6. Психологическая характеристика внимания.
29. Морально-психологический климат в коллективе.
35. Этикет как высшее проявление нравственной культуры в профессиональной деятельности.
55. Ваш руководитель отличается деловитостью, ровным настроением вдумчивостью, проявляет основательность. Часто удивляет подчиненных своей невозмутимостью. Никакая неудача не способна его вывести из себя. Умеет ждать. Нередко долго колеблется, принимая решения. Определите тип темперамента и укажите недостатки.
6. Психологическая характеристика внимания.
Внимание – избирательная фокусировка восприятия на конкретном объекте, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных.
Функции внимания:
1.Выбор значительного, релевантного воздействия и игнорирование других.
2. Поддержание деятельности в течение длительного периода времени.
3. Регулирование и контроль за ходом деятельности.
Виды внимания. Существует несколько типов внимания: непроизвольное, произвольное (волевое) и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание – это концентрация сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя.
То есть непроизвольное внимание возникает и сохраняется независимо от сознательных намерений и целей человека. Оно возникает без каких-либо усилий со стороны человека, невольно.
Причины возникновения непроизвольного внимания:
1. Внешние причины (из-за качества раздражающего вещества):
– Появление ранее отсутствующего раздражителя.
– Изменение физических свойств активных раздражителей.
– Ослабление или прекращение действия раздражающего вещества.
– Перемещение раздражителей в пространстве.
– Появление нового, необычного раздражителя.
– Сильные раздражители (громкие звуки, яркий свет, резкий запах).
– Контраст.
29. Морально-психологический климат в коллективе.
Психологический климат – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических состояний, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
Психологический климат чаще всего определяется как целостное состояние группы (коллектива), относительно стабильное и характерное для нее эмоциональное настроение, отражающее реальную ситуацию трудовой деятельности (характер, условия, организация труда) и характер межличностных отношений.
Морально-психологический климат определяет систему отношений членов команды друг к другу, к работе, к окружающим событиям и к организации в целом на основе индивидуальных, личностных ценностей и ориентаций. Понятие «ценностные ориентации», широко используемое в социальной психологии, выражает положительное или отрицательное значение для человека различных субъектов и явлений окружающей действительности. Ценностные ориентации – это внутренняя основа взаимоотношений человека с различными ценностями материального, морального, политического и духовного порядка.
На формирование морально-психологического климата влияет целый ряд различных факторов. Все они разделены на микроэкологические и макроэкологические факторы.
Макросреда – это «фоновая» среда организации, факторы глобального порядка, которые влияют на команду и на которые сама команда может влиять только косвенно.
Микроэкологические факторы – это непосредственное окружение команды, т.е. субъекты, с которыми команда так или иначе взаимодействует и оказывает взаимное влияние друг на друга.
35. Этикет как высшее проявление нравственной культуры в профессиональной деятельности.
История развития делового этикета и его трансформации с течением времени можно проследить по памятникам литературы и культуры. Знание истории делового этикета важно и для нашего времени, так как многие современные правила поведения берут свое начало в далеком прошлом и зачастую изначально имели совершенно иной смысл. Некоторые нормы этикета прошлого изменились почти до неузнаваемости, другие просто исчезли с теми условиями, которые их породили, но так или иначе, все принятые ритуалы поведения повлияли на развитие западноевропейской культуры.
Большая часть правил этикета пришла из прошлого, и даже из древнего мира. Бесполезные и незначительные правила были забыты по мере исторического развития, для потомков сохранились только самые рациональные и проверенные временем.
С древних времен летописцы, философы, писатели и поэты давали многочисленные рекомендации по поведению человека за столом. В Древнем Египте в III тысячелетии до н.э. одной из популярных рукописей был сборник добрых советов «Учение Кохмнии».
Сборник в виде отцовских рекомендаций сыновьям объяснял необходимость практического обучения молодежи правилам приличия и образцового поведения в обществе. Уже тогда египтяне считали необходимым использовать столовые приборы, а также умение красиво, тихо питаться. Такое поведение рассматривалось как большое достоинство и необходимая составляющая культуры.
55. Ваш руководитель отличается деловитостью, ровным настроением вдумчивостью, проявляет основательность. Часто удивляет подчиненных своей невозмутимостью. Никакая неудача не способна его вывести из себя. Умеет ждать. Нередко долго колеблется, принимая решения.
• Определите тип темперамента и укажите недостатки.
Теперь все знают, что «чистые» темпераменты – редкость. Как правило, люди имеют смешанные психотипы, но ведущий темперамент заметно выделяется в каждом человеке. Важно помнить: нет никаких «хороших» или «плохих» темпераментов. Каждый человек – уникальная личность, единственная во Вселенной. У каждого человека есть сильные стороны и преимущества, а также качества, которые делают его уязвимым.
Как распознать тип человеческого темперамента? Температура проявляется у человека в характеристиках скорости (темп), интенсивности, выносливости, чувствительности и степени открытости умственных (внутренних) и сенсомоторных (поведенческих или внешних) действий.
Скорость (темп) человека можно увидеть, потому что как быстро он говорит, реагирует на собеседника, запоминает, воспринимает информацию, получает впечатления, думает и принимает решения. Скорость проявляется в походке и движениях человека. Есть люди быстрые, быстрые, есть медленные, «медленные». Между ними – «средние» по скорости.
Выносливость также относится к свойствам человеческого темперамента. Некоторые из нас – «пахарь», нуждаются в коротком отдыхе и могут работать двадцать пять часов без перерыва. Но есть люди, которые "выдыхают" достаточно быстро и нуждаются в регулярном и длительном отдыхе.
1. Афанасьева, О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: Учебное пособие / О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко. – М.: Академия, Мастерство, 2017. – 224 с.
2. Бачинин, В.А. Этика: Энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2016. – 288 с.
3. Боголюбов, С.А. Этические и правовые вопросы предпринимательства: Практическое пособие / С.А. Боголюбов, Г.М. Волков, Б.А. Геренрот. – М.: Норма, 2018. – 240 с.
4. Голубева, Г.А. Этика: Учебник / Г.А. Голубева. – М.: Экзамен, 2007. – 320 с.
5. Гравицкий, А. Основы деловой этики / А. Гравицкий. – СПб.: Феникс, Северо-Запад, 2017. – 190 с.
6. Губин, В.Д. Основы этики: Учебное пособие / В.Д. Губин, Е.Н. Некрасова. – М.: Форум, Инфра-М, 2018. – 224 с.
7. Гусейнов, А.А. Античная этика / А.А. Гусейнов. – М.: Гардарики, 2016. – 270 с.
8. Зеленкова, И.Л. Этика: Учебное пособие / И.Л. Зеленкова. – М.: ТетраСистемс, 2018. – 144 с.
9. Золотухина-Аболина, Е.В. Современная этика: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / Е.В. Золотухина-Аболина. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2016. – 416 с.
10. Егоршин, А.П.Этика деловых отношений: Учебное пособие / А.П. Егоршин, В.П. Распопов, Н.В. Шашкова. – М.: НИМБ, 2016. – 416 с.
11. Канке, В.А. Современная этика: Учебник. 2-е изд., стереотип. / В.А. Канке. – М.: Омега-Л, 2018. – 400 с.