1. Понятие о комплексном методическом обеспечении предмета. Структура и содержание паспорта учебно–производственной (учебной) мастерской
2. Учет выполнения учебного плана и программы производственного обучения
Список использованных источников
1. Понятие о комплексном методическом обеспечении предмета. Структура и содержание паспорта учебно–производственной (учебной) мастерской
Понятие о комплексном методическом обеспечении предмета
Комплексное методическое обеспечение предметов и профессий – это совокупность средств обучения, являющихся одним из важнейших компонентов учебно–воспитательного процесса.
Под комплексным методическим обеспечением следует понимать планирование, разработку и создание оптимальной системы, учебно–методической документации и дидактических средств обучения, необходимых для полного и качественного обучения учащихся.
При определении критериев и содержания комплексного учебно–методического обеспечения процесса обучения необходимо исходить из рабочей учебной программы, отражающей требования государственного образовательного стандарта, определяющей проект содержания учебного процесса по предмету, профессии в соответствии с современными требованиями.
Система учебно–методической документации и средств обучения должна охватывать все основное содержание программного материала. Комплексность выражается в том, что изучение каждого узлового вопроса содержания обучения по каждой теме (разделу) учебной программы обеспечивается необходимым оптимальным минимумом средств обучения и необходимой документацией, позволяющим качественно осуществлять учебный процесс [1].
Следующий критерий – учет дидактических возможностей средств обучения. Различные средства обучения имеют различное назначение, различные дидактические функции и возможности. Комплексный подход в учебно–методическом обеспечении процесса обучения предполагает планирование и создание комплекса соответствующих средств обучения с учетом их преимущественных функций и возможностей, а также типичных ситуаций применения.
Комплексный подход к учебно–методическому обеспечению процесса обучения требует, чтобы средства обучения обеспечивали и обучающую деятельность преподавателя, мастера, и учебную деятельность обучающихся на всех этапах учебного процесса. Применительно к производственному обучению это: формирование ориентировочной основы действий учащихся, формирование (отработка) новых способов действий, применение освоенных способов действия, контроль и оценка формируемых и сформированных умений и навыков учащихся.
2. Учет выполнения учебного плана и программы производственного обучения
Основным учетным документом производственного обучения УО является журнал производственного обучения по установленной форме, который ведется мастером по указанным в нем правилам.
В нем учитывается выполнение учебного плана и программы учебной группой и каждым обучающимся во время обучения в учебных цехах/мастерских, например, на строительно–монтажных объектах и во время производственной практики до начала обучения.
Целью учета выполнения плана обучения является определение того, изучаются ли курс и отдельные предметы в требуемое время и в требуемом объеме. Для этого мастер обучения регулярно вводит в журнал обучения даты занятий, названия тем, подтемы и время, затраченное группой и каждым обучающимся.
Журнал программы обучения позволяет определить, соответствует ли изученный материал требованиям и содержанию программы обучения. Для этого мастер должен записать содержание каждой лекции и работу учеников в группе.
Еще одним документом производственного обучения является дневник, который ведет каждый студент во время обучения и во время производственной практики до начала обучения. В нем ежедневно фиксируется содержание проделанной работы и время, потраченное на нее. Например бригадир вместе с мастером производственного обучения принимает выполненную работу и записывает в дневнике степень, стандарт и качество выполненной работы.
В исключительных случаях, например, на очень разбросанных строительных площадках, прораб не может участвовать в приемке работ, но должен проверять правильность записи в дневнике. Выполнение учебного плана и программы обучения в этот период фиксируется в журнале на основании записей в дневнике. В случае отклонений от программы обучения мастер должен постараться устранить обнаруженные дефекты и немедленно уведомить об этом старшего мастера. В конце дневника учащийся указывает передовые методы и приемы труда электромонтажников, которые были им изучены, а также экономический эффект от внедрения нового технологического процесса или рационализаторского предложения, передовых приемов труда, отмечает свое участие в общественной жизни бригады, участка специализированного электромонтажного управления [5].
1. Аронов, М. Ф. Совершенствование производственного обучения / М. Ф. Аронов, Л. Л. Молчанов. – М., 1995.
2. Молчан, Л.Л., Шкляр, А.Х. Производственное обучение / Л.Л. Молчан, А.Х. Шкляр. – Минск: РИПО, 1998. – 67 с.
3. Скакун, В. А. Преподавание курса «Организация и методика производственного обучения» / В. А. Скакун. – М., 1990.
4. Тамарин, Н.И., Шафаренко, М.С. Справочная книга мастера производственного обучения / Н.И. Тамарин, М.С. Шафаренко. – М: Высш. шк., 1988. – 207 с.
5. Титов, А. И. Методика производственного обучения / А. И. Титов. – Минск, 1988.
6. Шапоринский, С. А. Вопросы теории производственного обучения / С. А. Шапоринский. – М., 1981.