РЕФЕРАТ
ВВЕДЕНИЕ
1 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ, ЕГО ТИПОВАЯ СТРУКТУРА И ОБУЧАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
2 ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ, ПЛАНИРОВАНИЮ И РАЗМЕЩЕНИЮ ОБОРУДОВАНИЯ УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Урок производственного обучения в соответствии с темой и целями имеет свою последовательность и делится на различные структурные этапы (части), а каждый структурный этап урока включает в себя структурные элементы.
Рассматривая структуру урока п/о следует отметить, что урок состоит не из отдельных обособленных этапов (частей) и составных структурных элементов, а взаимосвязанных, последовательно группируемых по характеру деятельности мастера п/о и учащихся.
Структурными этапами (частями) урока п/о является:
1. Организационный этап (вводный инструктаж) – 1-2 % времени занятия.
Вводный инструктаж проводится перед началом изучения темы, подтемы или раздела программы. Назначение его – подготовить учащихся к сознательному выполнению учебно-производственных работ наиболее рациональными приемами, обеспечить соблюдение правил безопасности труда.
2. Вводный этап (часть) урока (занятия) – 12-15 % времени занятия.
3. Основной этап (текущий инструктаж) урока – 70-80 % времени занятия.
4. Заключительный этап (заключительный инструктаж) урока – 5-6 % времени.
1 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ, ЕГО ТИПОВАЯ СТРУКТУРА И ОБУЧАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Урок производственного обучения - урок в учебных мастерских. Его специфика заключается в формировании начальных профессиональных навыков, необходимых для производительного труда в производственной среде. На уроках производственного обучения осуществляется интеграция знаний и их комплексное применение в процессе практической деятельности учащихся. Это определяет структуру урока по производственному обучению, его содержание и методы обучения, а также продолжительность урока (как правило, полный учебный день составляет шесть академических часов).
При подготовке к уроку мастер п/о должен учитывать следующие требования, повышающие качество обучения учащихся:
● комплексно-методическое обеспечение мастерской, урока;
● соответствие урока требованиям Госстандарта по профессии и учебной программы;
● определение типа, вида урока п/о, комплексно-дидактических целей, структуры урока п/о;
● целесообразность отбора структурных этапов и структурных элементов и дозировки времени;
● определение форм организации обучения и уровней обучения.
По-прежнему важное место в структуре урока производственного обучения отводится инструктажу, который в групповой форме обучения может быть вводным, текущим и итоговым [5].
Обязательным структурным элементом урока производственного обучения является итоговый инструктаж. Обычно проводится в конце урока. Основная дидактическая цель заключительного брифинга - показать учащимся, что они узнали, как много они продвинулись в освоении профессии, что и как нужно делать, чтобы избежать недостатков и закрепить успехи на основе анализа успехов и недостатков урока [7].
2 ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ, ПЛАНИРОВАНИЮ И РАЗМЕЩЕНИЮ ОБОРУДОВАНИЯ УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ
Одной из важнейших административно-экономических функций в образовательном учреждении следует считать создание условий, обеспечивающих учебный процесс.
В последние годы многие обеспокоены снижением внимания и очевидной тенденцией уничтожения учебно-материальной базы трудовой подготовки школьников. Но если по крайней мере что-то предпринимается в области базового образования, то учреждения дополнительного образования получили полную «свободу» в решении этого вопроса. Не секрет, что организация материально-технической базы, создание мастерских и поиск квалифицированных специалистов чрезвычайно сложны. Поэтому в нынешних социально-экономических условиях при недостаточном финансировании учреждений дополнительного образования легче исключить трудовое обучение из учебных программ, сократить количество кружков, факультетов и пр. [13].
Организация семинара требует гораздо больше денег на его обучение, чем на других занятиях. Процесс, связанный с трудом, творчеством, требует специализированной мебели, оборудования, большого количества материалов, инструментов, различных приспособлений, наглядных пособий, учебных пособий.
Не следует недооценивать роль интерьера комнат, где учатся дети. Все, с чем сталкивается ребенок, все, что влияет на его сознание, не проходит бесследно, прямо или косвенно формирует духовный образ ребенка, его творческие способности. Поэтому вся среда является неотъемлемой частью образования. Любой элемент интерьера влияет на психику детей. Вещи помогают им не только узнать окружающий их мир, но и выработать концепцию красоты, привычек порядка, точности и, в конечном итоге, повлиять на формирование личности ребенка.
Материально-техническая база мастерских, в которых дети учатся работать, должна быть оснащена самым современным и надежным оборудованием, вызывать интерес у подростков, повышать их познавательную активность, развивать навыки работы с самыми сложными устройствами и стимулировать их желание использовать. ручной и электроинструмент на практике.
Интерьер учебных мастерских - это материальная среда, которая обеспечивает наилучшие условия для обучения и воспитания. Качество обучения, состояние здоровья учащихся и преподавателей, а также творческое развитие детей зависят от правильной организации внутреннего пространства учебных семинаров [15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, обязательным структурным элементом урока производственного обучения является итоговый инструктаж. Обычно проводится в конце урока. Основная дидактическая цель заключительного брифинга - показать учащимся, что они узнали, как много они продвинулись в освоении профессии, что и как нужно делать, чтобы избежать недостатков и закрепить успехи на основе анализа успехов и недостатков урока.
При проведении итогового инструктажа следует исходить из следующих предпосылок: итоговый инструктаж является неотъемлемой частью урока, его содержание, организация и методика должны способствовать решению образовательных задач профессионального обучения. Заключительный инструктаж - это коллективная форма работы с учащимися: чем активнее мастер привлекает учащихся к своему поведению, тем эффективнее он.
Урок включает в себя создание практически значимой работы, и положительная оценка деятельности поднимает профессиональные намерения и ценностные ориентации учащихся до уровня выше обычного.
Одной из важнейших административно-экономических функций в образовательном учреждении следует считать создание условий, обеспечивающих учебный процесс.
1. Аксенова, Л.Н. Методика воспитательной работы в учреждениях профессионального образования: учеб.-метод. пособие / Л.Н. Аксенова. – Минск: БНТУ, 2010. – 122 с.
2. Актуальные направления воспитания личности в системе профессионально-технического и среднего специального образования: метод. рек. / М-во образования Респ. Беларусь, Респ. ин-т проф. образования; О.С. Попова [и др.]; под ред. О.С. Поповой, Т.А. Сезень. – 5-е изд., стер. – Минск: РИПО, 2015. – 159 с.
3. Артеменко, З.В. Формы воспитательной работы с учащейся молодёжью: методика подготовки и проведения / З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская. – Минск: Современная школа, 2010. – 352 с.
4. Воспитание в сотворчестве: (активные методы в воспитательной работе с учащейся молодежью): сб. науч. ст. / под науч. ред. В.В. Познякова. – Минск: РИВШ, 2008. – 204 с.
5. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: утв. Постановлением М-ва образования Респ. Беларусь от 14.12.2006 № 125 [Электронный ресурс] // Республиканский портал «Профессиональное образование». – Режим доступа: http://ripo.unibel.by/index.php?id=2013
6. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. – М.: Высш. шк., 1990. – 119 с.
7. Ларин, А.Е. Формирование личности молодого рабочего: опыт организации учебно-воспитательной работы в Бобруйском среднем художественном ГПТУ № 15 / А.Е. Ларин. – Минск: Вышэйш. шк., 1982. – 256 с.
8. Методика воспитательной работы в учреждениях профессионально-технического образования: учеб.-метод. пособие / сост.: В.П. Дубодел, М.Л. Лешкевич, П.И. Савенок. – Мозырь: УО «МГПУ им. И.П. Шамякина», 2007. – 64 с.
9. Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов в учебных заведениях: утв. М-вом образования Респ. Беларусь 08.05.2003 г. № 20-12/20 [Электронный ресурс] // Naviny: Информационный портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://naviny.org/2003/05/08/by50903.htm
10. Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by
11. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова; под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 368 с.
12. Повышение педагогического мастерства куратора учебной группы: сб. метод. материалов / Ю.В. Емельяненко [и др.]; под ред. О.С. Поповой, Ю.В. Емельяненко. – 4-е изд., стер. – Минск: РИПО, 2016. – 123 с.
13. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг.: утв. Постановлением М-ва образования Респ. Беларусь от 22.02.2016 № 9 [Электронный ресурс] // Республиканский портал «Профессиональное образование». – Режим доступа: http://ripo.unibel.by/index.php?id=2013
14. Республиканский портал «Профессиональное образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ripo.unibel.by/
15. Сумина, Т.Г. Методика воспитательной работы: учеб. для студентов учреждений высш. образования / Т.Г. Сумина. – М.: Изд. центр «Академия», 2014. – 192 с.