Введение
1 Содержание и сущность культуры
2 Социология культуры: история возникновения и предмет
3 Структура и принципы культуры
4 Функции и формы культуры
Заключение
Список использованных источников
Введение
Мир культуры настолько сложен и разнообразен, что каждая наука-философия, история, история искусства, этнография, культурология, социология - находит свою конкретную объективную «нишу» в изучении этого явления. Социология в первую очередь интересуется ролью культуры в функционировании и развитии общества. Культура чувствительна ко всем изменениям, происходящим в обществе, и сама оказывает на нее определенное влияние, формируя и определяя многие социальные процессы, в том числе процессы формирования групп и социальной мобильности. Понятие «культура» имеет довольно долгую историю.
Это происходит от латинского слова, означающего культивирование (земля), изощренность, образование. Одним из первых исследователей, использовавших понятие «культура» в более широком смысле, был немецкий адвокат 12-го века. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура - это совокупность того, что создается деятельностью социального человека и существует благодаря личности и социальной жизни. Однако, несмотря на это раннее упоминание, вплоть до XVII в. термин «культура» означал противоположность естественному состоянию, то есть природе. Его содержание было постепенным переходом от «совершенствования чего-либо» к «совершенствованию» в целом, от «обучения ума» к «обучению» в более широком смысле. Значительное внимание было уделено проблеме культуры идеологом немецкого Просвещения XVIII века И.Г. Гердером.
1 Содержание и сущность культуры
Культура, очевидно, выступает как качественная сторона любой деятельности, как способ мышления и поведения. Более того, он представляет определенные ценности, как материальные, так и духовные. В реальной жизни они сочетаются, но есть различия. Материальная культура, как правило, объективна, ощутима. Духовные ценности могут проявляться не только в объективной материальной оболочке, но и в акте творческой деятельности. Компоненты материальной культуры имеют четкое ценностное выражение. Этого нельзя сказать о духовной культуре: многие ее объекты бесценны, уникальны. Некоторые ученые отождествляют культуру со всей социальной сферой, другие - с духовной жизнью, другие представляют ее как комбинацию материальных и духовных ценностей и т. д. Однако, кажется, что содержание этой категории не может быть ограничено какой-либо одной областью жизни (материальный или духовный), одна ценностная характеристика (эстетическая, моральная или политическая), одна форма деятельности (познавательная, образовательная, организационная и т. д.). Специфика культуры заключается в том, что она, представляя общеизвестные ценности, одновременно характеризует различные явления общественной жизни. Каждый этап общества отличается определенной культурно-исторической спецификой. Существует много таких различий: количество накопленных культурных объектов и методов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений, взаимосвязь между различными видами культурной деятельности, культурными объектами и человеческой культурой, духом культуры, который является под влиянием системы принципов, норм и правил общественной жизни [1].
Современная культура представляет собой сложную систему материального производства, научную, духовную, социальную составляющие. Культура – это социальное явление, и в этом смысле оно противоположно природе (природе).
Можно сказать, что культура – это специфический, генетически не наследуемый набор инструментов, методов, форм, образцов и руководящих принципов для взаимодействия людей с окружающей средой, которую они развивают в совместной жизни, для поддержания определенных структур деятельности и общения.
В культуре зафиксировано следующее: общее различие между человеческой жизнью и биологическими формами жизни; качественная идентичность форм жизни в рамках отдельных эпох, стран, классов, национальных, демографических сообществ людей; особенности поведения, сознания, активности людей в определенных сферах жизни.
2 Социология культуры: история возникновения и предмет
Понимание культуры как социального феномена дает право и возможность вычленять в обширном мире социологической науки особое направление – социологию культуры. Социология культуры как специфическая отрасль общей социологии возникла как в ФРГ и Франции в 70-е г.г. ХХ века. Она опиралась на методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии.
Социология культуры возникла как реакция на общеизвестные ограничения позитивистской социологии, которая не могла справиться с анализом сложных социальных процессов, в том числе процессов в области духовной жизни, науки, искусства, религии, идеологии. Разработчики социологии культуры видели свою задачу в том, чтобы сравнивать и связывать семантические конструкции с определенными социальными условиями и определять их собственную динамику. Социология культуры стремится к социологическому раскрытию исторического и культурного материала, накопленного родственными культурными дисциплинами, с целью изучения влияния идей на социальную структуру общества, социальные институты, общественные движения, скорость и характер социокультурного развития. Социология культуры ориентирована не столько на фиксацию и описание различных культурных явлений, сколько на изучение генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм. Что можно считать предметом социологии культуры? Вероятно, сама культура как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение объектов, идей, ценностных идей, с помощью которых достигается взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Культура как «вторая натура» порождается материальными потребностями людей, их интеллектуальными, моральными, эстетическими и другими потребностями, практическими интересами различных социальных сообществ, групп и отдельных лиц.
Социология культуры активно изучает тенденции культурного развития общества. Выявлено влияние научно-технического прогресса на культурные процессы, исследованы социокультурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на общественное настроение. Социология культуры фиксирует изменения в национальных, духовных, семейных и бытовых отношениях, вызванные распространением образования, динамикой числа учреждений культуры и т. д.
3 Структура и принципы культуры
Нет единства среди исследователей в вопросе понимания структуры, основных элементов культуры.
Итак, в американской социологической школе культура структурирована следующим образом [2]:
1) Концепции и ощущения, которые в основном содержатся в языке и помогают людям организовать и организовать свой опыт для ориентации в окружающем их мире. Язык является основным средством передачи культуры, обладает высокой приспособляемостью к потребностям человека.
2) Отношения. Культура не только отвечает на вопрос «что есть», т.е. описывает с помощью концепций, из чего состоит мир, но и указывает на связь друг с другом в пространстве и времени различных явлений, может ответить на вопрос «что может быть» как результат взаимодействия компонентов социального организма.
3) Ценности – убеждения, разделяемые большинством в отношении преследуемых целей. Ценности могут быть разными в разные исторические времена и в разных социальных системах. Они дают критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре.
4) Нормы – это правила, определяющие, как должен вести себя человек, чтобы «вписаться» в ценности культуры своего общества. Нормы, стандарты, правила поведения основаны на ценностях. Ряд современных отечественных исследователей видят в структуре культуры, помимо отмеченных ранее, другие элементы.
В русской традиции поставлена наука в центр культурного развития. К. Тимирязев в своей книге «Наука и демократия» подчеркнул: «Как ученый, я считаю науку главным фактором культуры или просто просвещением и воспитанием людей, и это свободная наука. Наука помогает создавать материальные ценности общества, служит основой для формирования мировоззрения человека. Ее роль также полезна в создании особого духовного климата в обществе. Наука – это систематическое знание. Но знание особенно ценно, когда оно растворяется в убеждениях – духовном состоянии, которое связывает разум, чувства и волю. Такое знание выступает как ценностная ориентация, социальная среда, норма, принцип поведения, прямой мотив действия. Активным элементом культуры является искусство, которое является художественным обобщением процессов, происходящих в обществе; сила, организующая эмоциональную деятельность человека. Искусство – это образ мира и человека, сформированный в сознании художника и выраженный им в звуках, цветах, формах. Искусство – это средство общения между людьми, источник знаний о мире, своего рода закодированная информация об эпохах и странах, способ самовыражения и самосознания человечества через личность художника. Искусство многофункционально, оно пронизывает любую творческую деятельность, помогает научно-техническому творчеству. Принцип взаимодействия и взаимопроникновения культурных элементов отмечен многими его видными представителями.
4 Функции и формы культуры
Культура выполняет разнообразные и ответственные социальные функции. Прежде всего, по словам Смелзера, он структурирует общественную жизнь, то есть делает то же самое, что генетически запрограммированное поведение в животной жизни. Выученное поведение, общее для всей группы людей и передаваемое из поколения в поколение, является культурой. Сам этот процесс называется социализацией. По своей сути ценности, убеждения, нормы, идеалы становятся частью личности и формируют ее поведение.
Духовно-нравственная функция культуры тесно связана с социализацией. Оно раскрывает, систематизирует, апеллирует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передает в обществе вечные ценности – добро, красоту, правду. Ценности существуют как целостная система. Множество ценностей, общепринятых в определенной социальной группе, стране, выражающей особое видение социальной реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим типом ценностей являются моральные ценности, которые являются предпочтительными вариантами отношений между людьми, их отношениями друг с другом и обществом.
Культура также имеет коммуникативную функцию, которая позволяет консолидировать отношения между человеком и обществом, видеть связь между временем, устанавливать отношения между прогрессивными традициями, устанавливать взаимное влияние (обмен) и выбирать наиболее необходимое и подходящее для воспроизводства. Также можно назвать такие аспекты цели культуры как инструмент развития социальной активности и гражданственности. Трудность в понимании феномена культуры заключается в том, что в любой культуре существуют разные слои, ветви, секции. В науке их называют субкультурами. Это автономная единица в рамках доминирующей культуры со своими ценностями, нормами, институтами, определенным образом жизни и мышления. Социальной основой формирования субкультуры могут быть возрастные группы (молодежная субкультура), крупные неформальные группы (хиппи, панки и т. д.), Территориальные общины (городские жители, сельские жители, малые города), религиозные группы (православные). Евреи, протестанты, католики), национально-этнические образования (англосаксы, славяне, монголоиды) и т. Д. Носители субкультуры, как правило, не отрицают культуру в целом, но тем не менее существенно отличаются от нее. Активное развитие СМИ в ХХ веке привело к появлению новых культурных форм. Среди них так называемая популярная культура была особенно распространена. Он возник с появлением общества массового производства и массового потребления.
В западной социологии этот термин в первую очередь означает «коммерческая культура». Довольно часто считается, что популярная культура является демократической, потому что она адресована и доступна для всех людей. Массовая культура часто выступает против так называемой элитарной культуры. Он ориентирован на более узкий круг потребителей. В конечном счете, элитарная культура призвана поднять уровень массы, поэтому их нельзя считать антагонистическими [2].
В последнее время, по мнению современных философов, появилась еще одна новая форма культуры – экранная (виртуальная), связанная с компьютерной революцией, основанная на синтезе компьютера с видеооборудованием.
Социологи отмечают, что культура очень динамична. Итак, во второй половине ХХ в. в культуре произошли существенные изменения: средства массовой информации получили огромное развитие, возник промышленно-коммерческий тип производства стандартизированных духовных товаров, возросли расходы на отдых и развлечения, культура стала отраслью рыночной экономики.
Заключение
Социология культуры изучает все виды трансформирующей деятельности человека, социальных сообществ и общества в целом, а также результаты этой деятельности. Целенаправленная творческая деятельность сама формирует человека как субъект исторического творчества. Его человеческие качества являются результатом знания языка, ознакомления с ценностями, созданными в обществе, накопленными традициями, усвоения опыта, навыков и методов деятельности, присущих этой культуре.