку в неправомерных претензиях и амбициях, в том, что она стремится вмешаться во все и постоянно навязывает свои решения. В связи с этим делаются выводы о том, что наука не может занимать центральное положение в системе культуры и ее следует подвинуть на периферию общественного сознания.
Но проблема границ науки исследована недостаточно. Тот факт, что наука в самом деле многое оставляет за пределами своего рассмотрения, несомненен. Но каковы границы научного метода?
Наука – это форма познавательной деятельности человека, ее своеобразной функцией является выработка и совершенствование объективно-истинных знаний. В настоящее время наука является главной формой человеческого познания и оказывает значимое влияние на настоящие условия жизни. Ценность науки обусловлена выполняемыми ею функциями.
Каждая наука – это в некотором роде обрывок знания, а все науки – сумма обрывков. Исследователь, который стремится рассмотреть явление через призму некоторой науки, остается в неведении сути того, что является обобщением. Напротив, философия дает систему знания о мире как целом.
Наука в целом и научное познание в частности являются сегодня довольно динамичными сферами жизни общества. Данный феномен обусловлен, с одной стороны, растущими потребностями общественного производства, а с другой стороны, политикой государства. В этой связи поднимается вопрос о возможностях и границах науки. Что может и чего не может предоставить наука человеку и социуму? Диапазон ответов на этот вопрос достаточно широк – от крайнего недоверия науке до оптимизма.
ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ НАУКИ
Наиболее активно наука начала развиваться в XVI—XVII вв. В эпоху Нового от науки ожидалось решение практически всех проблем человечества. XVIII век вошел в мировую историю в качестве «века Просвещения». В числе их идей было утверждение, согласно которому все проблемы человека связаны исключительно с недостаточным количеством знаний. Они считали, что следует увеличить знания с помощью науки, просветить умы, и только тогда жизнь изменится к лучшему.
В XIX в. восторженных ожиданий стало меньше, ведь знаний накопилось немало, но жизнь не менялась к лучшему: как и раньше, в обществе царили раздор, ложь и несправедливость. На рубеже XX—XXI вв. человечество изобрело искусственный интеллект, но сейчас, как и тысячелетие назад, они ничего не могут поделать с несправедливостью в жизни. Следовательно, дело не в знаниях и прогрессе, а в чем-то другом. Теперь, через столетия, мы видим, мыслители XVII в., которые предсказывали всесилие науки, и философы-просветители XVIII в., возлагавшие на нее большие надежды по преображению человеческой жизни, попросту ошибались.
Если в XIX в. у человека лишь зародились сомнения в неограниченных возможностях науки, то в наше время стоит говорить о ее границах, которые она не сможет преодолеть.
Первая граница обусловлена объектами и методами научного познания. Наука изучает лишь что-то уже существующее и основывается на доказательствах, то есть только то, что можно подтвердить или опровергнуть. Естественно, что при этом большое количество вопросов и проблем, при этом очень обширных и важных (к примеру, откуда произошел мир или кто такой человек и в чем смысл его жизни), остается за пределами сферы ее интересов. Наука принципиально не задает эти вопросы, и не будет искать ответы на них. Если бы наука занималась такими вопросами, она не была бы наукой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научное познание действительности — это тот процесс, который принципиально не может быть завершенным, в данном смысле он безграничен. Но существуют и те вопросы, которые не входят в компетенцию науки и которые выходят за границы возможностей науки. К примеру, средствами науки нельзя обстоятельно ответить на вопросы о том, существует ли Бог, или о том, вечен ли мир.
Каждая наука – это некоторого рода обрывок знания, а все науки – сумма обрывков.
Наука не может заменить религию, философию, искусство. Наука исследует то, что есть, а не то, что должно быть согласно требованиям воли, совести, разума человека. Научное знание не может быть единственным руководством для человека.
Вне компетенции науки лежит также проблема смысла человеческого существования. Наука предоставляет средства для достижения целей, но не определяет цели. Наука увеличивает силы и возможности человечества, но она не может решить, для чего эти силы, и возникает искушение испытать новые силы – безо всякой цели, просто потому, что мы это можем. В этом заключается одна из опасностей научных знаний, которые в своем росте опережают процесс морального созревания человечества.
Этика науки – это совокупность моральных норм, которые упорядочивают поведение ученых по отношению к научному знанию (когнитивная свобода и ответственность); друг другу (коммуникационная свобода и ответственность; обществу и государству (социальная свобода и ответственность); самому себе (экзистенциальная свобода и ответственность).
Открывая перед нами большие возможности, наука одновременно очерчивает и области невозможного. Достижения науки можно использовать как во благо, так и во вред человеку и обществу.
1. Касавин И. Т. Традиции и интерпретации. Фрагменты исторической эпистемологии. СПб., 2000.
2. Марков Л.А. Границы науки. М.: ИФРАН, 2000.
3. Маркова Л.А. Конец века – конец науки? М. : Наука, 1992.
4. Сытых О.Л. Актуальные проблемы современной науки // Образование и социальное развитие региона. 2003. № 1.
5. Хорган Дж. Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки. СПб.: Амфора, 2001.
6. Черникова И.В. Современная наука и научное познание в зеркале философской рефлексии // Вестник МГУ. Сер. 7 «Философия». 2004. № 6.
7. Штанько В.И. Философия и методология науки. Харьков: ХНУРЭ, 2002.