Введение
Финансовые инвестиции играют ключевую роль как на макро, так и на микроуровне. По сути, они определяют будущее всей страны, отдельного хозяйствующего субъекта и движущую силу экономического развития. Привлечение иностранных инвестиций в экономику и развитие Республики способствует увеличению производственного потенциала ее экономики и служит важным инструментом для передачи профессиональных и управленческих навыков из-за рубежа.
В настоящее время белорусская экономика переживает глубокий кризис, который затрагивает все сферы жизни Беларуси, особенно социальную, что, в свою очередь, вызывает социальную напряженность. Дефицит бюджета не позволяет правительству самостоятельно решать кризис, поэтому необходимо выделять внебюджетные ресурсы. Инвестиции необходимы, чтобы помочь стране преодолеть экономический кризис. Инвестиции направлены на увеличение и развитие производства, повышение пропускной способности и технологического уровня. В целом частные инвестиции в первую очередь выгодны, хотя мы имеем дело с несбалансированной экономикой, с неоднозначной политической ситуацией и несовершенным законодательством, но это не может быть прибыльным, поэтому долгосрочные стратегические инвестиции в белорусскую экономику невозможны, а затем снова невозможно добиться роста производства, то есть восстановления экономики.
Результаты реализации инвестиционной политики в финансовом направлении будут оцениваться в зависимости от размера инвестиционных ресурсов, связанных с экономическим развитием.
Актуальность исследования заключается в том, что финансовые инвестиции в Республике Беларусь – это очень важный процесс. Поэтому очень важно изучить и проанализировать инвестиционный процесс в стране, чтобы определить эффективность государственной инвестиционной политики.
Объект исследования – финансовые инвестиции в Республике Беларусь.
Предметом исследования является государственное регулирование финансовых инвестиций.
При написании эссе использовались следующие методы исследования: статистический, сравнительный анализ и др.
При подготовке сурса была использована научная литература по инвестициям, статьи, а также интернет-ресурсы и цитаты главы государства, которые содержат информацию об финансовых инвестициях.
1 Теоретические аспекты финансовых инвестиций
Слово «финансовые инвестиции» происходит от латинского «financial invest», что означает «финансовые инвестиционные вложения». При этом прироста капитала должно быть достаточно, чтобы компенсировать отказ инвестора от использования имеющихся средств для потребления в текущем периоде, вознаградить его за риск и компенсировать потери от инфляции в предстоящем периоде [2, c. 2-3].
Финансовые инвестиции обычно понимаются как процесс вложения средств в любой форме для получения дохода или любого вида дохода. Иногда инвестиции интерпретируются как акт отказа от потребления товаров сегодня, чтобы лучше удовлетворить будущие потребности. Другое определение капитальных вложений интерпретирует инвестиции как акт обмена для удовлетворения сегодняшних потребностей в соответствии с будущими ожиданиями[3, c. 42-48].
Описывая экономическую сущность финансовых инвестиций, следует отметить, что этот термин трактуется по-разному. В современной западной литературе можно найти различные трактовки понятия: «финансовые инвестиции – увеличение объема функционирования капитала в экономической системе, т. е. предлагаемого количества создаваемых людьми производственных средств».
«Финансовые инвестиции – накопление производственных затрат и производственных средств, а также увеличение материальных запасов». Эта интерпретация относится к финансовым инвестициям, которые достигаются в макроэкономическом смысле»... Характеризует общее увеличение уставного капитала» [6, c. 5-9]. У этого понятия есть и другие определения, которые, на наш взгляд, лучше отражают суть инвестиций инвестора. Например: «финансовое инвестирование – вложение средств для извлечения дохода или прибыли; право собственности на получение дохода или прибыли, что является своеобразной экономической выгодой» [1, с. 19] Кроме того, ключевой особенностью финансовых вложений выступает то, что они могут быть представлены только в форме денежных средств.
Таким образом, объектами финансовых вложений выступают ценные бумаги, денежные документы (акции, облигации), вклады целевого денежного назначения.
В качестве субъектов финансового инвестирования выступают следующие: заказчики и подрядчики, поставщики, юридические лица.
В целом, состояние финансовых инвестиций представлено инвестиционным климатом, который имеется на рынке в текущий момент.
Инвестиционный климат-это среда, в которой происходит инвестиционный процесс. Он формируется перед воздействием законодательных, нормативных, общественно-политических, организационных, финансовых и других факторов, характерных для условий инвестиционной деятельности конкретной страны, региона, города.
2 Анализ финансовых инвестиций в Республике Беларусь за 2014-2018 гг.
В Республике Беларусь действуют свободные экономические зоны. Организация государственной поддержки реализации, которая зарегистрирована в качестве основного резидента свободной экономической зоны, осуществляет свободную продажу товаров на внутреннем рынке, выполняет работы и предоставляет экспортные услуги в виде списка, представленного в форме.
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко заявил: «Мы больше ничего не будем делать, чтобы сделать Беларусь более привлекательной для иностранных инвесторов. Мы создали идеальные условия для инвесторов. Главное-спокойствие, стабильность в стране, возможность вкладывать деньги и вести бизнес» [8].
Чтобы привлечь иностранные инвестиции в пищевую отрасль, Лукашенко высказался крайне негативно: «иностранные инвестиции в пищевую отрасль нам ни в коем случае не нужны. Необходимо наладить нормальное функционирование перерабатывающих предприятий».
Кроме того, Лукашенко считает важным привлекать не только иностранные, но и внутренние инвестиции: «На самом деле иностранные инвестиции хороши. Но не забывайте, что прибыль не наша. Они инвестируют, используют нашу землю, ресурсы, особенно рабочую силу, здесь платят за наши вещи и получают всю прибыль. Мы не остановим его».
«Сегодня у нас больше внутренних инвестиций(много роста и динамики), наши бизнесмены, предприниматели, госпредприятия, бюджетные инвестиции», – сказал Лукашенко. «Поэтому мы не будем класть пепел на голову и спешить раздавать все иностранцам».
Как отметил Александр Лукашенко, инвестиции – это модернизация и строительство. «Честно говоря, нам трудно поглощать текущие внутренние и внешние инвестиции. У нас не хватает строителей или других специалистов, чтобы все это сделать», – сказал белорусский лидер, отметив, что иностранные компании также должны быть привлечены для развития дополнительных иностранных инвестиций.
«Но я еще раз подчеркиваю: я выступаю за наших граждан, у которых есть деньги и инвестиции в наш бизнес, и правительство в первую очередь. Тогда они были иностранцами», – сказал Лукашенко. – Когда приходит иностранец, он выбирает изюм, лучший пирог. Поэтому мы очень осторожны с этим подходом и не слишком переживаем за это».
Александр Лукашенко еще раз отметил, что основной акцент сделан на модернизации. «В этом и следующем году мы представим 7-8 деревообрабатывающих предприятий. Они будут производить продукцию, которая пользуется большим спросом в мире. Мы делаем это за счет внутренних инвестиций, но это огромный проект, связанный с местным сырьем, и у нас достаточно таких производств», – сказал президент [1].
3 Пути привлечения финансовых инвестиций в Республику Беларусь
Республика Беларусь является страной со смешанной экономикой, которая предпринимает попытки интегрирования в мировую экономическую систему на уровне регионального и глобального направления.
Уровень открытости национальной экономики Республики Беларусь отражает участие страны в режиме конкуренции международного темпа. Это, в свою очередь, требует постоянной модернизации производства национального направления, а также внедрения технологий передового качества. Следовательно, привлечение финансовых инвестиций из источников внешнего направления является наиболее эффективным способом развития предприятия любого направления.
Проведение анализа финансовых инвестиций в экономику Республики Беларусь за 2014-2018 гг. позволило установить, что основная доля инвестиций в основной капитал Республики Беларусь по отраслям в 2018 году составила 38,13%,а в недвижимость-22,37%. Инвестиции в сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство примерно равны-11,23%, в транспортную, складскую, Почтовую и курьерскую деятельность-9,72% в 2018 году. В целом, было установлено следующее: чем выше объем финансовых вложений в Республике Беларусь, тем выше уровень финансовых сбережений в Республике Беларусь [5, c. 168].
При привлечении финансовых инвестиций иностранного назначения оказывается положительное влияние на динамику экономико-финансовой деятельности предприятий всех форм хозяйствования Республики Беларусь. Однако, иностранные предприятия, в целом и в дальнейшем, не демонстрирует конкурентоспособности на рынках внешнего вида. Таким образом, об абсолютном положительном влиянии финансовых инвестиций.
Данные Национального статистического комитета Республики Беларусь демонстрируют, что привлечение финансовых инвестиций в экономический процесс обуславливает активное стимулирование притока финансовых инвестиций в экономику Республики Беларусь [11].
Правительством Республики Беларусь предпринимаются следующие меры по улучшению финансового инвестиционного климата:
- Закон Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве» от 30.12.2015 г. № 345-З. Этот закон был принят с целью стимулирования развития частного предпринимательства в Беларуси. Иными словами, он предусматривает взаимовыгодное сотрудничество между государством (то есть национальным партнером) и белорусским частным бизнесом (частным партнером). В то же время развитие частного бизнеса стимулирует инвестиции в экономику как отечественных, так и зарубежных инвесторов. Таким образом, при осуществлении государственно-частного партнерства представители частного бизнеса берут на себя все обязательства по проектированию, строительству и (или) реконструкции, восстановлению, ремонту, модернизации, обслуживанию и (или) эксплуатации необходимой инфраструктуры полностью или частично. Проекты такого партнерства, как правило, реализуются в инженерной, производственной, социальной и транспортной инфраструктуре в определенных секторах (например, здравоохранение, социальные услуги, энергетика и др.). Государственное предприятие Республики Беларусь.
Заключение
Сурс на тему «Финансовые инвестиции» выполнено на материалах исследования учёных-экономистов, которые практикуются на исследованиях области финансовых инвестиций, а также практических данных Национального статистического комитета Республики Беларусь.
Финансовые инвестиции обычно представляют собой процесс инвестирования средств в любой форме для получения дохода или любого вида дохода. Иногда инвестиции интерпретируются как действия, которые сегодня не потребляют товары, чтобы лучше удовлетворять будущие потребности. Другое определение капитальных вложений интерпретирует инвестиции как акт обмена, который удовлетворяет сегодняшние потребности в соответствии с будущими ожиданиями.
Изучение сущности финансовых вложений позволило установить, что в зависимости от форм собственности на капитал, используемых инвесторами, инвестиции делятся на частные, государственные, иностранные и совместные. Частные инвестиции-это капитальные вложения физических и юридических лиц негосударственной собственности. Государственные инвестиции включают капитальные вложения центральных, местных и исполнительных органов за счет бюджетных, внебюджетных и заемных средств, а также государственных предприятий за счет собственных и заемных средств. Иностранные инвестиции-капитальные вложения нерезидентов (как юридических, так и физических лиц) в объекты и финансовые инструменты другой страны. Совместные инвестиции осуществляются как государственными, так и иностранными организациями.
На основе анализа динамики финансовых вложений в реальный сектор экономики Республики Беларусь в 2014-2018 гг. Установлено, что объем иностранных инвестиций в реальный сектор Республики Беларусь в 2018 году составил 10 842 млн долларов США, или 4 242. 40 миллионов долларов 10 842,00-15 084 на 40 меньше, чем в 2014 году. Таким образом, рост составил 71,88%.
По видам инвестиций произошли следующие изменения: прямые инвестиции снизились с $ 10168 млн. до $ 85.37.10 млн. При росте на 83.95%; портфельные инвестиции снизились с $ 1060 млн. до $ 390 млн. При росте на 36.79%; прочие инвестиции в 2014 году составили $ 4904. 90 миллионов долларов США в 2018 году снизились до 2603 долларов США. 90 миллионов долларов.
Инвестиции в основной капитал в Республике Беларусь в основном покрываются за счет собственных средств организации, в частности 45,70% в 2018 году. Кроме того, в 2018 году значительная часть инвестиций из госбюджета-14,84%. Почти такая же доля инвестиций в Республике Беларусь принадлежит населению-13,34% в 2018 году и банковскому кредитованию-2,11% в 2018 году. Доля инвестиций, полученных из местных бюджетов, незначительна-9,54% и других источников в 2018 году, 8,14%, средства, заимствованные из других организаций в 2018 году, 11,19%. Следует отметить, что доля иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь в 2018 году была незначительной и составила 5,13%.
1 Александр Лукашенко против иностранных инвестиций в пищепром Беларуси. – Режим доступа: http://afn.by/news/i/32037б
2 Блазнина, А. Роль иностранных инвестиций в экономике Республики Беларусь / А. Блазнина, В. Лабейко // Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2017. – № 17. – С. 2-3.
3 Боган, С. А. Совершенствование инвестиционного климата для привлечения прямых иностранных инвестиций / С.А. Боган // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2018. – № 6. – С. 42-48.
4 Боровко, М. В. Как повысить приток иностранных инвестиций? / Марина Боровко // Финансы, учет, аудит. – 2017. – № 3. – С. 29-31.
5 Инвестиции и строительство. Статистический сборник. – Минск: Белстат, 2018. – 168 с.
6 Копелев, А. И. Реимпорт инвестиций / А. Копелев // Валютное регулирование и ВЭД. – 2017. – № 8. –С. 5-9.
7 Корзик, П. М. Отраслевые эффекты притока прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь / П.М. Корзик // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2017. – № 6. – С. 14-22.
8 Лукашенко: необходимо привлекать внутренние инвестиции, а также финансы «порядочных россиян». – Режим доступа: https://people.onliner.by/2012/09/01/investicii-3.
9 Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы. Пятое Всебелорусское народное собрание. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://shod. belta.by/ programma.
10 Официальный сайт Национального агентства инвестиций и приватизации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. investinbelarus.by/ru.
11 Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.