ВВЕДЕНИЕ
1. Социология воспитания. Предмет социологии воспитания
2. Западные концепции воспитания (Д. Г. Мид, Ж. Пиаже, Л. Колберг и др.)
3. Концепции безличностного взаимодействия: антагонизм и солидарность, конкуренция и сотрудничество
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема образования – одна из самых древних и вечных социальных проблем, поскольку она является важнейшей составляющей культурного развития человека и общества в целом. Образование является одним из объектов изучения социологии, оно осуществляется с целью: обеспечить, гарантировать процесс включения человека в общественную жизнь, поскольку цель формирования личности реализуется в обществе и через него. personality.it важно выбрать такие средства и методы, которые могут обеспечить наибольший эффект воспитательного воздействия.
Становление социологии образования как самостоятельной дисциплины началось в конце XIX века с работ Эмиля Дюркгейма, но исследования в области образования велись и раньше.
Каждый человек учится чему-то всю свою жизнь. Образование – это сложное и многогранное социальное явление, сфера передачи, усвоения и переработки знаний и социального опыта. Социология воспитания – это область науки, обеспечивающая взаимодействие всех научных дисциплин, участвующих в образовании: педагогики, психологии, этики, культурологии, политологии и др. Она изучает не только институты и организации в сфере образования, но и специфический механизм их функционирования и способы регулирования.
1. Социология воспитания. Предмет социологии воспитания
Социология воспитания – социологическая дисциплина, предмет которой – воспитание как общественный процесс, роль социальных институтов (семьи, системы образования, средств массовой информации и др.), а также социальной макро- и микросреды в этом процессе [1, с. 25].
Начало развитию социологии воспитания как самостоятельной научной дисциплины положил Э. Дюркгейм, в дальнейшем на ее методологию большое влияние оказали Дж. Дьюи, З. Фрейд, Э. Фромм и другие известные социологи.
Социология воспитания сформировалась в ХХ в. Предметом ее выступают закономерности социальной детерминированности и социальных функций воспитания в определенных конкретноисторических условиях.
В рамках данного предмета решаются следующие проблемы:
– изучение требований общества к личности и перевод их в конкретные задачи воспитания;
– взаимосвязь природного и социокультурного в развитии и воспитании человека с раннего детства в течение всей жизни;
– создание определенной модели личности, способной успешно адаптироваться к динамично меняющемуся миру;
– выявление влияния различных субъектов на воспитание и самовоспитание современного человека [3].
Социология воспитания исследует взаимодействие социальной макро- и микросреды в процессе воспитания личности, группы. В связи с этим следует отметить, что в социологии разграничиваются два уровня изучения социальных процессов:
– макросоциология (ориентир – изучение обществ, их составных частей и меняющихся комбинаций);
– микросоциология (ориентир – анализ малых групп, их взаимоотношений).
2. Западные концепции воспитания (Д. Г. Мид, Ж. Пиаже, Л. Колберг и др.)
Говоря о целеполагании в воспитании, нельзя не остановиться на известных зарубежных концепциях и теориях воспитания. Они сыграли и продолжают играть важную роль в американской и европейской педагогике, реализованы в системе образования ряда стран. Как правило, истоки этих концепций – в соответствующих философских теориях. Они возникли первоначально как итог размышлений философов о бытии и его смыслах, но оказалось, что некоторые из теорий имеют частое и прямое отношение к педагогике и образованию [4].
Главным объектом научных интересов Мида было изучение социальных действий – поступков, которые приобретают определенный смысл только в обществе, связаны с исполнением социальных ролей (параллельно с ним этой же проблемой активно занимался М. Вебер). Концепцию Мида называют «символическим интеракционизмом», поскольку она рассматривает символические элементы взаимодействия людей в обществе.
Отправная точка теоретической концепции Мида – приоритет социального над индивидуальным. Социальное действие в отличие от обыкновенного действия обязательно включает как минимум двух людей. В основе социального действия лежит жест – действие, согласно Миду, которое рассчитано на ответную реакцию окружающих. Если реакция происходит на бессознательном уровне, автоматически, то жест является «незначащим» (на такого рода жесты способны не только люди, но и животные). Если же реакции предшествуют размышления, то жест приобретает социальное значение. Среди значащих жестов особую роль выполняет голосовой жест.
Самость – чисто социальное качество. Оно не только отсутствует у животных, но не является врожденным и у самих людей. Развитие самости у ребенка, по Миду, проходит две стадии.
1. Стадия ролевых игр (Play). В отличие от животных, которые тоже способны играть, человеческий ребенок, подрастая, начинает в играх воспроизводить самые разные социальные роли, изображать разных людей (мать, учителя, продавца, военного и т.д.). В процессе всех этих игр ребенок учиться оценивать себя с точки зрения конкретных других людей [5, с. 76].
2. Стадия коллективных игр (Game). Если раньше ребенок примерял на себя роли отдельных людей, то в групповых играх ему приходится ставить себя на место каждого участника игры. Такого рода игры развивают в ребенке способность действовать в организованной группе. К таким играм можно отнести футбол, прятки и т.д.
3. Концепции безличностного взаимодействия: антагонизм и солидарность, конкуренция и сотрудничество
Люди с установкой на обладание хотят владеть теми людьми, которых они любят или которыми они восхищаются. При способе существования по принципу обладания основу отношений между индивидами составляют соперничество, антагонизм, страх. Антагонизм вытекает из самой природы таких взаимоотношений.
Антагонизм – форма противоречия, характеризующаяся непримиримостью противоположных тенденций, сил, общественных интересов.
Антагонизм возникает, когда несогласованность во мнениях доходит до той точки, когда они противоречат друг другу [2, с. 59]. Социальному антагонизму также свойственна объективация (восприятие отдельных личностей как объектов и других как их субъектов).
Солидарность – общность интересов, единомыслие, единодушие, взаимозависимость, взаимосвязанность, круговая порука, совместная ответственность. Солидарность можно определить как принцип социального существования, предполагающий объединение ресурсов и возможностей субъектов отношений для достижения общих целей, при этом интересы каждого из субъектов находятся в равновесии с интересами общности.
Солидарность следует рассматривать как механизм социальной саморегуляции, самосохранения и саморазвития коллективного организма, который позволяет максимально использовать возможности всех членов общества для индивидуального и всеобщего блага.
Сотрудничество как вид взаимодействия проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами и др. Оно является основой объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи, взаимоподдержки, любви [6].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наше время система образования находится в сложном положении. Получение образования становится одним из показателей социальной дифференциации. Молодому поколению не хватает устойчивых нравственных идеалов. Социология образования изучает образование как социокультурный институт, его развитие, функционирование, структуру, методы организации, динамику, взаимодействие с другими социальными и социальными институтами, а также его влияние на жизнь человека и общества в целом.
Социология воспитания активно участвует в изучении различных аспектов системы образования, ее многочисленных институтов и объектов. Социологи вносят серьезный вклад, как научный, так и практический, публикуя свои результаты и передавая их заинтересованным пользователям. Данные социологов не только широко известны специалистам в различных областях (менеджерам, педагогам, экономистам), они часто публикуются в массовой и популярной литературе, формируя массовое сознание. Наконец, сегодня можно с уверенностью сказать, что многие результаты, обобщения и выводы социологов часто представляются различным государственным и образовательным органам, в том числе и правительству.
1. Брусков, В. П. Социология воспитания и образования / В. П. Брусков. – М. : Владос, 2010. – 296 с.
2. Гончаров, Н. К. Современные концепции педагогики [Текст] / Н. К. Гончаров. – М. : Инфра-М, 2011. – 399 с.
3. Диденко, И. В. Социология воспитания : учебно-методическое пособие для практических/интерактивных занятий и организации самостоятельной работы студентов / И. В. Диденко. – Новочеркасск : ЮРГПУ (НПИ), 2016. – 60 с.
4. Королев, Ф. Ф. Теория воспитания [Текст] / Ф. Ф. Королев. – СПб. : Феникс, 2010. – 403 с.
5. Лихачев, Б. Т Социология воспитания и образования / Б. Т. Лихачев. – М. : Владос, 2012. – 296 с.
6. Мокшин, В. К. Словарь-справочник по социологии. Учебно-методическое пособие. – Архангельск : Изд-во Арханг. гос. мед. акад., 2000. – 36 с
7. Сергеева, В. П. Теоретические основы воспитания / В. П. Сергеева. – М. : Академия, 2010. – 272 с.
8. Словарь по социальной педагогике / Автор-составитель Л. В. Мардахаев. –М. : Академия, 2002. – 388 с.
9. Социология воспитания : [учеб. пособие] / Л. Л. Рыбцова, А. В. Меренков, Т. И. Гречухина, А. В. Усачева, И. Ю. Вороткова ; под общ. ред. Л. Л. Рыбцовой. – Екатеринбург : Изд во Урал. ун та, 2013. – 176 с.