Введение
1. Понятие цели в организационном консультировании, классификация целей и порядок их установления
2. Понятие «план» и «планирование», виды планирования в организационном консультировании
3. Последовательность этапов планирования мероприятий по достижению цели
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Организационное консультирование представляет собой раздел организационной психологии, разрабатывающий методологию оказания практической помощи организациям и их руководителям для оптимизации процессов в организации и повышения эффективности их деятельности. Организационное консультирование является необходимым для анализа организационной структуры и усовершенствования системы управления персоналом. Организационное консультирование развитие обеспечивает развитие предприятий и их трансформацию. Основной целью организационного консультирования является повышение эффективности деятельности компании в целом, увеличение производительности труда отдельных работников, улучшение качества руководящей работы. Следовательно, это профессиональное консультирование в отношении процесса, содержания, структуры, постановки и решения задач по проблемам повышения эффективности деятельности организации, управленческой работы, работы персонала, включая определение и оценивание проблем и возможностей, составление рекомендаций соответствующих мер и помощь в их практической реализации.
Организационное консультирование представляет собой строго структурированный, поэтапный процесс, который состоит из ряда этапов: установление первоначального контакта и знакомство, составление контракта и формирование отношений оказания помощи, выявление проблем путем диагностики, постановка целей и планирование мероприятий по их достижению, осуществление мероприятий и обратная связь, завершение контракта [2].
1. ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ, КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕЙ И ПОРЯДОК ИХ УСТАНОВЛЕНИЯ
Цель – в наиболее общем виде определяется как мысленная модель предвосхищаемого результата, идеальный образ будущего, на достижение которого направлены действия [5, с. 66].
Применительно к организационному консультированию, цель организационного консультирования представляет собой конкретное состояние определенных характеристик организации, на достижение которых направлен запрос клиента-организации и достижение которых является желательным [4, с. 113].
Цели организационного консультирования формируются после анализа миссии организации, то есть миссия, с одной стороны, предоставляет возможность установления необходимых целей консультирования, чтобы деятельность предприятия совпадала с его миссией, а с другой стороны как бы «отсекает» часть возможных целей. Установление целей консультирования переводит направление развития компании стратегическое видение и в конкретные задачи, которые связаны с производством и результатами деятельности организации. Цели консультирования представляют собой конкретные обязательства добиться определенных результатов в четко установленное время [7].
Предваряет постановку цели определение миссии организации. Разработка миссии является стартовой точкой любого консультативного процесса, так как определение миссии нужно для того, чтобы выявить, в чем заключается ведущая задача предприятия и какая деятельность предприятия подчинена ее решению.
Миссия нужна для решения следующих основных задач при постановке целей в организационном консультировании:
- представить в явном виде тот аспект, для которого существует компания, определить и обеспечить непротиворечивость ее целей;
- проанализировать, какими аспектами компания отличается от других компаний, действующих на том же рынке;
- сформировать критерий для оценки целесообразности выполнения всех действий, осуществляемых в компании;
- совместить интересы всех лиц, которые связаны с организацией (руководство, персонал, клиентов);
- способствовать формированию корпоративного духа, в том числе расширить смысл и содержание деятельности для сотрудников.
Миссия не изменяется обычно на протяжении всего цикла жизнедеятельности организации. Формирование миссии позволяет определить, зачем существует конкретная организация.
2. ПОНЯТИЕ «ПЛАН» И «ПЛАНИРОВАНИЕ», ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Планирование мероприятий по достижению целей включает выработку одного или нескольких решений диагностированной проблемы, выбор одного из альтернативных вариантов решений, представление предложений клиенту и подготовку к осуществлению решения, принятого клиентом. Основы для эффективного планирования действий закладываются высококвалифицированной диагностической работой, т. е. детальным, точным и всесторонним анализом проблемы и ее причин, а также факторов и сил, влияющих на процесс перестройки в организации-клиенте. Цель данного этапа – выработать что-то новое. Следует отметить, что не для каждой проблемы нужны совершенно новые подходы. Часто просто нет необходимости вырабатывать новые решения, так как они были уже выработаны ранее: достаточно обнаружить их и перенести на новую почву. Однако даже для такого переноса нужны воображение и творческие способности [3, с. 34].
Планирование необходимо для предвидения будущей ситуации и для эффективного достижения цели. Процесс планирования связан с анализом и принятием решений и требует времени и умственных усилий.
Планирование имеет разработанные методики, использует научный подход, совершенствует и применяет новые методики и улучшения, поэтому планирование – это наука.
В связи с тем, что специалисты применяют разные методы, формы, виды и элементы планирования в зависимости от конкретной ситуации, своих знаний, личных качеств, стиля и подхода, планирование – это искусство.
Планирование как вид деятельности – это процесс выработки действий по достижению цели.
Выполнение функции планирования позволяет получить ответы на вопросы: где мы находимся в настоящее время; куда хотим двигаться; как мы собираемся это сделать.
Суть ответа на первый вопрос заключается в определении реальных возможностей организации в сфере ее основной деятельности на основе анализа ее сильных и слабых сторон в основных функциональных областях: маркетинг, финансы, производство, персонал и др.
3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ ПЛАНИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ
Основы для эффективного планирования действий закладываются детальным, точным и всесторонним анализом проблемы и ее причин, а также факторов и сил, влияющих на процесс перестройки в организации-клиенте. Кроме того, диагноз дает основные ориентиры для выработки программы действий. Главным на этапе планирования является новаторский и творческий подход. Цель – выработать что-то новое.
Л.В. Оконечниковой и А.А. Печеркиной [3] описаны следующие основные этапы планирования мероприятий по достижению цели в организационном консультировании:
1. Краткое описание проблемы. Выводы, сделанные на основании предварительного диагноза, суммируются, и консультант представляет свое описание проблемы.
2. Намечаемые цели и предпринимаемые действия. Определяется план осуществления задания, цели и нужные для их достижения технические мероприятия. При возможности цели следует представлять в виде критериев качества работы в количественном измерении, описывая выгоды, которые получит клиент, если задание будет успешно выполнено.
3. Фазы и график выполнения задания. Этапы выполнения задания следует определять довольно детально. Характер действий консультанта и клиента меняется в зависимости от фазы. Обе стороны должны точно знать, чего ожидает другая сторона на каждом этапе. Чтобы сделать возможным контроль, план включает описание промежуточных результатов и определяет, какие отчеты и когда представляются клиенту. В конце каждой крупной фазы требуется представлять заключительный отчет, однако при длительных и сложных заданиях короткие промежуточные отчеты могут понадобиться в конце каждой подфазы или периодически, чтобы регистрировать прогресс и регулярно оплачивать услуги консультанта. Важно определить временной график выполнения задания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Постановка цели и планирование мероприятий по ее достижению представляет собой один из этапов организационного консультирования. Важность данного этапа консультирования определяется тем, что от правильности и адекватности поставленной цели зависит весь ход дальнейших мероприятий по ее достижению. Эффективность консультативного процесса определяется правильностью постановки целей с учетом миссии организации, которая является клиентом консультативных услуг. Цели организационного консультирования являются иерархизированными и предполагают распределение от наиболее крупных к более детализированным. При постановке целей в консультировании следует придерживаться определенных этапов их построения и знать основные требования к их постановке . Главным принципом построения целей консультирования является так называемый SMART-принцип.
Планирование мероприятий по достижению целей является следующим этапом организационного консультирования. Основы для эффективного планирования действий закладываются детальным, точным и всесторонним анализом проблемы и ее причин, а также факторов и сил, влияющих на процесс перестройки в организации-клиенте. Кроме того, диагноз дает основные ориентиры для выработки программы действий. Главным на этапе планирования является новаторский и творческий подход.
1. Васильев, Г.А. Управленческое консультирование / Г.А. Васильев, Е.М. Деева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 255 с.
2. Марасанов, Г.И. Психология в организационном консультировании: монография / Г.И. Марасанов. – М.: Когито-Центр, 2009. – 368 с.
3. Оконечникова, Л. В. Основы консультативной деятельности психолога в организации: теоретические и практические аспекты : учеб. пособие / Л. В. Оконечникова, А. А. Печеркина. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 212 с.
4. Основы менеджмента: Учебное пособие / В.И.Гончаров. – Минск: ООО «Современная школа», 2006. – 281 с.
5. Психология управления: Курс лекций / Л.К.Аверченко, Г.М.Залесов, Р.И.Мокшанцев, В.М.Николаенко; Отв. ред. М.В.Удальцова. – М.: ИНФРА-М 1997. – 150 с.
6. Реньш М.А. Организационная психология: учеб. пособие / М.А. Реньш [и др.]. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. – 255 с.
7. Стратегическое планирование и управление / Под ред. А.Н. Петрова. – СПб: Изд-во СПБГУЭиФ, 1998. – 320 с.
8. Урбанович, А.А. Психология управления: Учебное пособие / А.А. Урбанович. – Минск: Харвест, 2004. – 640 с.