1. Реализация принципа развивающей направленности обучения в учреждении профессионального образования
Для профессиональной школы (начальной, средней и высшей) ведущей деятельностью является профессионально-образовательная. Чтобы деятельность выполняла развивающую функцию, она должна быть развивающейся. Поэтому правомерно ввести термин «личностно-развивающее профессиональное образование". Определение сущности этого образования обусловливает необходимость выделения ведущих показателей. К ним относятся:
- содержание ведущей деятельности либо взаимодействие многоплановых видов деятельности, определяющих развитие соответствующих новообразований:
- главные психологические новообразования возрастного периода обучающихся;
- технологии осуществления ведущей деятельности и ее взаимосвязи с другими видами деятельности;
- способы оценки уровня развития главных новообразований.
Личностно-развивающее образование основывается на методологическом признании в качестве системообразующих факторов личности обучаемого таких его индивидуально-психологических особенностей, как потребности, мотивы, цели, способности, активность, интеллект и др. В процессе обучения максимально учитываются половозрастные, индивидуально-психологические и статусные особенности обучающихся. Учет осуществляется через содержание образования, вариативность образовательных программ, технологии обучения, организацию учебно-пространственной среды. Принципиально изменяется взаимодействие обучаемых и педагогов. И те и другие становятся субъектами процесса обучения.
Рассматривая личностно-ориентированный подход к обучению, И.А. Зимняя соотносит его с центрированным на ученике подходом, который формируется на основе гуманистической психологии А. Маслоу и К. Роджерса.
2. Применение технологии полного усвоения знаний как условие повышения эффективности обучения
Известно, что предложенный всем учащимся материал усваивается ими по-разному, возникает разброс оценок успеваемости. Как это преодолеть, как бороться с низкими оценками и неуспеваемостью? Одним из вариантов решения этой проблемы может быть такой подход к обучению, который получил название «обучение полного усвоения».
В основе модели полного усвоения лежат идеи, выдвинутые американскими психологами Дж. Кэрроллом и Б.С. Блумом. Они исходили из следующих посылок. Разброс успеваемости обычно объясняется соответствующим разбросом способностей к обучению. Однако Дж. Кэрролл обратил внимание на то, что в традиционном учебном процессе всегда фиксированы параметры условий обучения (одинаковые для всех учебное время, способ предоставления информации и т.д.). Единственное, что остается незафиксированным, это результаты обучения, которые характеризуются заметным разбросом. Дж. Кэрролл предложил сделать постоянным, фиксированным параметром учебного процесса именно результаты обучения. В таком случае все параметры условий обучения будут меняться, подстраиваясь под достижение всеми учащимися заранее заданного результата.
Этот подход был развит Б.С. Блумом. Он предположил, что способности ученика определяются его темпом учения не при фиксированных усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Б.С. Блум изучал способности учащихся при обучении разным предметам в условиях, когда время на изучение материала не ограничивается.
3. Мультимедиа технологии как средство повышения эффективности учебной деятельности обучающихся в учреждении профессионального образования
Современное высшее образование трудно представить без применения новых мультимедийных технологий в процессе обучения студентов.
Сегодня мультимедиа технологии являются одним из самых современных и перспективных направлений развития информационных технологий. Мультимедиа технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более гибким и эффективным.
«Мультимедиа – особый вид компьютерных технологий, которые объединяют в себе как традиционную, статистическую, визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую (речь, музыку, видео – фрагменты, анимацию), обуславливая возможность одновременного воздействия на зрительные и слуховые органы чувств обучающихся, что позволяет создавать динамически развивающиеся образы в различных информационных представления (аудиальном, визуальном)» (Н.Г. Семенова)
Мультимедиа технологии призваны обеспечить более качественный уровень усвоения изучаемого материала и повысить эффективность обучения в целом. Их широкое внедрение в образовании делает весьма актуальной проблему их эффективного применения. Грамотное применение мультимедиа технологий позволяет обеспечить не только лучшее освоение учебного материла, но также создать все условия для более эффективного процесса обучения в целом.
Мультимедиа технологии с каждым днем все больше и больше проникают в образовательный процесс высшей школы. Они выступают базой высшего профессионального образования, являясь при этом инновационной и исключительно полезной образовательной технологией, благодаря которой возможно совершенствование всего образовательного процесса в целом.
Применение мультимедиа технологий позволяет построить процесс обучения, в котором грамотно будут сочетаться как традиционные формы обучения (лекция, семинар), так и инновационные формы, такие как электронная презентация, электронные учебники, обучающие системы и различные электронные средства контроля знаний учащихся.
Использование мультимедиа технологий в образовательном процессе имеет ряд достоинств, которые, несомненно, играют большую роль в повышении качества образования.
4. Интерактивные методы воспитания в системе работы куратора учебной группы в учреждении профессионального образования
Рассматривая работу куратора как объект оценки с позиции современных тенденций преобразования содержания и формальных параметров профессионального образования, можно определить данную деятельность как совокупность определенных видов активности, реализация которых возможна при условии применения определенных форм, методов, приемов и средств, адекватных поставленным задачам и позволяющим достичь желаемого результата.
Работая с учебной группой или же индивидуально, куратор стремится к использованию такого инструментария, который, во-первых, дает возможность реализации конкретной педагогической задачи; во-вторых, соответствует индивидуальным предпочтениям самого педагога; в-третьих, способствует позитивному настроению учащихся, вызывает у них интерес и стимулирует их включение в предлагаемую деятельность. Наряду с общей педагогической компонентой, которая должна быть представлена в деятельности каждого педагога, куратор является обладателем уникальной, свойственной только ему, методической палитры, которая отличает его от других.
Важным условием эффективной деятельности является наличие действенного методического инструментария и овладение им куратором.
Методы воспитания – это совокупность наиболее общих научно обоснованных способов решения воспитательных задач и осуществления педагогически целесообразного взаимодействия педагога с воспитанниками.
Традиционно общие методы воспитания разделяют на три группы (Г.И. Щукина и др.)
– методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, лекция, пример);
– методы организации деятельности и формирования опыта позитивного общественного поведения (приучение, упражнение, требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций);
– методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение, наказание, соревнование).
Особый интерес востребованностью со стороны учащейся молодежи представляют интерактивные методы воспитания.
Интерактивный («inter» – взаимный, «act» – действовать) – предполагает взаимодействие, нахождение в активном режиме диалога, игры, тренинга и т. д. Интерактивные методы ориентированы на активное взаимодействие учащихся не только с куратором, но и друг с другом при преобладании активности учащихся и отличаются рядом преимуществ.
1. Багнюк, И. В. Интерактивные методы и формы социально-педагогической работы с учащимися : метод. рек. / И. В. Багнюк, А. П. Безрукова. – 5-е изд., стер. – Минск : РИПО, 2015. – 60 с.
2. Березовин, Н. А. Дидактика : история, теория, технология : моногр. : в 2 ч. / Н. А. Березовин, О. Л. Жук, Н. А. Цырельчук. – Минск : МГВРК, 2003. – Ч. 1. – 380 с.
3. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов ; Рос. акад. образования, Психол. ин-т, Междунар. ассоц. «Развивающее обучение». – М. : ОПЦ «ИНТОР», 1996. – 542 с.
4. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии – 2 / Н. И. Запрудский. – Минск : «Сэр-Вит», 2010. – 256 с.
5. Зеер, Э. Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования : учеб. пособие по специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» / Э. Ф. Зеер. – М. : Академия, 2010. – 174 с.
6. Интерактивные методы подготовки менеджеров : учеб. пособие / Л. А. Александрова, Н. Ш. Ахметова, Л. А. Ботвенко [и др.]. – М. : МЦУМ, 2002. – 301 с.
7. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения : учеб.-метод. пособие / С. С. Кашлев. – 2-е изд. – Минск : ТетраСистемс, 2013. – 222 с.
8. Круглик, Т. М., Компьютерные технологии в образовании : учеб.-метод. пособие / Т. М. Круглик, А. Ю. Зуенок. – Минск : БГПУ, 2009. – 102 с.
9. Кузьмич, В. В. Технологии визуализации в упаковочном производстве / В. В. Кузьмич. – Минск : БНТУ, 2014. – 397 с.
10. Кураторство в педагогической деятельности преподавателя высшей школы : учеб.-метод. пособие / В. В. Макоско [и др.] ; под ред. Л. С. Кожуховской, В. В. Макоско. – Минск : РИВШ, 2013. – 230 с.
11. Мультимедийное сопровождение учебного процесса / авт.-сост. : В. Н. Пунчик [и др.]. – Минск : Красико-Принт, 2009. – 176 с.
12. Научно-методические основы разработки и внедрения современных образовательных технологий в систему профессиональной подготовки педагогических кадров / П. Д. Кухарчик [и др.] ; под общ. ред. А. В. Торховой. – Минск : БГПУ, 2006. – 105 с.
13. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова . – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2007. – 176 с.
14. Петти, Д. Современное обучение : практ. руководство / Д. Петти ; пер. с англ. – М. : ЛомоносовЪ, 2010. – 622 с.
15. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. / Г. К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2006.
16. Современная дидактика : теория – практике / под науч. ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. – М. : Изд-во ИТПиМИО РАО, 1993. – 288 с.