ВВЕДЕНИЕ
1. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗРЫВ МЕХАНИЗМА ПЕРЕДАЧИ ИНФЕКЦИИ
2. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ВОСПРИИМЧИВЫЙ КОЛЛЕКТИВ. ИММУНОПРОФИЛАКТИКА. МЕСТО ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Увеличение удельного веса инфекционной патологии в общей структуре заболеваемости приводит к тому, что врач любой специальности сталкивается с инфекционными больными и, следовательно, должен уметь организовать и провести первичный комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий при выявлении больных инфекционными болезнями не только в условиях стационара, но и на дому [4].
Природно-очаговые болезни широко распространены в Республике Беларусь, имеют важное эпидемиологическое значение в патологии человека. Однако врачи первичного звена недостаточно полно владеют вопросами клинической и лабораторной диагностики этой группы заболеваний, что приводит к их неполному выявлению и возможному дальнейшему распространению.
В практике врача вопросы организации работы по иммунопрофилактике населения занимают одно из ведущих направлений. Будущему специалисту необходимо решать вопросы по планированию прививок, составлению отчетной документации, рациональному выбору и использованию прививочных препаратов. Умение организовать профилактические прививки является составной частью общемедицинской деятельности врачей.
Однако на современном этапе развития вакцинация еще не может обеспечить предотвращение большинства инфекционных заболеваний, поскольку подавляющая их часть относится к инфекциям, не управляемым средствами иммунопрофилактики. По данным ВОЗ, 2/3 детей, умирающих от инфекционных болезней в мире ежегодно, погибают от болезней, против которых нет вакцин.
1. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗРЫВ МЕХАНИЗМА ПЕРЕДАЧИ ИНФЕКЦИИ
Механизм передачи инфекции – это способ перемещения возбудителя от источника инфекции к восприимчивому организму.
При различных инфекционных болезнях переход возбудителя от одного организма к другому происходит совершенно различными способами, поскольку каждый возбудитель приспособился к определенному, только ему присущему механизму передачи.
В профилактике инфекционных болезней воздействие на механизм передачи возбудителя является важным мероприятием.
Передача заразного начала от больного к здоровому происходит через внешнюю среду с помощью различных факторов (вода, пища, воздух, пыль, почва, предметы домашнего обихода), что и определяет многообразие профилактических мер воздействия.
В настоящее время все профилактические мероприятия, направленные на второе звено эпидемического процесса, разделяют на три основные группы:
- санитарно-гигиенические;
- дезинфекционные;
- дезинсекционные.
При кишечных инфекциях с фекально-оральным механизмом заражения (брюшной тиф, дизентерия, холера) основными факторами передачи возбудителя служат пища и вода, реже – мухи, грязные руки, предметы обихода. В профилактике этих инфекций наибольшее значение имеют мероприятия общесанитарного и гигиенического плана, различные способы дезинфекции. Общесанитарными являются коммунально-санитарные мероприятия, пищевой, школьный, промышленный санитарный надзор, повышение уровня общей и санитарно-гигиенической культуры населения [13].
К профилактическим мероприятиям, воздействующим на пути передачи инфекционного начала, относится также дезинфекция, которая проводится в очагах инфекционных заболеваний, а также в общественных местах (вокзалы, транспорт, общежития, общественные туалеты) независимо от наличия вспышки или эпидемии инфекционной болезни.
2. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ВОСПРИИМЧИВЫЙ КОЛЛЕКТИВ. ИММУНОПРОФИЛАКТИКА. МЕСТО ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ
Профилактические мероприятия (мероприятия по профилактике инфекционных болезней) – мероприятия, направленные на предупреждение возникновения эпидемического процесса [17].
Мероприятия, направленные на восприимчивый организм, при антропонозах:
- плановая вакцинация;
- вакцинация при угрозе заноса возбудителей инфекционных заболеваний;
- неспецифические меры укрепления здоровья («закаливание» и др.);
- санитарно-просветительная работа.
Мероприятия, направленные на восприимчивый организм, при зоонозах:
- вакцинация лиц определенных профессий (ветеринары, зоотехники, работники животноводческих хозяйств и т.д.);
- вакцинация населения, проживающего в активном природном очаге;
- вакцинация лиц определенных профессий, которые могут оказаться в природном очаге (геологи, военнослужащие и т.д.).
Мероприятия, направленные на восприимчивый организм, при сапронозах:
- плановая вакцинация определенных групп населения (например, против столбняка).
Иммунопрофилактика инфекционных болезней – система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок [9].
Иммунопрофилактику различают:
1.Специфическая – против конкретного возбудителя, бывает:
- специфическая профилактика активная – создание иммунитета путем введения вакцин;
- специфическая профилактика пассивная – создание иммунитета путем введения сывороточных препаратов и гаммаглобулина.
2. Неспецифическая профилактика – это активизация иммунной систем вообще.
Вакцинация – это самое эффективное и экономически выгодное средство защиты против инфекционных болезней, известное современной медицине.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сколько времени существует человечество, столько же инфекционных заболеваний сопровождает его. Инфекционные заболевания представляют собой обширную группу нозологических форм заболеваний, они вызываются определенными возбудителями, эти заболевания являются заразными, и после их передачи обычно формируется специфический иммунитет.
Инфекционные заболевания – это не случайные эпизоды, а обычные явления в истории человеческого общества, которые развиваются и изменяются вместе с ним. Инфекция заменяется другими и с ними возникают новые проблемы профилактики.
В результате глубоких социальных изменений в мире, связанных с развитием экономики и развитием науки, ситуация со временем существенно меняется. Во многом это связано с успехами в борьбе с наиболее распространенными и опасными инфекционными заболеваниями.
Инфекционные заболевания по распространенности занимают второе или третье место среди других заболеваний в мире. По данным ВОЗ, около 33% людей умирают от инфекционных заболеваний.
Эпидемии не только оставляют мертвых. Люди также меняются и переживают эпидемию. Иммунитет создается. Что касается инфекционных заболеваний – это всегда хорошо.
1. Антонова, Т.В. Инфекционные болезни / Т.В. Антонова, М.М. Антонов, В.Б. Барановская, и др. - М.: СПб: СпецЛит, 2000. - 509 c.
2. Белоусова, А. К. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии / А.К. Белоусова, В.Н. Дунайцева. - М.: Феникс, 2013. - 368 c.
3. Богомолов, Б. П. Инфекционные болезни / Б.П. Богомолов. - М.: Издательство МГУ, 2006. - 608 c.
4. Венгеров, Ю. Я. Инфекционные болезни / Ю.Я. Венгеров, Т.Э. Мигманов, М.В. Нагибина. - М.: Энциклопедия, 2007. - 496 c.
5. Вопросы острых инфекционных болезней у детей. - М.: Красногорская межрайонная типография, 1995. - 178 c.
6. Гойман, Э. Инфекционные болезни растений / Э. Гойман. - Москва: РГГУ, 2012. - 615 c.
7. Дьякова, Ю.Т. Инфекционные болезни растений: физиологические и биохимические основы / Ю.Т. Дьякова. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 367 c.
8. Зуева, Л. П. Эпидемиология и профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи / Л. П. Зуева [и др.]. – СПб: Фолиант, 2017.
9. Зуева, Л. П. Эпидемиология: Учебник / Л. П. Зуева, Р. Х. Яфаев. – СПб: Фолиант, 2005.
10. Зуева, Л. П., Еремин С.Р., Асланов Б.И. Эпидемиологическая диагностик / Л. П. Зуева, С. Р. Еремин, Б. И. Асланов. – СПб: Фолиант, 2009.
11. Инфекционные болезни (комплект из 2 книг). - М.: Меридиане, 1991. - 616 c.
12. Инфекционные болезни / С.Г. Пак и др. - М.: Медицинское информационное агентство, 2008. - 368 c.
13. Инфекционные болезни и эпидемиология / В.И. Покровский и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 790 c.
14. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. -2-еизд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.
15. Медицинская дератизация: учеб.-метод. пособие / О. А. Горбич [и др.]. – Минск: БГМУ, 2011.
16. Организационные аспекты лечения больных туберкулёзом в современных социально-экономических условиях - Богородская Е.М., Смердин С.В., Стерликов С.А., 2011г.
17. Садыков, Н. И. Дератизация / Н. И. Садыков, Д. Н. Мингалеев, Р. Х. Равилов. – Казань: ФГБОУ ВПО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана», 2013.
18. Эпидемиологическая диагностика: учеб. пособие / Г. Н. Чистенко [и др.]; под ред. Г. Н. Чистенко. – Минск, 2007.
19. Эпидемиология: учебник для курсантов и студентов по специальности «Лечебное дело» / под ред. Огаркова П.И. – СПб.: ВМедА, 2016.
20. Ющук, Н. Д. Эпидемиология: Учеб. пособие / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов. – 2-еизд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 2003.