ВОПРОС №1.
Исполнительная власть в Республике Беларусь
ОТВЕТ
Органы исполнительной власти (государственного управления) среди субъектов административного права занимают особое место. Они являются самой многочисленной разновидностью коллективных субъектов административного права, наделенных государственной компетенцией, которая по своему объему самая обширная.
Несмотря на это, действующее законодательство не содержит четкого определения государственных органов, призванных осуществлять исполнительную власть. Так, в ст. 106 Конституции Республики Беларусь указывается, что исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления.
В части 2 ст. 9 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» закреплено, что местные исполнительные комитеты входят в систему органов исполнительной власти.
Виды других государственных органов, входящих в эту систему, не определены. Можно предположить, что и Президент Республики Беларусь входит в систему органов исполнительной власти, поскольку он обладает широкими управленческими полномочиями и по существу возлагает систему исполнительной власти, а также другие государственные органы, которые по действующему законодательству называются органами государственного управления.
Необходимо также учитывать, что лишь Конституция Республики Беларусь 1994 г. вместо термина «государственное управление» ввела в оборот понятие «исполнительная власть». Но, несмотря на это, в современной литературе используется как старое, так и новое понятие.
По-разному определяют авторы и сущность органов исполнительной власти. Одни считают, что орган исполнительной власти - «это политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций исполнительной ветви государственной власти, и наделённое в этих целях полномочиями государственно-властного характера». Другие авторы считают, что государственный орган - «это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного арата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции.
ВОПРОС №2.
Правоспособность и дееспособность граждан.
ОТВЕТ
Для вступления в гражданские правоотношения их участникам необходимо обладать определенными качествами (свойствами), совокупность которых определяется понятием правосубъектности.
Правоспособность - это способность лица иметь гражданские права и нести обязанности (ст.16 Гражданского Кодекса Республики Беларусь, далее ГК). Правоспособности свойственна абстрактность и не отчуждаемость.
Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается смертью. Иногда закон признает возможность иметь гражданские права за еще не родившимся человеком (например: ребенок наследодателя, родившийся после его смерти, признается наследником по закону (ст.1037 ГК).
Гражданская правоспособность не является естественным свойством гражданина. Ею наделяет родившегося человека государство, принявшее закон. Она - общественно-юридическое явление и не что иное как юридическая возможность[5 c.65].
Гражданскую правоспособность следует отличать от субъективных прав. Она даёт возможность их иметь. Субъективные права - результат реализации правоспособности[5 c.66].
Содержание правоспособности граждан образуют те имущественные и личные неимущественные права и обязанности, которыми гражданин может обладать, но не обязательно имеет в конкретном случае. В этом отличие правоспособности от субъективных прав и обязанностей конкретного лица. В ст.17 ГК перечислены наиболее важные с точки зрения законодателя права и обязанности субъектом которых может быть гражданин:
· иметь имущество на праве собственности;
· наследовать и завещать имущество;
· заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью;
· создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;
· совершать не противоречащие законодательству сделки и участвовать в обязательствах;
· избирать место жительства;
· иметь права авторов произведений науки, литературы или искусства, изобретений или иных охраняемых законодательством результатов интеллектуальной деятельности;
· иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
ВОПРОС № 3.
Изменение трудового договора (перевод, перемещение, изменение существенных условий труда).
ОТВЕТ
Изменение трудового договора — это изменение его условий, определенных соглашением сторон, а также смена нанимателя (в результате реорганизации организации, смены собственника ее имущества), при которой трудовые отношения с работником продолжаются с его согласия.
Юридические гарантии, обеспечивающие работнику право выполнять только ту работу, о которой он условился с нанимателем при заключении трудового договора, закреплены в Трудовом кодексе Республики Беларусь. По общему правилу трудовой договор может быть изменен только с согласия сторон (ч. 4 ст. 19 ТК).
Важнейший принцип трудового договора — принцип стабильности трудовой функции, означающий, что наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, — закреплен в ст. 20 ТК. Три самостоятельные формы изменения трудового договора — перевод, перемещение, изменение существенных условий труда — регулируются гл. 3 ТК.
Обусловленная трудовым договором работа — это работа, о выполнении которой стороны договорились при заключении трудового договора. В силу прямого указания ст. 19 ТК условие о трудовой функции работника является обязательным условием трудового договора.
Понятие, виды, правовое регулирование переводов
Переводом признается поручение нанимателем работнику работы по другой профессии, специальности, квалификации, должности (за исключением изменения наименования профессии, должности) по сравнению с обусловленными в трудовом договоре, а также поручение работы у другого нанимателя либо в другой местности (за исключением служебной командировки) (ст. 30 ТК).
В зависимости от изменения места работы законодательство о труде различает три вида переводов на другую работу:
• перевод на другую постоянную работу у того же нанимателя;
• перевод на работу к другому нанимателю;
• перевод на работу в другую местность (за исключением служебной командировки).
Это три вида постоянных переводов, когда прежняя работа не сохраняется, а на другую работу работник переводится, как правило, на неопределенный срок.
ВОПРОС №4.
Соучастие в преступлении.
ОТВЕТ
Уголовную ответственность несут не только те лица, которые непосредственно совершили преступление, но и те, кто действовал в соучастии с ними (ст. 10 УК). Понятие соучастия раскрывается в ст.16 УК: соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления.
Объективными признаками соучастия являются количество лиц и совместность действий.
Преступление совершается в соучастии, если в нем участвует два и более лица. Для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы оба лица имели, как правило, все признаки субъекта преступления (возраст, вменяемость, специальные признаки).
Совместность (согласованность) действий соучастников означает, что каждый из них, стремясь к единому результату, совершает свою часть преступных действий, чем облегчает совершение преступления другим соучастникам и содействует достижению оговоренного результата. Соучастие может выражаться как в совершении активных действий, так и в бездействии. Таким образом, все соучастники, несмотря на свою роль в преступлении, действуют едино при совершении деяния, для достижения преступных последствий и создания между деянием и последствиями причинной связи.
Субъективные признаки соучастия включают осведомленность о целях и единство умысла.
Осведомленность соучастников о целях преступления предполагает знание ими хотя бы в общих чертах того, для чего нужны совместные действия. Для соучастия не требуется полной осведомленности всех преступников обо всем объеме запланированных действий и обо всех соучастниках. Достаточно, чтобы каждый был осведомлен о действиях исполнителя, а исполнитель знал о наличии хотя бы одного соучастника. Простая помощь преступнику со стороны лица, которое не предполагало о целях деятельности виновного, не образует соучастия.
Единство умысла означает сговор, соглашение о совместных действиях и достижении ожидаемого результата. Договоренность о преступлении может заключаться как на словах, так и с помощью жестов (знаков), через посредников, переписку и т.д. Время между заключением сговора и совершением преступления значения не имеет. Сговор может конкретизироваться, изменяться или прекращаться соучастниками по ходу осуществления преступления.
Не требуется, чтобы все соучастники в полном объеме оговаривали все действия каждого соучастника.