ВВЕДЕНИЕ
1. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2. КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3. ХОРОШО ЛИ ТЫ ЗНАЕШЬ РОДНОЙ ГОРОД? (ВИКТОРИНА)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансированный с точки зрения методического осуществления.
Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью.
Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д.
В современных условиях развития белорусского государства одной из важнейших проблем, требующей решения, является необходимость обеспечения единства и целостности страны, что особенно важно в связи с последними внешнеполитическими событиями. Поэтому государством делается акцент на воспитание гражданина РБ, патриота - носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбе Родины.
В условиях становления гражданского общества и правового государства задачей учебных заведений является воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, обеспечивающей трудом свою материальную независимость. Новое время требует от системы профессионального образования формирования не только профессиональных качеств у учащихся, но и формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения Республики Беларусь. Активная жизненная позиция юных граждан нашего общества не может формироваться без патриотического воспитания. Основными ориентирами патриотического воспитания являются гражданско-патриотическая зрелость учащихся, высокие этические нормы поведения, активная гражданская позиция, стремление к духовному обогащению и развитию, чувство патриотизма, гуманизма и толерантности, почитание лучших традиций семьи, народа и др.
1. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основными документами регламентирующими нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса в учреждении профессионального образования являются:
1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 № 82).
Данный документ ключевые положения непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, основные определния. цели, задачи и содержание процесса воспитания на всех ступенях образования. Дано содержание ключевых направление воспитания, например, гражданского и патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания, поликультурного воспитания, экологического воспитания и др.
2. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016–2020 годы (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.02.2016 № 9).
В Программе определены основные направления воспитания обучающихся и включен План мероприятий по реализации основных направлений воспитания обучающихся в Республике Беларусь на 2016-2020 гг.
Интерес представляет План мероприятий, который должен стать основой плана работы в учреждениях профессионального образования.
3. Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015–2020 годы.
В воспитательные программы учреждений профессионального образования необходимо также включать мероприятия Программы сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви на 2015-2020 годы, для того, что бы воспитательная работа осуществлялась всестронне всеми субъектами .
4. Программа воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 336).
Одной из приоритетных задач Республики Беларусь является выялвение и поддержка талентливой и одаренной молодежи. Данная Программа предлагает систему мер воспитания детей достигших высоких показателей в учебной и общественной работе.
2. КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Идеологическое и патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества.
Посредством включения в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому поведению.
Для того чтобы патриотизм мог стать нормой нашего общества, необходимо воспитание современной молодежи строить на примерах истории родного края, а через нее - и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение ребенка к опыту предшествующих поколений.
Мы считаем, что одним из важных средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.
Краеведение - это важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового, личностного развития личности, формирования базовой культуры. Знакомство с прошлым и настоящим и предполагаемым будущем своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у подрасающего поколения мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие. - гордость за это.
Краеведение помогает реализовывать в педагогической практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь:
- осознание обучающимися сущности гражданственности, патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа;
- воспитание уважительного отношения к государственным символам (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь); органам государственной власти страны;
- формирование у обучающихся морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины, уважения к защитнику Отечества, воину; воспитание на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне; формирование нравственной, правовой и политической культуры;
- пропаганда социально-экономических достижений белорусского государства;
- неприятие экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости.
Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как методу идеологического и патриотического воспитания.
План воспитательного мероприятия «ХОРОШО ЛИ ТЫ ЗНАЕШЬ РОДНОЙ ГОРОД?»
Направление воспитания: гражданское и патриотическое воспитание
Тема: Хорошо ли ты знаешь родной город?
Форма организации: викторина
Цель: обобщение и конкретизация знаний учащихся о родном городе, как частице нашей Родины.
Задачи:
1. привлечь внимания учащихся к истории Гомеля;
2. воспитание патриотических качеств и уважения к родному краю;
3. развитие навыков решения задач различного уровня.
Методическое обеспечение:
– мультимедийная презентация викторины;
– дипломы победителей и участников.
Материально-техническое оснащение:
– компьютер;
– мультимедийный проектор;
– интерактивная система голосования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Стала все более заметной постепенная утрата в своременном обществе традиционного патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в настоящее время приобретает все более актуальное значение. Представители различных слоев общества все чаще выдвигают проблему нравственного и патриотического воспитания личности как наиболее важную для дальнейшего развития нашего государства. Действительно в сфере воспитания накопилось немало проблем, которые носят уже системный характер.
С целью формирования у молодежи духовно-нравственных ценностей, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности, в учреждениях профессионального образования проводится работа по патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся.
«Любовь к Отечеству заключается, прежде всего, в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь», - писал Н.А. Некрасов.
Воспитание гражданина и патриота государства – одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая такую важную проблему, учебное заведение, прежде всего, сосредотачивает свои усилия на формировании у студентов ценностного отношения к явлениям общественной жизни.
Основные задачи по формированию патриотических качеств у студентов:
- формирование в период обучения в колледже активной жизненной позиции;
- воспитание чувства патриотизма, гордости за страну, уважение к ветеранам (старшему поколению) и к солдатам, участвующим в боевых действиях в настоящее время;
- привитие чувства любви к родному краю.
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.; одобр. Советом Республики 22 дек. 2010 г. [Электронный ресурс] // Кодексы Республики Беларусь. – Режим доступа: http://kodeksy.by/kodeks-ob-obrazovanii.
2. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»: от 19.11.1993 № 2570-XII (в ред. от 11.05.2016) [Электронный ресурс] // Kodeksy-by.com: Ваш гид в законодательстве Республики Беларусь. – Режим доступа: http://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_pravah_rebenka.htm
3. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: утв. Постановлением М-ва образования Респ. Беларусь от 14.12.2006 № 125 [Электронный ресурс] // Республиканский портал «Профессиональное образование». – Режим доступа: http://ripo.unibel.by/index.php?id=2013.
4. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг.: утв. Постановлением М-ва образования Респ. Беларусь от 22.02.2016 № 9 [Электронный ресурс] // Республиканский портал «Профессиональное образование». – Режим доступа: http://ripo.unibel.by/index.php?id=2013.
5. Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов в учебных заведениях: утв. М-вом образования Респ. Беларусь 08.05.2003 г. № 20-12/20 [Электронный ресурс] // Naviny: Информационный портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://naviny.org/2003/05/08/by50903.htm.
6. Инструктивно-методическое письмо об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования : утв. М-вом образования Респ. Беларусь, 2012 г. [Электронный ресурс] // Государственное учреждение образования «Минский областной институт развития образования».
7. Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by.
8. Республиканский портал «Профессиональное образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ripo.unibel.by/.
9. Аксенова, Л.Н. Методика воспитательной работы в учреждениях профессионального образования: учеб.-метод. пособие / Л.Н. Аксенова. – Минск: БНТУ, 2010. – 122 с.
10. Актуальные направления воспитания личности в системе профессионально-технического и среднего специального образования: метод. рек. / М-во образования Респ. Беларусь, Респ. ин-т проф. образования; О.С. Попова [и др.]; под ред. О.С. Поповой, Т.А. Сезень. – 5-е изд., стер. – Минск: РИПО, 2015. – 159 с.
11. Артеменко, З.В. Формы воспитательной работы с учащейся молодёжью: методика подготовки и проведения / З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская. – Минск: Современная школа, 2010. – 352 с.
12. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. – М.: Высш. шк., 1990. – 119 с.
13. Методика воспитательной работы в учреждениях профессионально-технического образования: учеб.-метод. пособие / сост.: В.П. Дубодел, М.Л. Лешкевич, П.И. Савенок. – Мозырь: УО «МГПУ им. И.П. Шамякина», 2007. – 64 с.
14. Повышение педагогического мастерства куратора учебной группы: сб. метод. материалов / Ю.В. Емельяненко [и др.]; под ред. О.С. Поповой, Ю.В. Емельяненко. – 4-е изд., стер. – Минск: РИПО, 2016. – 123 с.
15. Сумина, Т.Г. Методика воспитательной работы: учеб. для студентов учреждений высш. образования / Т.Г. Сумина. – М.: Изд. центр «Академия», 2014. – 192 с.