1. Основные этапы развития системы профтехобразования в РБ
2. Структура и содержание производственного обучения по операционно-комплексной системе его организации
Список использованных источников
1. Основные этапы развития системы профтехобразования в РБ
Профессионально-техническое образование – уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, его профессиональное становление, получение специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации рабочего с профессионально-техническим образованием, служащего с профессионально-техническим образованием.
В настоящее время в стране функционируют 219 учреждений профессионально-технического образования, в которых обучаются свыше 100 тыс. учащихся, ведется подготовка по 102 учебным специальностям, включающим 430 профессий.
В системе профессионально-технического образования реализуется уже третья по счету утвержденная Правительством государственная программа, обеспечивающая комплексное решение вопросов подготовки кадров, укрепление материальной базы учреждений образования.
Опыт Беларуси по развитию профессионально-технического образования в рамках «Туринского процесса» получил высокую оценку Европейского фонда образования.
История профессионального, в том числе и профессионально-технического, образования в РБ — целостный социально-исторический и историко-педагогический процесс, в котором можно выделить несколько периодов.
Первый период (VI — первая половина XIX в.) — возникновение различных форм профессионального обучения на ранних этапах белорусской истории; зарождение профессиональной школы и начало теоретического осмысления профессионального образования.
Второй период (вторая половинаXIXв. — 1917 г.) — развитие профессионального образования и профессионально-педагогической мысли в эпоху индустриального становления Беларуси; формирование системы государственных профессиональных учебных заведений и развитие общественно-педагогического движения в области профессионального образования.
Третий период (1917 — 1940) — преобразование и развитие системы профессионального образования в постреволюционные десятилетия, связанные с новыми политическими реалиями, и в первую очередь с восстановлением и массовой индустриализацией экономики; начальный этап институциирования профессиональной педагогики.
2. Структура и содержание производственного обучения по операционно-комплексной системе его организации
Операционно-комплексная система производственного обучения. Передовые педагоги всегда стремились разработать такую систему производственного обучения, которая соответствовала бы развивающейся технике и рационализирующейся организации производства.
В середине 30-х годов в системе школ ФЗУ была создана операционно-комплексная система производственного обучения. В ее основу было положено чередующееся освоение учащимися основных приемов выполнения операций и постепенно усложняющихся комплексных работу. При операционно-комплексной системе группировка и последовательность операций, а также подбор объектов и расположение их в определенной последовательности взаимосвязаны.
Первая комплексная работа выполнялась уже после изучения трех-четырех операций. Затем обучающиеся осваивали более сложные трудовые операции. Они закреплялись при выполнении последующих комплексных работ, включающих в себя ранее изученные операции.
Таким путем обучающиеся постепенно овладевали всеми приемами и способами выполнения работ в тех сочетаниях, которые могут встретиться рабочему на производстве. Обучающиеся овладевали производственными операциями в концентрической последовательности.
До недавнего времени содержание программы производственного обучения включало перечень комплексных работ по каждой теме. Это нацеливало мастера на определенную методику формирования производственных умений.
1. Выскуб, В. Г. Российская общественно-государственная система аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации / В.Г. Выскуб. - М.: Логос, 2014. - 256 c.
2. Котова, Е. В. Государственные контролирующие органы в образовательных учреждениях / Е.В. Котова. - М.: Каро, 2014. - 272 c.
3. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие / И.В. Крючкова. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 383 c.
4. Кульневич, С. В. Управление современной школой. Выпуск 3. Муниципальные методические службы / С.В. Кульневич, В.И. Гончарова, Е.А. Мигаль. - М.: Учитель, 2016. - 224 c.
5. Лобанов, А. П. Модульный подход в системе высшего образования. Основы структурализации и метапознания / А.П. Лобанов, Н.В. Дроздова. - М.: РИВШ, 2016. - 733 c.