ВВЕДЕНИЕ
1 УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. КОНТРОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3 БУДУЩЕЕ ЕСТЬ ТОЛЬКО У ТРЕЗВОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Социальная, воспитательная и идеологическая работа в учреждениях профессионального образования осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 годы.
Современное информационное общество ставит перед учреждениями профессионального образования задачу подготовки выпускников, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, самостоятельно критически мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить, самостоятельно работать над развитием нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Современное состояние воспитательной среды в учреждениях профессионального образования требует совершенствования в направлениях:
– анализа результатов развития личности учащихся в учреждениях профессионального образования, выявленных в процессе мониторинга;
– активизации деятельности ученического самоуправления и молодежных общественных объединений, способствующих социальной активности и самореализации молодежи;
1 УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. КОНТРОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Воспитательный процесс образовательного учреждения – это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда определяется через систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении.
Согласно современному подходу, воспитательный процесс основывается на культурной парадигме, которая определяет его как вхождение учащегося и педагога в контекст современной культуры. Приобретение, усвоение и присвоение культуры являются компонентами процесса воспитания, в то время как знание мира, отношение и умение взаимодействовать с ним составляют содержание образования. Момент их взаимодействия играет решающую роль в этом вхождении двух субъектов образовательного процесса в контекст культуры [3, с. 143].
Педагог профессионального обучения должен понимать прямую взаимосвязь организации учебно-воспитательного процесса и его согласования с возможностями обучаемых в рамках ГОСТа.
Подготовка молодых людей в выбранной области должна основываться на индивидуальном обучении. Практика показала, что единые требования в отношении обязательного минимума знаний всегда выполняются там, где для учащихся создается атмосфера последовательного и целенаправленного включения в образовательные и связанные с работой задачи различной степени сложности. Сила и постепенность позволяют использовать обучение в качестве средства развития и обучения личности.
Воспитательный процесс может быть использован в двух значениях: как воспитательная работа педагога-педагога и как воспитательная работа учебного заведения. Особенности организации воспитательного процесса зависят от ряда факторов:
– характеристики самого учреждения образования, т.е. цели педагогической системы;
– система условий и воздействий, создаваемых образовательным учреждением для развития и самореализации личности обучающегося.
Воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования имеет свои особенности. Здесь воспитательный процесс продолжается на завершающем этапе становления личности.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Молодежная субкультура – это довольно новое и многогранное явление в общественной жизни. Существование этого феномена затрагивает многие аспекты – от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп.
Проблема молодежи затрагивает множество граней и аспектов. Это проблемы формирования политических взглядов и ориентаций молодежи, т.е. проблемы политической социализации, это проблемы молодой семьи досугового воспитания молодежи, проблемы формирования профессионально-квалификационной структуры молодежи, отвечающей потребностям национальной экономики. Это далеко не полный перечень тех проблем, которые объединены в единую молодежную проблему любого общества. Очень большой проблемой для общества является рост девиантного поведения и молодежной преступности.
Молодежь – главный ресурс общества – его будущее. Но они не смогут выполнить свою судьбу, если общество и государственная власть оставят их без особой поддержки. И это не означает, что молодые люди являются паразитами из-за особенностей их социального статуса в обществе.
Молодежь как социальная группа отличается тем, что на этапе жизненного старта у нее возникают особые трудности, прежде всего с трудоустройством молодых людей, более острые жилищные и материальные проблемы. Во многих международных документах и исследованиях отмечается, что практически во всех странах мира молодежь признана наиболее уязвимой группой общества [1, с. 65].
Развитие потенциала творческой и одаренной молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны является актуальным направлением реализации государственной молодежной политики. Система работы с одаренными учащимися учреждений профессионального образования включает в себя следующие направления деятельности:
– выявление учащихся, обладающих интеллектуальными, творческими и организаторскими способностями;
– оказание педагогической и психологической поддержки одаренным студентам;
– создание условий для вовлечения одаренных детей и молодежи в интеллектуальную и творческую деятельность;
3 БУДУЩЕЕ ЕСТЬ ТОЛЬКО У ТРЕЗВОСТИ
Направление воспитания: воспитание культуры здорового образа жизни.
Тема «Будущее есть только у трезвости»
Форма организации: урок-семинар
Цель работы: познакомить учащихся с произведениями автора Федора Углова «Человек среди людей» и «В плену иллюзий» и сформировать правильное отношение учащихся к здоровому образу жизни, к отношению к алкоголизму, и в целом к своему здоровью и здоровью нации.
Задачи:
– формирование у учащихся правильного отношения к своему здоровью;
– развитие правильного отношения учащейся молодежи к алкоголю и здоровью нации
Методическое обеспечение: книги Ф. Углова «Человек среди людей» и «В плену иллюзий».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитательный процесс образовательного учреждения – это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся. Воспитательный процесс может быть использован в двух значениях: как воспитательная работа педагога-педагога и как воспитательная работа учебного заведения. Деятельность учреждения профессионального образования в сфере воспитания предполагает не только постановку цели и ее достижение, но и управление через систему контроля и обратной связи. В данном случае используются следующие виды контроля: внутренний контроль, текущий контроль.
Процесс организации и развития одаренных учащихся в учреждении образования будет эффективным, если он будет обеспечиваться целенаправленной подготовкой педагогов и учащихся к совместному творческому решению управленческих задач и созданием оптимальных условий для вовлечения учащихся в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность, стимулирования социальной активности и творчества. Одаренные учащиеся должны иметь возможность влиять на процесс разработки местных актов учебного заведения и удовлетворять текущие потребности в самовыражении, самоутверждении, самореализации и деловом общении со взрослыми на основе партнерства.
1. Аксенова, Л.Н. Методика воспитательной работы в учреждениях профессионального образования: учеб.-метод. пособие / Л.Н. Аксенова. – Минск: БНТУ, 2010. – 122 с.
2. Артеменко, З.В. Формы воспитательной работы с учащейся молодёжью: методика подготовки и проведения / З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская. – Минск: Современная школа, 2010. – 352 с.
3. Ларин, А.Е. Формирование личности молодого рабочего: опыт организации учебно-воспитательной работы в Бобруйском среднем художественном ГПТУ № 15 / А.Е. Ларин. – Минск: Вышэйш. шк., 1982. – 256 с.
4. Методика воспитательной работы в учреждениях профессионально-технического образования: учеб.-метод. пособие / сост.: В.П. Дубодел, М.Л. Лешкевич, П.И. Савенок. – Мозырь: УО «МГПУ им. И.П. Шамякина», 2007. – 64 с.
5. Повышение педагогического мастерства куратора учебной группы: сб. метод. материалов / Ю.В. Емельяненко [и др.]; под ред. О.С. Поповой, Ю.В. Емельяненко. – 4-е изд., стер. – Минск: РИПО, 2016. – 123 с.
6. Сумина, Т.Г. Методика воспитательной работы: учеб. для студентов учреждений высш. образования / Т.Г. Сумина. – М.: Изд. центр «Академия», 2014. – 192 с.