ВВЕДЕНИЕ
1 МИССИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2 ВЫЯВЛЕНИЕ, ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3 КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ – ВСЕГДА ИНТЕЛЛИГЕНТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глобализации существует тенденция к возрастанию безразличного отношения к национальной культуре, предпочтению массовой культуры потребления. Для процветания государства необходимо наличие неразрывно связанных общественно-политических идеалов, фундаментом для которых служат мораль, исторические и этические традиции, чувство национальной гордости, а также корректное отношение к государству и человеку. В связи с этим, важнейшая задача Республики Беларусь заключается в защите, поддержке и наращивании своего культурного и национального достояния. Приоритет данной задачи установлен официальным документом - «Кодексом об образовании», в котором указано, что воспитание национального самосознания должно осуществляться на основе государственной идеологии [8].
При осуществлении идеологического воспитания в учреждениях профессионального образования важен аспект, связанный с направленностью самого воспитания на познание и принятие основ государственной идеологии, формирование мировоззрения на основе достижений науки, техники, производства, информационных технологий, стремление к качественным преобразованиям в обществе. Также необходимо, чтобы молодые граждане интересовались стратегиями государства в сфере экономики, права, социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, спорта. Реализация этих целей невозможна без соблюдения требования системности к осуществлению воспитательной и идеологической работы. Лишь совместные усилия, взаимодополняющая воспитательная работа социальных институтов, в число которых входят учреждения профессионального образования, способны вырастить поколение, обремененное чувством ответственности за свою культуру, национальное самосознание, истинных патриотов и достойных граждан своей страны [4, 8].
Цель контрольной работы – расширение знаний о формах, методах и приемах осуществления воспитательной деятельности в учреждениях профессионального образования, разработка плана воспитательного мероприятия.
1 МИССИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Идеология нашего государства направлена на воспитание гражданина, готового и способного трудиться не только ради собственного благополучия, но и на благо общества, патриота, испытывающего чувство гордости за свою Родину. Современный этап формирования общественного сознания предъявляет все более высокие требования к воспитанию учащихся в духе патриотизма, сохранения вековых традиций и нравственных ценностей – любви к Отечеству, уважения к труду, национальной и религиозной толерантности, справедливости, готовности к защите Родины [8].
Отличительными чертами белорусского народа являются стойкость и упорство в достижении намеченных целей, героизм в защите интересов страны. Огромное трудолюбие людей позволило Беларуси утвердиться в качестве развитого цивилизованного государства. В современных условиях необходимо формирование таких качеств, как инициатива, предприимчивость, ответственность. Большое внимание необходимо уделять поддержке талантливой молодежи [8].
Особое значение придается формированию христианских ценностей, которые являются опорой формирования высоконравственного человека и гражданина. Одним из основных компонентов национальной идеологии выступает формирование здорового образа жизни белорусского народа, а физкультурно-оздоровительному движению придан статус государственного приоритета. Необходимо сохранять преемственность поколений, формировать уважительное отношение молодых людей к результатам прежних свершений, не допускать разрыва морально-этических связей между поколениями [8].
Содержание профессионального образования представляет собой совокупность профессионально-значимых и ценностных ориентаций личности, сформированных в результате закономерно организованного педагогического процесса, ориентированного на конечный результат [2].
Содержание идеологической и воспитательной работы [8]:
1. Формирование мировоззренческих основ личности.
1.1. Идеологическое воспитание.
1.2. Гражданско-патриотическое воспитание.
1.3. Национальное и поликультурное воспитание.
1.4. Воспитание информационной культуры.
2. Формирование нравственно-этических ценностей.
2.1. Воспитание ценностного отношения к жизни.
2.2. Воспитание ценностного отношения к социуму, группе.
2.3. Воспитание культуры общения и речевого поведения.
2.4. Воспитание ценностного отношения к природным ресурсам.
2.5. Воспитание ценностей семьи и гендерное развитие.
2 ВЫЯВЛЕНИЕ, ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Профессионально важные ценности формируются в ходе учебно-воспитательного процесса под влиянием внешних условий, которые могут ускорить этот процесс и сделать его более успешным. Независимо от специализации и характера будущей профессиональной деятельности, любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками. Немаловажное значение имеет опыт творческой, исследовательской и самостоятельной деятельности, позволяющий будущему специалисту определить свою позицию по тому или иному профессиональному вопросу, проблеме. Вопрос о формировании профессиональных качеств выпускников, связанный с современным этапом научно-технического прогресса, является одним из важнейших в системе профессионального образования. Работодателями обозначено формирование заказа на качество профессионального образования не столько в формате знаний выпускников, сколько в терминах способов профессиональной деятельности: знание новых информационных технологий; наличие широкого кругозора, в основе которого лежат общеобразовательные знания; мобильность в общении; готовность молодых специалистов к «командной» работе; умение налаживания социальных связей; опыт работы с информацией; а также сознательная потребность к непрерывному самообразованию. Речь идет об особых образовательных результатах системы среднего профессионального образования – профессиональных компетенциях [5].
Формирование профессионально значимых ценностей у учащихся профессиональных учреждений осуществляется через содержание учебного материала. Так, для формирования профессионально значимых ценностей в рамках учебной дисциплины «Биология» выделяются группы методов [2]:
1. Методы развития интереса к биологии как к области практической деятельности людей;
2. Методы ознакомления с профессиями, связанными с биологией;
3. Методы вооружения элементарными профессиональными умениями.
Для формирования ценностного отношения к науке, собственному здоровью, при изучении темы «Система кровообращения» преподаватель может рассказывать об успехах, достигнутых в области пересадки органов и тканей. С целью ознакомления с профессиями, а также воспитания ценности каждой профессии, на занятии желательна демонстрация продуктов деятельности специалистов. Например, для формирования ценностного отношения у учащихся к профессии хирург возможно рассмотрение фотографий пациентов до и после различных операций в качестве продукта труда врачей-стоматологов. Также формированию профессионально значимых ценностей в данном случае будет содействовать погружение учащегося в саму профессиональную деятельность. Например, с помощью проведения для учащегося экологического профиля практической работы по изучению свойств воды [2].
3 КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ – ВСЕГДА ИНТЕЛЛИГЕНТ
План воспитательного мероприятия
Направление воспитания: трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору [6].
Тема: «Квалифицированный рабочий – всегда интеллигент»
Форма организации: философский стол
Цель: формирование устойчивой профессиональной направленности, мотивации к профессиональной деятельности.
Задачи:
1. Формирование мотивации к труду как основному виду деятельности взрослого человека;
5. Формирование устойчивых профессиональных интересов, намерений и перспектив;
6. Осознание значимости избранной профессии, воспитание ответственного отношения к овладению основами профессионального мастерства;
7. Формирование знаний о возможностях личностного и профессионального становления и их роли в успешной деятельности будущих специалистов.
Методическое обеспечение [12]:
– Портреты и фотографии выдающихся личностей (Е.И. Мартынова, Д.С. Лихачева)
– Философские изречения на табличках
– Свечи (в качестве символа живой мысли)
– Сборник песен (спокойная музыка для создания у учащихся определенного психологического настроя).
Материально-техническое оснащение:
– Средства мультимедиа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочется отметить, что цели и задачи воспитательного процесса должны соответствовать содержанию форм и методов воспитания; педагогические требования должны носить единый системный характер. Собственно воспитательное воздействие со стороны куратора должно быть непрерывным и последовательным. Лишь учет данных требований позволит достигнуть положительных результатов воспитательном процессе учащихся учреждений профессионального образования.
В процессе теоретического исследования выявлены критерии уровня сформированности профессионально и социально значимых ценностей у учащихся учреждений профессионального образования. Такими критериями являются: дисциплинированность, уровень знаний и осознанного исполнения законов Республики Беларусь, социальная адаптированность. Мероприятия по мониторингу уровня сформированности ценностей у учащихся могут проводиться в форме анкетирования, беседы, анализа документов. При этом для различных мероприятий сроки проведения могут отличаться: анкетирование «Знаешь ли ты закон?» - раз в полугодие, анализ совершенных учащимися преступлений и правонарушений - ежемесячно, а исследование межличностных взаимоотношений – постоянно.
Кроме того, разработан план воспитательного мероприятия для учащихся колледжей по специальности «Электрик (электромонтер)» в форме философского стола. Установлено, что информационный и мотивационный этапы являются определяющими для успешного проведения воспитательного мероприятия в данной форме.
1. Аксенова, Л.Н. Методика воспитательной работы в учреждениях профессионального образования: учеб.-метод. пособие / Л.Н. Аксенова. – Минск: БНТУ, 2010. – 122 с.
2. Амиргалина, Н.М. К вопросу формирования профессиональных качеств учащихся колледжей в практике естественнно-научного образования / Н.М. Амиргалина // Итоги и перспективы научных исследований. – 2016. – № 3. – С. 28–38.
3. Береснева, Т.А. План мониторинга качества воспитания в учреждении образования [Электронный ресурс] / Т.А. Береснева, И.Н.Силаева // Витебский государственный индустриально-технологический колледж. – Режим доступа: http://vgitk.by/index.php/ideologiya-i-vospitanie/548-plan-monitoringa-kachestva-vospitaniya-v-uchrezhdenii-obrazovaniya.
4. Кодекс Республики Беларусь об образовании: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.; одобр. Советом Республики 22 дек. 2010 г. [Электронный ресурс] // Кодексы Республики Беларусь. – Режим доступа: http://kodeksy.by/kodeks-ob-obrazovanii.
5. Колесник, Н. Е. Формирование профессионально важных качеств у учащихся СПО [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). – Уфа: Лето, 2011. – С. 93-96. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/800/
6. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: утв. Постановлением М-ва образования Респ. Беларусь от 14.12.2006 № 125 [Электронный ресурс] // Республиканский портал «Профессиональное образование». – Режим доступа: http://ripo.unibel.by/index.php?id=2013.
7. Лихачев, Д.С. Человек должен быть интеллигентен [Электронный ресурс] / Д.С. Лихачев // Молодежный интернет-журнал МГУ. – Режим доступа: http://www.taday.ru/text/240996.html.
8. Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов в учебных заведениях: утв. М-вом образования Респ. Беларусь 08.05.2003 г. № 20-12/20 [Электронный ресурс] // Naviny: Информационный портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://naviny.org/2003/05/08/by50903.htm.
9. Татаринова, Н.М. Предупреждение социальной дезадаптации учащихся в условиях профессионально-технического образования / Н.М. Татаринова // Вестник Витебского государственного университета. – 2007. – № 1 (43). – С.54–60.
10. Тест «Определение удовлетворённости личности своим трудом» [Электронный ресурс] // Городской методический центр. – Режим доступа: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/khimiya/molodomu-pedagogu/opredelenie-udovletvorennosti-lichnosti-svoim-trudom.html.
11. Цитаты классиков об интеллигенции [Электронный ресурс] // spletnik. – Режим доступа: http://www.spletnik.ru/blogs/chto_chitaem/143308_tcitaty-klassikov-ob-intelligentcii.
12. Щуркова, Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми.-2-еизд., перераб. - М.: Новая школа, 1994 - 96 с.
13. Электрик [Электронный ресурс] // Навигатор образования. – Режим доступа: https://fulledu.ru/articles/632_elektrik.html.