Отчет по лабораторной работе № 1
1. Рефлексивные образовательные технологии в системе профессионального образования.
2. Модульное обучение как дидактическая основа формирования профессиональной компетентности рабочих и специалистов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Отчет по лабораторной работе № 2
1. Технология включения социальных сетей в образовательный процесс учреждения профессионального образования.
2. Технология коллективных творческих дел в системе воспитательной работы учреждения профессионального образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Отчет по лабораторной работе № 1
1. Рефлексивные образовательные технологии в системе профессионального образования.
Среди инновационных педагогических технологий сегодня выделяются рефлексивные, общая направленность которых очевидна: преобразование собственной мыслительной и практической деятельности через психологические механизмы рефлексии. О необходимости владения профессионалом научной, или методологической рефлексией, способной порождать инновационные содержания, пишут многие исследователи.
Следует отметить, что отдельные методики в русле данной технологии достаточно давно применяются, однако современное философское осмысление феномена рефлексии, психологические исследования ее механизмов и опыт реализации педагогических методик, основанных на рефлексии, позволяют говорить о методологическом и методическом осмыслении и обобщении этих групп методов и формировании технологий рефлексивного обучения.
У рефлексивных методик нет жестких процессуальных рамок (это не касается самого механизма рефлексии). Рефлексия нацелена на преобразование существующей профессиональной практики или ситуации, поэтому рефлексивная методика предполагает исследовательский процесс. Педагог (игротехник, тренер, модератор и т.д.), апеллируя к рефлексивной методике, должен учитывать все ее особенности, поскольку благодаря креативности, развитию внутренней мотивации, способности к рефлексии, опоре на личностный потенциал профессионал выходит на новый уровень своей деятельности и может работать творчески.
Рефлексия как феномен предполагает развитое самосознание, являясь одновременно и условием его развития и продуктом, поэтому основные методики должны быть ориентированы по крайней мере на подростковый возраст. В настоящее время данные методики разработаны и применяются преимущественно в рамках последипломного образования и переобучения, что связано, в первую очередь с наличием профессионального опыта, служащего материалом рефлексивных методик [1].
Обоснование рефлексивной методики опирается на описание рефлексивного метода как дидактического, имеющего три критерия, присущие любому дидактическому методу:
– выявление специфики цели обучения, достигаемой рефлексией;
– описание способов усвоения знаний с помощью рефлексии;
– определение характера взаимодействия субъектов обучения при реализации рефлексивного метода.
В качестве рабочего целесообразно использовать определение рефлексии как обобщенного типа реальности, выражающегося в различных видах мыслительной деятельности и предполагающего анализ, критическую реконструкцию реальности и ее нормирование.
2. Модульное обучение как дидактическая основа формирования профессиональной компетентности рабочих и специалистов.
В настоящее время в Республике Беларусь происходит переосмысление требований предъявляемых к подготовке кадров технического и обслуживающего труда и, следовательно, назревает необходимость обновления и совершенствование действующих нормативных документов, в том числе и образовательных программ, что в свою очередь требует от системы образования новых продуктивных подходов к подготовке высококвалифицированных специалистов различного уровня квалификации. Поэтому преподавательскую деятельность сегодня следует рассматривать как применение надежных технологий, способных сделать образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения. Одной из таких технологий является технология модульного обучения, целью которой является поэтапное повышение уровня качества процесса обучения на основе создания ориентированных на результат специальных программ. Отечественная и зарубежная практика подготовки квалифицированных кадров показывает перспективность модульной технологии обучения, обеспечивающей постепенное накопление знаний, переход к следующему уровню после полного усвоения предыдущего, активизацию самостоятельной работы обучающихся, индивидуальной темп обучения и обязательное самообразование, обучение в течение всей жизни.
Модульное обучение отличается от традиционного обучения, используемого в учебных заведениях, так как в рамках отдельного модуля осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, обеспечивающей выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда. Модульное обучение, общие положения которого были сформулированы в конце 60-х гг. XX в. в США, возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе многие прогрессивные идеи, накопленные в педагогической теории и практике [7, c. 3].
Центральным понятием в системе модульного обучения является понятие «модуль». Согласно определению ЮНЕСКО, модуль — «изолированный обучающий пакет, предназначенный для индивидуального или группового изучения с целью приобрести одно умение или группу умений путем внимательного знакомства и последовательного изучения упражнений с собственной скоростью» [8].
Целью модульного обучения является создание гибких образовательных структур, как по содержанию, так и по организации обучения, гарантирующих удовлетворение потребности, имеющейся в данный момент у человека, и определяющих вектор нового, возникающего интереса. По мнению В. Д. Симоненко, цель модульного обучения — создание наиболее благоприятных условий для развития личности обучаемой путем обеспечения гибкого содержания обучения, приспособление дидактической системы к индивидуальным возможностям, запросам и уровню базовой подготовки обучаемого посредством организации учебнопознавательной деятельности по индивидуальной учебной программе [7, c. 3].
Отчет по лабораторной работе № 2
1. Технология включения социальных сетей в образовательный процесс учреждения профессионального образования.
Обеспечение коммуникации глобального масштаба стало возможным благодаря развитию информационных технологий и созданию на их основе социальных сетей. Л.А. Браславец дает следующее определение социальных сетей: социальные сети есть сервис в сети Интернет, благодаря которому пользователи получили возможность устанавливать связи с другими пользователями, создавать личную стандартизированную виртуальную страницу [1]. Социальные сети обладают характерными чертами сетевого сообщества, ICQ, форума, что позволяет пользователю создавать персональную личную сеть взаимоотношений с разными людьми для обсуждения, решения волнующих их проблем.
Следует отметить, что социальные сети выполняют важнейшие для современного человека функции. Е.И. Скрипак, Р.С. Селезенев выделяют следующие функции:
- коммуникационная (общение с целью обмена информацией, поддержания, укрепления связей);
- самореализационная (удовлетворение потребности человека в реализации внутреннего потенциала);
- социализирующая (усвоение и принятие культурных норм и социального опыта, необходимых для функционирования в обществе);
- идентификационная (Я-позиционирование в социальном виртуальном сообществе);
- информационная (получение / распространение информации);
- образовательная (получение / распространение / использование информации в образовательных целях);
- развлекательная, досуговая [2].
Социальные сети в силу имеющихся у них особенностей привлекательны для широкого круга пользователей. А.Д. Иоселиани выделяет ряд характерных особенностей социальных сетей и коммуникации в социальных сетях: бестелесность (коммуникация виртуальных образов, лишенных телесности), анонимность (виртуальный образ реального человека), отсутствие пространственной привязанности, общение людей, находящихся в значительной территориальной отдаленности друг от друга, временная асинхронность коммуникации, ограниченность форм самовыражения (использование символов, смайлов), общение без субординационных барьеров, оценка партнеров в коммуникационном взаимодействии по содержанию интеракции [3].
Таким образом, общение посредством социальных сетей представляет собой новый вид коммуникации, возникший благодаря переходу глобальной сети на вторую стадию развития – Web 2.0, когда, как считает Т. О'Рейлли, пользователи не просто являются пассивными потребителями информации, а сами создают и распространяют контент [4].
2. Технология коллективных творческих дел в системе воспитательной работы учреждения профессионального образования.
Поскольку основной формой функционирования педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности.
Технология коллективного творческого воспитания – это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действительно стала важнейшим воспитывающим фактором, силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе превентивные, упреждающие (отсюда – мероприятие), корректирующие и направляющие течение педагогического процесса. Цель любого мероприятия с позиций педагогов – формирование того или иного отношения личности (к труду, обществу, учению и т.п.).
В технологии коллективного творческого воспитания такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и "огоньки", коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и воспитанников. Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий. Первые три (предварительная работа воспитателей, коллективное планирование КТД и коллективная подготовка КТД) рассмотрены в предыдущей теме «Технология конструирования педагогического процесса» [7].
Подготовка мероприятия (КТД) предполагает на своем завершающем этапе строгое распределение ролей на период его осуществления (кто за что отвечает, что делает каждый), определение места и времени его проведения. Само же проведение мероприятия связано уже с четвертой стадией. Она предполагает, в свою очередь, три этапа: начало, основную часть и окончание.
Начало мероприятия как организационный момент (по аналогии с уроком) должно вызвать определенный психологический настрой воспитанников. В качестве средств здесь могут выступать песня, вступительное слово педагога или ведущего, музыка и др.
Основная часть мероприятия отдается осуществлению запланированной предметной деятельности, объем которой должен соответствовать возрасту воспитанников и поставленным задачам. Применительно к этой части не может быть никаких других регламентаций и ограничений.
Окончание, так же как и начало мероприятия, – обязательный этап в его проведении. Здесь могут использоваться те же средства. Главное, чтобы они упрочили вызванное основной частью чувство удовлетворенности фактом причастности к коллективу, а также личностной значимости переживаний.
1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. – Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004.
2. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1995.
3. Загашев И.О. , Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
4. Заир-Бек С.И. , Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. — М.: Просвещение, 2004.
5. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУПМ, 2002, 2003.
6. Муштавинская, И. В. Использование рефлексивных технологий в развитии способности учащихся к самообразованию как педагогическая проблема / И. В. Муштавинская. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 146-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1072/
7. Самашова Г. Е. Возможности модульного обучения в подготовке рабочих кадров для предприятий Государственной программы индустриально-инновационного развития / Г. Е. Самашова, А. А. Толеукул // Вестник ЗКГУ. — 2017. — № 1 (65).
8. Самашова, Г. Е. Реализация модульного обучения в рамках профессиональной подготовки рабочих кадров / Г. Е. Самашова, А. А. Толеукул. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1 (187). — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/archive/187/47661/
9. Смирнова Г. М., Кан Т. С., Готтинг В. В., Квитко Е. М., Акимбаева Г. М. Разработка модульных программ, основанных на компетенций специалиста: учебно-методическое пособие. — Караганда: ТОО «Арка и К», 2015. — 190 с.
10. Браславец Л.А. Интернет-сервисы социальных сетей в современной системе средств массовой информации : автореф. дис. канд. филол. наук/ Л.А. Браславец – Воронеж, 2010. – 169 с.
11. Селезенев, Р.С., Скрипак Е.И. Социальные сети как феномен информационного общества и специфика социальных связей в их среде // Вестник КемГУ. – 2013. – №2(54). – С. 125-132.
12. Иоселиани А.Д. Антропология глобального мира: человек в современной коммуникативно-информационной сфере / / Век глобализации. – 2013. – №2. – С. 152-153.
13. Рогалева О. С., Шкайдерова Т. В. Новые медиа: эволюция понятия (аналитический обзор) // Вестник ОмГУ. – 2015. – №1. – С. 222-225.
14. Шестеркина Л.П. Основные характеристики новых социальных медиа // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Филология, история, востоковедение. – 2014. – №2. – С. 107-111.
15. Капусникова M.Р., Каменева Е.А., Борщева Т.А. Негативные аспекты влияния социальных сетей на российскую молодежь // Психическое и психологическое здоровье человека в XXI в.: правовые, политические, социально-экономические и гуманитарные аспекты : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (г. Новороссийск, 24-25 нояб. 2016 г.) / под общ. ред. В.В. Пономарева, M.А. Писаревской. – Ставрополь : Логос, 2016. – С. 73-76.
16. Бойков, А.А. Коллективно-творческое дело как личностно-ориентированная воспитательная технология / А.А. Бойков // Управление школой. – 2007. – № 8.
17. Иванов, И.П. Методика коммунарского воспитания / И.П. Иванов. – М. : Просвещение, 1990. – 200 с.
18. Никишов, А.М. Организация воспитания школьников / А.М. Никишов. – М., 1995. – 225 с.
19. Сидоров, С.В. Организация воспитательной работы в ученическом коллективе / С.В. Сидоров. – Шадринск : ШГПИ, 2004. – 124 с.