Введение
Почтовый опрос в социологии
Заключение
Список используемых источников
Введение.
Почтовый опрос является одним из видов анкет и считается эффективным методом сбора первичной информации. В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении ответов на них по почте.
Важным преимуществом почтового опроса является простота организации. Нет необходимости в подборе, обучении, мониторинге активности большого количества профилей. Еще одна положительная черта - способность респондента выбрать наиболее удобное для него время для заполнения анкеты. Однако у почтового опроса есть свои недостатки. Основная причина - неполный возврат анкет, то есть не все респонденты заполняют анкеты и отправляют их исследователям, поэтому может случиться так, что мнения респондентов не совпадают с мнением тех, кто воздержался от участия в опросе почтой.
Почтовый опрос в социологии.
Почтовый опрос - это тип опроса, эффективный метод «заочного» сбора первичной эмпирической информации [2, с. 104]. Этот метод успешно используется как для уточнения мнений населения, так и для получения экспертных оценок.
Обязательные требования этого метода:
1. тщательная, многомерная и многоразовая анкета по высшему пилотажу проекта;
2. подробные инструкции по его заполнению;
3. шифровать конверты;
4. вложение в почту пустого конверта для возврата анкеты;
5. напоминание респондентам о необходимости возврата анкеты (телефон, почта и другие средства).
Важным преимуществом почтового опроса является простота организации. Нет необходимости в подборе, обучении, контроле за деятельностью интервьюеров. Имея известный опыт, подготовка и распространение всей документации для почтового опроса 2000–3000 человек могут выполняться двумя сотрудниками в течение 7–10 дней, что значительно сокращает материальные затраты на исследования, обеспечивая, таким образом, низкие затраты на информацию. Преимущества метода включают в себя тот факт, что он позволяет одновременно проводить интервью с людьми, живущими на большой территории, в том числе в труднодоступных местах. Кроме того, из-за отсутствия контакта между респондентом (экспертом) и вопросником (интервьюером) здесь исключается психологический барьер, который иногда возникает во время индивидуального опроса. Респондент также не находится «под давлением» - возможно, он не спешит, уточните некоторые детали для ответа на вопросник [1, с. 91].
Заключение.
Многие проблемы такого рода снимаются благодаря проведению пилотажного исследования, выявляющего возможные недостатки почтового опроса и способы их коррекции.
К достоинствам метода относится также то, что он позволяет одновременно провести опрос на большой территории, в том числе в труднодоступных районах. В ряду положительных черт — несомненная дешевизна почтового опроса.
К числу недостатков относят низкий возврат анкет и получение ответов не от тех респондентов, которым была выслана анкета. Другой недостаток — невозможность своевременного получения информации. Обычный возврат составляет 20—25%, но и ему ученые рады. Однако это значит, что тщательно составленная выборка становится нерепрезентативной для целевых групп населения. В их число попадают не обычные граждане, а сильно заинтересованные в решении затронутой проблемы, те, кто имеет на этот счет твердое мнение, кто нашел время и труд заполнить и вернуть анкету либо кому вообще делать нечего.
1. Горшков, М.К. Прикладная социология: методология и методы / М.К. Горшков - Москва: Альфа-М, 2009. – 251 с.
2. Добреньков В.И. Методы социологического исследования / В.И. Добреньков. – Москва: ИНФРА-М, 2008. – 399 с.
3. Просветов, Г.И. Социологические исследования / Г.И. Просветов. - Москва: Альфа-Пресс, 2009. – 515 с.
4. Пузиков, В.Г. Прикладная социология / В.Г. Пузиков. - Омск: ОмГА, 2010. – 188 с.